2013-05-11 19:35:12
ГлавнаяМировая экономика — Современные проблемы устойчивого развития мировой экономики



Современные проблемы устойчивого развития мировой экономики


Устойчивое развитие как объективная необходимость не вызывает разногласий между странами, но когда речь идет о конкретных мерах согласованной политики регулирования, то могут возникать противоречия. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что устойчивое развитие как комплексное понятие может по-разному трактоваться в зависимости от национальных приоритетов и особенностей. В одних странах, на первом плане стоят социально-политические проблемы, в других: - проблемы поддержания экономического роста. С другой стороны, согласно концепции устойчивого развития, процесс развития мирового сообщества должен становиться более управляемым, т.е. должны появиться институты с функцией глобального регулирования. Однако к глобальному управлению человечество пока не готово, а спектр функций международных организаций ограничен планированием и анализом, в связи с чем функции координации и контроля берет на себя каждое отдельно взятое государство. По этой причине на международном уровне выработка соответствующих мер носит универсальный, общий и декларативный характер, а на национальном уровне сохраняется направленность в сторону собственных целей и интересов. При этом спектр применяемых для регулирования процессов развития инструментов и механизмов ограничен уровнем потенциала страны.

Подобная ситуация для многих стран, обладающих достаточным национальным потенциалом, оптимальна или допустима. Однако она не может быть приемлема для стран, слабо вовлеченных в процессы международной интеграции, особенно когда для них необходимо формирование стабильных экономических, социальных, экологических и политических основ переходного процесса. Без обеспечения международного сотрудничества, эффективной системы регулирования и инструментов контроля на межгосударственном уровне это не представляется возможным. В настоящее время такая система контроля отсутствует или развита на уровне преимущественно двусторонних дипломатических отношений (например, в области торговли или миграции в виде таможенных и визовых режимов) между отдельными странами. Более того, в осуществлении конкретных задач управления имеются недостатки, которые наиболее явно видны в следующих областях.

- Подход к устойчивому развитию не отличается целостностью. Концепция задумана с целью отражать сложную взаимосвязь между окружающей средой и развитием, т.е. между элементами управления - «ресурсами» и «результатами». Устойчивое развитие должно одновременно способствовать достижению экономических, социальных и экологических целей. На национальном и международном уровнях такая увязка целей в реализации стратегий и программ, как правило, не обеспечивается.

- После ЮНСЕД не произошло заметного изменения неустойчивых структур потребления и производства, представляющих угрозу для естественных систем жизнеобеспечения. Как отмечается в одном из докладов Генерального секретаря ООН, «одним из основных факторов, определяющих характер использования ресурсов, являются системы ценностей, лежащие в основе этих структур». Под этим подразумеваются принципы устойчивого развития, интегрированные в систему управления. Их использование актуально и необходимо для осуществления перехода обществ к устойчивым структурам производства и потребления.

- Наблюдается отсутствие взаимосвязанных стратегий или подходов в таких областях, как финансы, торговля, инвестиции, технология и устойчивое развитие. В условиях глобализации необходимость обеспечения общесистемных связей между этими стратегиями растет, однако, политика в этой области основана больше на краткосрочных соображениях, чем на долгосрочных факторах.

- Отсутствуют достаточные финансовые средства, необходимые для осуществления положений Повестки дня на XXI век, и механизмы передачи технологий качественно не улучшились. С 1992 г. сокращался приток официальной помощи в целях развития (ОПР), бремя задолженности ограничивало возможности стран-должников, растущий приток частных инвестиций не отличался постоянством и равномерностью.

- Решения Генеральной Ассамблеи и Экономического и Социального Совета носят рекомендательный характер, т.е. часто рассматриваются странами как необязательные, что затрудняет реализацию целей устойчивого развития. С одной стороны, это обусловлено принципом соблюдения суверенитета государств, но, с другой стороны, может рассматриваться как недостаток глобального регулирования.

- Универсальность подходов к регулированию и решению глобальных проблем в системе учреждений ЭКОСОС не всегда сочетается с необходимостью учета национальных особенностей и различий между странами. Требуется проработка инструментов, учитывающих специфику формирования условий устойчивого развития в каждой отдельно взятой стране.

Несмотря на отмеченные проблемы, роль ЭКОСОС как главного механизма координации деятельности системы ООН и надзора за ее вспомогательными органами была неоднократно подтверждена, что обязывает Совет активизировать свое участие в управлении устойчивым развитием путем более системной координации в экономической, социальной и экологической областях. Между тем, обеспечение эффективности институциональных рамок УР на всех уровнях будет определяться технической и методологической базой, качеством применения доступных средств реализации и их интеграцией в деятельность по регулированию экономических отношений.


