2009-07-08 00:21:02
ГлавнаяМировая экономика — Признаки, функции и роль социальных институтов в современной экономической жизни



Признаки, функции и роль социальных институтов в современной экономической жизни


Весь комплекс трансакционных издержек - издержки на получение информации, издержки ведения переговоров, издержки измерения, издержки защиты прав собственности и издержки оппортунистического поведения - способны помешать становлению всеобъемлющих рынков. Однако эффективно действующие институты как совокупность формальных и неформальных установок, «правил игры», которые организуют взаимоотношения между людьми, такие издержки могут сократить.

Благодаря этим функциям все институциональные структуры влияют на распределение активов, доходов и издержек, а также на мотивацию участников рынка и эффективность рыночных трансакций. За счет предоставления прав наиболее эффективным действующим лицам институты могут повысить производительность и способствовать экономическому росту. Влияя на стимулы к инвестированию, например, за счет усиления прав собственности, они могут воздействовать на уровень инвестиций и на применение новых технологий. За счет разграничения рыночных прав, для чего может быть использован, например, закон о конкуренции, они ограничивают размер арендной платы производителей и тем самым защищают потребителей от высоких цен.

Вместе с тем чисто рыночные институты ни в одном современном обществе не являлись единственными носителями правил и норм, обеспечивающих координационные и распределительные функции в хозяйственном обороте. Соответственно, стереотипы поведения людей в сфере экономической деятельности определяются не только «рыночным кодексом» действий (когда они вступают во внешние по отношению к данному хозяйствующему субъекту рыночные отношения с контрагентами), но и «кодексом внутренней самоорганизации» данного хозяйствующего субъекта (внутрифирменный хозяйственный оборот). Точно так же рыночные принципы распределения ресурсов отличаются от критериев и принципов их распределения внутри организации (например, крупной промышленной корпорации). Разделение институциональных норм и правил «рыночного» и «организационного» типа свойственно многим представителям современной институциональной теории. Однако наиболее последовательно концепция разделения «рыночных» и «нерыночных» институтов и адекватных им норм и правил игры представлена в течении, получившем название «нового французского институционализма».

Основоположники этого течения предложили свой особый взгляд на законы взаимодействия между рыночными и иными институтами, обеспечивающими координацию действий членов общества. Это - взгляд, основанный на вычленении особых институциональных подсистем. Так, в ключевой работе Л. Тевено, Л. Болтянски выделяется семь институциональных подсистем, каждой из которых соответствуют свои объекты, свои требования к поведению людей и свои процедуры регулирования (координации) их действий в той или иной экономической среде.

Первая подсистема - рыночная. Она имеет своим объектом товары и услуги, продаваемые на коммерческих условиях, а также такие требования к поведению хозяйствующих субъектов, как рациональность и ответственность. Эта подсистема содержит особые процедуры координации рыночных отношений (правила совершения трансакций на рынке).

Вторая институциональная подсистема - индустриальная, включает в себя отношения по поводу производства товаров и услуг; она основана на унификации функций субъектов внутри крупной производственной системы. Эта подсистема строится на определении типовых параметров производимой продукции; она же предъявляет такие требования к нормам поведения хозяйствующих субъектов, как функциональность, согласованность, лояльность «своему» предприятию.

Третья подсистема - традиционная, включающая традиции и персонифицированные связи субъектов хозяйственного оборота.

Четвертая подсистема - гражданская, основана на принципе подчинения частных интересов общим в силу гражданского менталитета.

Пятая подсистема - подсистема институтов общественного мнения, где взаимодействие хозяйствующих субъектов на рынке строится на основе «публичности» или «открытости» событий и возможности привлечения к ним внимания общества.

Шестая - подсистема творческой деятельности.

Седьмая - экологическая подсистема, основанная на принципе всеобщей заинтересованности всех экономических агентов в сохранении установившегося в природе равновесия и нормальном воспроизводстве природного потенциала социально-экономического развития.

Очевидной слабостью подобной классификации, на наш взгляд, является недостаточная проработанность критериев выделения институциональных подсистем для создания их стройной классификации.

Тем не менее, достоинство данного подхода заключается в последовательном отстаивании концепции принципиальной неоднородности институциональных подсистем общества. Согласно этой концепции в условиях неоднородности неизбежны конфликты между подсистемами и теми нормами и «правилами игры», которые они диктуют экономическим агентам.

Данное положение позволяет объяснить истоки происхождения институциональных кризисов в переходные периоды развития общества. Привнесенный, импортированный из значительно более зрелого рыночного общества характер институтов как новых общественных отношений и организаций и новых базовых ценностей, с одной стороны, и неприятие большинством общества «новых правил игры», то есть норм и эталонов поведения, основанных на самоограничении действий хозяйствующих субъектов, с другой стороны, стали основой институционального кризиса и в переходной экономике России. Объективно возникла несовместимость генетически разнородных социально-институциональных подсистем.

Возможности рынка в первую очередь ограничиваются трансакционными издержками вследствие неадекватной информации, неполного определения прав собственности и их слабой реализации, а также наличия барьеров для вступления на рынок новых участников. Институты повышают рыночные возможности, помогая управлять рисками при рыночных обменах, усиливая эффективность действий.

Однако далеко не все институты способствуют созданию всеобъемлющих рынков. Институциональные формы, которые возникли либо как исторически создавшиеся условия, либо в результате целенаправленных действий политиков, необязательно являются наилучшими институтами для всех сообществ. Более того, те институты, которые в свое время способствовали рыночным трансакциям, со временем могут потерять свое полезное предназначение, например, приватизационные агентства или агентства по реструктуризации банков. Поэтому задача политиков - формировать политику и институциональное развитие таким образом, чтобы они способствовали экономическому прогрессу и в дальнейшем.

В отличие от политики, которая связана с целями и желательными результатами, институты - это нормы, в том числе и нормы поведения, согласно которым действующие лица общаются друг с другом, а также организации, которые внедряют эти нормы и кодексы поведения для того, чтобы добиться желаемых результатов. Политика влияет на то, какие институты будут развиваются, но и институты, в свою очередь, влияют на выбор политики. Институциональная структура влияет на поведение, но само поведение также может изменяться в рамках существующих институциональных структур.

Рассматривая факторы, влияющие на институциональные перемены, необходимо особо подчеркнуть большое значение истории. Эволюция государств свидетельствует, что создание нужных институтов требует времени, и что этот процесс в каждой стране из-за политических конфликтов или некоторых экономических и социальных условий может остановиться или даже повернуть вспять. История знакомит нас с последствиями процесса изменений и свидетельствует о важности норм и культуры для каждой конкретной страны. По своей сути создание институтов - это кумулятивный процесс, при котором отдельные изменения в различных областях дополняют и поддерживают друг друга. Даже небольшие изменения могут подтолкнуть дальнейшие перемены.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Перспективы будущей эволюции мировой валютной системы
Мировая политика - проблемы и тенденции развития
Развитие европейской интеграционной политики Германии и Дании: цели и принципы
Современные проблемы устойчивого развития мировой экономики
Валютный кризис как фактор усиления межгосударственного регулирования в мировой валютной системе
Вернуться к списку публикаций