2009-07-08 00:23:02
ГлавнаяМировая экономика — Концептуальные основы глобализации мирового хозяйства и институционализации международных экономических отношений



Концептуальные основы глобализации мирового хозяйства и институционализации международных экономических отношений


Теоретики неоинституционализма подчеркивали, что свободный обмен информацией и беспрепятственная торговля способствуют созданию институтов благодаря появлению спроса на их услуги, обеспечивающие деятельность рынка. Некоторые важные аспекты взаимосвязи между развитием торговых отношений, в том числе на международном уровне, и процессом формирования и функционирования институтов заключаются в следующем:

- Торговля позволяет участникам рынка взаимодействовать с большим числом и более разнообразными по природе группами партнеров, увеличивает спрос на услуги официальных институтов, занимающихся предоставлением информации и обеспечивающих условия выполнения заключенных контрактов.

- Торговля помогает компаниям узнать о новых технологиях, а также о новых организационных и управленческих формах деятельности.

- Торговля позволяет создавать на рынках условия для большей конкуренции и осуществлять изменения в размере относительных доходов, что в свою очередь заставляет меняться и обслуживающие ее институты.

- Торговля подвергает страны разным видам риска, что стимулирует создание дополнительных институтов, которые занимаются новыми разновидностями риска.

- Торговля позволяет привлекать новых участников рынка из других стран и регионов, которым также необходимы более эффективные институты для обеспечения поддержки их рыночных трансакций.

Эмпирическое исследование, охватившее более 110 стран, показало, что параметры институциональной эффективности (такие, как качество деятельности институтов по предоставлению общественных услуг или отношение к власти закона) в значительной степени связаны с открытостью международной торговли. Это справедливо, даже если принять во внимание различия в доходах на душу населения, размерах стран, правовых традициях, длительности периода, в течение которого страны являются независимыми, и другие факторы.

Наличие трансакционных издержек сужает область обмена, в том числе и применительно к трансграничной (международной) торговле. В данной связи возникает потребность в некоей внешней силе, которая призвана установить порядок, навязав игрокам определенные «правила игры», структурирующие взаимодействие между ними, и, тем самым, снизить уровень неопределенности, что сделает менее рискованными внешнеторговые операции стран-участниц международной торговли. Такой силой и становится на современном этапе развития мирового хозяйства ВТО.

На основе формирования и воспроизводства системы правил возникает порядок, регулирующий мировую торговлю. Под правилами мы понимаем общепризнанные и обеспеченные соответствующим механизмом защиты предписания, которые требуют, запрещают или разрешают определенные действия для более чем одного человека. Правила, снижая неопределенность, обусловливают относительную информированность субъекта об изменениях во внешней среде, связанных с появлением других субъектов. Более того, в той степени, в какой рациональность поведения субъекта зависит от степени его информированности и способности использовать данную информацию для принятия решения, правила оказываются условием рациональности поведения субъекта.

Для развития интегрированных мировых рынков важным является существование механизмов внешней реализации прав экономических субъектов, таких как юридические системы или арбитраж третьих лиц. Они предоставляют доступ к рыночным возможностям для более широкой группы участников рынка. Для того чтобы внешние механизмы были эффективными, важно, чтобы остальные участники признавали их право на такую реализацию. Действие подобных механизмов обеспечивается как раз функционированием ВТО.

Когда в качестве действующего субъекта, который устанавливает для стран-участников мировой торговли общие цели и нормы, выступает единая организация - ВТО, то становится более вероятным, что будут созданы и другие эффективно действующие формальные институты, обеспечивающие поддержку развития мировой торговли в целом, а на этой основе и поддержку экономического развития отдельно взятых стран.