В данной работе исследован комплекс соответствующих проблем, факторов и особенностей регулирования в современных условиях. Показаны институциональные рамки международного сотрудничества, в которых разрабатываются и реализуются подходы к регулированию мировых процессов, в т.ч. в сфере экономических отношений. Изучив данные аспекты, сформулируем ряд выводов и результатов.

1. Несоответствие моделей общественного прогресса интересам сохранения стабильных основ развития в долгосрочном плане, а в некоторых случаях — требованиям безопасности, потребовало применения новых подходов в регулировании процессов экономического развития. Среди них наиболее распространенной стала концепция устойчивого развития. Она предусматривает создание таких условий, при которых человеческая деятельность, в т.ч. в области экономических отношений, направлена на удовлетворение потребностей настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять их собственные потребности.

2. Широкое использование концепции устойчивого развития оправдано тем, что в ее рамках реализуется системный подход, учитываются актуальные тенденции современной мировой экономики, а также делается акцент на развитие человеческого потенциала. В условиях постиндустриализации такие подходы, ориентированные на качество жизни, оказываются востребованными ввиду растущей роли социально значимых факторов.

3. Хотя концепция устойчивого развития появилась в ответ на широкую обеспокоенность состоянием окружающей среды, в ее рамках стали комплексно разрабатываться социальные, экономические и: управленческие аспекты развития. Среди таких аспектов, имеющих прямое отношение к реализации концепции на практике, автором проработаны следующие:

- глобальные проблемы, такие как бедность, неравенство, истощение природных ресурсов, и противоречия, заключающиеся в усиливающемся разрыве между преимуществами и недостатками, которые имеют глобализация и научно-технический прогресс;

- проблемы управления (обеспечение экономической эффективности, социальной защищенности и экологической безопасности), а также особенности и недостатки глобального регулирования;

- проблемы и особенности функционирования международных институтов и применения соответствующей нормативно-правовой базы.

4. Автором дана классификация международной нормативно-правовой базы в области устойчивого развития, которая представлена довольно обширно. Проблематика УР основательно проработана не только в рамках международных; программ и документов, но также закреплена в системе мандатов международных организаций системы ООН. При этом, Экономический и Социальный Совет ООН наделен функциями главного органа по координации экономической и социальной деятельности, в т.ч. имеющей отношение к созданию условий устойчивого мирового развития. Также показаны недостатки и несовершенство механизмов регулирования,, что отражается на деятельности ЭКОСОС и ООН в целом.

5. Анализ институциональных аспектов УР свидетельствует о важности повышения качества регулирования на международном уровне. Для системы ООН принципы устойчивого развития выполняют роль всеобъемлющих рамок действий. Между тем, ряд проблем ограничивает действенность существующих механизмов, а именно: отсутствие в международной практике целостного подхода к развитию, сохранение неустойчивых национальных моделей производства и потребления, недостаточная увязка с международными стратегиями существующих подходов в финансах, торговле и инвестициях, ограниченность финансовых ресурсов для обеспечения перехода к устойчивому развитию, необязательность принятых на мировом уровне решений в социально-экономической области, недостаточный учет особенностей стран в реализации универсальных целей мирового развития.

6. В зависимости от национальных условий формирования предпосылок для устойчивого развития страны мира могут быть подразделены на следующие группы: определяющие направления мирового развития высокоразвитые страны, страны с высокими показателями развития, развивающиеся страны с высоким человеческим и природным потенциалом, прочие развивающиеся и бедные страны с уровнем развития внутреннего потенциала (научно- технического, экономического) ниже среднего.

7. Конкретизированы условия для группы стран с переходной экономикой по реализации концепции УР. Такие страны обладают высоким внутренним потенциалом, однако, они в меньшей степени, чем развитые страны, включены в процессы глобализации, в них сохраняется нерешенность проблем социально- экономического развития. Тем не менее, ими признается необходимость изменения неустойчивых экономических моделей и перехода к постиндустриальному типу развития в результате процесса экономических трансформаций. Преимущество этих стран заключается в возможности плавной интеграции механизмов УР в находящиеся на стадии реформ экономическую и социальную системы, их институты и управленческий инструментарий.


Смирнов Сергей Викторович



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Миграционное давление на Европу
Процесс принятия решений в современной государственной европейской политике Германии и Дании
Подходы к анализу выгод и недостатков участия страны в региональной экономической интеграции
Влияние глобализации на внешнеэкономические связи Германии
Модель Манделла-Флеминга для страны с крупной экономикой
Вернуться к списку публикаций