2009-07-08 00:21:02
ГлавнаяМировая экономика — Признаки, функции и роль социальных институтов в современной экономической жизни



Признаки, функции и роль социальных институтов в современной экономической жизни


Создателями институтов могут быть самые разные люди, такие как политики, бизнесмены или любые другие члены общества. Так, законы о корпорациях, об обеспечении кредитов и банкротствах являются государственными (публичными) институтами, как и судебная власть, регулирующие органы и органы, занимающиеся сбором налогов. Банковские правила, нормы отношений между членами сообщества - это частные институты. Многие частные институты существуют под эгидой общественных институтов. Например, частные банки действуют в рамках публичного законодательства, а социальные нормы действуют в рамках (или без них) формально принятых законов.

Механизмы действия институтов могут быть внутренними, в этом случае сами стороны занимаются регулированием своих взаимоотношений, так и внешними, когда реализация возложена на третью сторону.

Неформальные институты обычно полагаются на собственных членов. Если расходы на коллективные действия меньше, а правила легко отслеживать, отдельно действующие лица могут объединяться в неофициальные группы, такие как деловые ассоциации или системы взаимного страхования. В подобных объединениях исключение из них становится одной из форм наказания.

Различают формальные и неформальные институты. К формальным институтам относятся правила, которые решением властных структур стали законами; правила, кодифицированные и принятые частными институтами; а также общественные и частные организации, действующие по общим законам. Например, такие организации включают фирмы, действия которых осуществляются по корпоративному законодательству. Неформальные институты, часто действующие за пределами официальной правовой системы, отражают неписаные кодексы социального поведения. К примерам этого рода можно отнести действия кредиторов, использующих социальные сети для определения кредитоспособности заемщиков, в основе которой лежит репутация участвующих в операциях агентов.

Для совершения сделок люди полагаются не только на формальные, но и на неформальные институты, при этом такие институты являются относительно более важными в бедных странах, где формальные институты развиты в меньшей степени. В подобных странах неформальные институты порой выступают в качестве формальных. Страны и сообщества могут пройти длительный путь, решая проблемы информации и принуждая к исполнению принятых мер без использования формальных публичных правовых систем. Но, по мере того как страны развиваются, численность и разнообразие партнеров, с которыми участники рынка взаимодействуют, увеличивается, а рыночные трансакции становятся все более сложными и требуют участия более официальных институтов. В идеале неформальные и формальные институты должны взаимно дополнять друг друга. Действуя совместно, они могут снижать трансакционные расходы в большей степени, чем каждый из них в отдельности. Например, формальные суды затягивают разрешение спорных вопросов и тем самым способствуют неформальному их разрешению, к которому прибегают стороны, при условии, конечно, что существует механизм реализации принятых решений. При бизнес-трансакциях возникает множество споров, однако до процесса прямого их разрешения при помощи формальных процедур доходит только незначительная их часть.

Для того чтобы гарантировать эффективность институтов, необходимо следующее:

- Создавать их так, чтобы они дополняли то, что уже существует, то есть другие поддерживающие институты, человеческие способности и имеющиеся технологии. Это связано с тем, что влияние каждого отдельного института определяется наличием поддерживающих институтов и издержками их функционирования, а также степенью развития коррупции, человеческих способностей и технологий. Вот почему институты, которые достигают своих целей в развитых странах, могут не добиться их в развивающихся. Значительная доля работы при создании новых институтов связана с изменением тех институтов, которые уже существуют, чтобы они лучше дополняли друг друга, а также с пониманием того, что следует создавать, а что в данных условиях не нужно.

- Использовать творческий подход к проектированию институтов, выбирая только те варианты, которые работают, и отказываться от тех инициатив, которые являются тупиковыми. Даже в случае стран с одинаковыми показателями дохода и производственных возможностей новаторский подход может помочь создать гораздо более сильные институты, чем в сравниваемых странах, из-за различий в местных условиях, причем эти различия касаются всего, начиная от социальных норм и заканчивая географическим положением страны.