Конкретные системы институтов были характерны для различных этапов развития мирового хозяйства (например, до первой мировой войны, в межвоенный период, в период после окончания второй мировой войны до 1970-х гг., в 1970-1980-е гг.). Изменение характеристик международных экономических отношений, набора и относительного значения субъектов данных отношений, преследуемых ими целей и стимулов приводило к эволюционному либо революционному изменению и самой системы мирохозяйственных социальных институтов, созданию либо зарождению новых институтов, разрушению либо отмиранию старых, которые переставали соответствовать потребностям развития и вызовам мировой экономики. Так, например, в 1944 г. создаются так называемые Бреттон-вудские институты - Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития (позднее - основной институт группы Всемирного банка), которые были призваны выполнять регулирующие функции в рамках послевоенной Бреттон-вудской валютной системы и поддерживать восстановление и экономическое развитие пострадавших в ходе второй мировой войны стран. Позднее - в 1970-х гг. - параллельно со сменой международной валютной системы вносятся изменения в Устав МВФ и изменяются механизмы и принципы деятельности этой организации, а Всемирный банк переносит центр своей кредитной деятельности на развивающиеся страны и, позднее, на страны с переходной экономикой.

Анализ, проведенный выше, показал, что современный нам этап интернационализации мировой экономики - ее глобализация - оборачивается усилением взаимозависимости стран мира, интенсификацией различных форм экономических связей между ними, среди которых не последнее место занимают торговые отношения, возрастанием значения мирохозяйственных отношений для экономики любой страны мира. А значит, имеет место и объективная необходимость адаптации к новым реалиям и существующей системы институтов, в противном случае прежняя институциональная матрица (совокупность или, точнее, система социальных институтов) способна тормозить развитие мировой экономики и, таким образом, может вступить в противоречие с изменившимися характеристиками состояния мирового хозяйства. Причем рост значения мирохозяйственных связей для экономики практически любой страны мира означает и объективную потребность в повышении роли и увеличении значения социальных институтов, функционирующих в сфере международных экономических отношений, в том числе и в области мировой торговли, по сравнению с институтами регулирования хозяйственных отношений, действующими на национальном уровне.

Таким образом, в условиях глобализации мировой экономики (напомним, что о данных процессах стали говорить с начала 1990-х гг.) неизбежно встает вопрос как о трансформации существующих форм институционализации международных экономических отношений, так и о возникновении новых форм институционализации. Причем этот вызов относится ко всем возможным формам мирохозяйственных связей - валютно-финансовым отношениям, трансграничному перемещению капитала во всех его видах, международной трудовой миграции, международному трансферу технологии и, не в последнюю очередь, к международной торговле. Например, риски и вызовы, связанные с глобализацией мировой экономики, побудили в настоящее время к обсуждению вопроса о дальнейшем реформировании механизмов функционирования и политики международных финансовых организаций. Характерно, что как сами чиновники МВФ и Всемирного банка, так и развитые страны, в совокупности контролирующие данные организации, пришли к общему мнению о необходимости и неизбежности формирования новой более устойчивой перед глобальными кризисными явлениями «мировой финансовой архитектуры» с закреплением новых функций данных организаций. В области же международных торговых отношений ответ на данный вызов времени был связан с созданием и функционированием (с 1995 г.) нового международного социального института - Всемирной торговой организации (ВТО), призванной комплексно регулировать все аспекты международных торговых отношений в отличие от своего предшественника - ГАТТ, в сфере компетенции которого была лишь международная торговля товарами.

Итак, в статье была раскрыта специфика институционального подхода к анализу экономических явлений и представлено авторское понимание категории социального института как синтеза внутренних нормативно-ценностных характеристик института и его внешней формализованной структуры, выступающей в качестве организации. Одновременно с этим была обоснована необходимость процесса институционализации международных экономических отношений, проанализирована взаимосвязь процессов глобализации и институционализации мировой экономики, конкретные проявления этой взаимосвязи применительно к международным торговым отношениям на современном этапе развития мирового хозяйства.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


О классификации теорий мировой экономики
Формирование единого бюджета ЕС и его использование для проведения региональной и социальной политики ЕС в Германии и Дании
Миграционное давление на Европу
Проблемы, условия и перспективы присоединения России к ВТО
Развитие европейской интеграционной политики Германии и Дании: цели и принципы
Вернуться к списку публикаций