- Устанавливать связь между участниками рынка при помощи открытых информационных потоков и беспрепятственной торговли. Обмен товарами и услугами вне существующих сетей и коммуникаций порождает спрос на институты, оказывающие поддержку рынку. Обмен информацией создает спрос на институциональные изменения за счет повышения ответственности людей, изменения их поведения и в результате поступления новых идей из-за пределов данного сообщества. В связи с этим связывание сообществ людей, входящих в сети, при помощи информации и торговли становится для политиков, занимающихся созданием институтов по поддержке рынка, приоритетным направлением деятельности.

- Способствовать конкуренции между территориями, компаниями и отдельными лицами. Более высокий уровень конкуренции влияет на эффективность существующих институтов, изменяет мотивацию и поведение людей и создает спрос на новые институты. Конкуренция среди разных регионов в рамках одной страны или между странами выявляет, какие институты действуют успешно, и способствует росту спроса на их услуги. То же самое можно сказать и в отношении конкуренции между компаниями и отдельными лицами.

Институты влияют также на эффективность экономической политики. В исследовании, проведенном экспертами Всемирного банка, было установлено, что результаты мероприятий, направленных на рост экономики и борьбу с бедностью в странах Азии, Латинской Америки и Африки, зависят от качества институтов. В разделенных сообществах, в частности, в этнически фрагментированных или отличающихся высокой степенью неравенства, слаборазвитые правительственные институты и недостаточные системы обеспечения социальной безопасности усиливают внешние шоковые явления, способствуя конфликтам, связанным с распределением доходов и отставанием ответных политических решений. Продолжительная неопределенность экономических условий и откладываемая корректировка политики сокращают возможности хозяйственного роста.

Для создания эффективных институтов необходимо в первую очередь определить, что мешает становлению рынка или ведет к положительным результатам. В некоторых случаях системного создания институтов органы власти добиваются эффективности, успешно «трансплантируя» законы, организационные структуры и учреждения. В других случаях системные реформы не приводят быстро к желаемым результатам. В этом отношении поучительным примером является разница между Польшей и Россией. Польша имела в недавнем прошлом опыт работы в рыночной системе, и польские политические деятели и бизнесмены гораздо лучше понимали необходимость соответствующей институциональной базы. Реформы, проводимые в Польше, фокусировались на четком распределении прав собственности и ролей в рамках хозяйственной системы между государством и частными субъектами экономики, например, путем введения строгих бюджетных ограничений для государственных фирм. У России же не было недавней истории рыночного развития, и реформы первоначально не дали желаемых результатов отчасти потому, что не было проведено четкого разграничения между частными и общественными институтами. В условиях жестких бюджетных ограничений фирмы не начали немедленно функционировать по рыночным принципам, что проявилось в больших задолженностях по выплатам налогов и по другим платежам.

Эффективными являются те институты, которые совместимы со стимулами. Институты с внутренними механизмами реализации в этом отношении являются эффективными, поскольку в них существует общепризнанная система вознаграждений и наказаний. Важным аспектом в разработке государственных (публичных) институтов является гарантирование того, что стимулы, которые создаются при этом, действительно способствуют появлению желательного типа поведения. Возьмем, например, страхование депозитов, которое создано для защиты вкладчиков от рисков, характерных для финансовых институтов. Опыт показывает, что страхование депозитов может ослабить мотивацию финансовых менеджеров более осторожно предоставлять деньги вкладчиков в кредит, в результате чего они готовы при совершении подобных операций пойти на повышенный риск. В таких обстоятельствах, чтобы снова заработали мотивирующие механизмы, требуется дополнительное регулирование, для чего, например, можно применить вариант, когда вознаграждение банковских менеджеров в значительной степени зависит от финансовых показателей деятельности банка.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Классический вариант модели Манделла-Флеминга
Принципы территориального развития компании, выходящей на мировые рынки
Мировая экономика и международные экономические отношения
Институциональная основа, принципы и функции ВТО
ВТО как институт регулирования международных торговых отношений
Вернуться к списку публикаций