2013-05-11 19:35:12
ГлавнаяМировая экономика — Современные проблемы устойчивого развития мировой экономики



Современные проблемы устойчивого развития мировой экономики


Особенности и проблемы регулирования международного сотрудничества в целях устойчивого развития

Устойчивое развитие все больше выполняет роль всеобъемлющих рамок для деятельности системы Организации Объединенных Наций на глобальном, региональном и национальном уровне. При этом нам представляется необходимым выделить ряд особенностей в регулировании мирохозяйственных связей, когда ставится цель формирования; условий устойчивого развития.

Воздействие стратегий устойчивого развития на политику и программы в рамках каждой организации в системе ЭКОСОС имеет как внутренний, так и внешний аспект. С одной стороны, вследствие изменений в национальных приоритетах меняется спрос на услуги международных организаций в области политики и программ. В результате органы ООН разработали новую политику в поддержку устойчивого развития и внедрили программы и информационные системы оценки для проведения обзора эффективности своей работы. В частности, это проявляется в том, что в течение последнего десятилетия практически каждый орган системы ООН принял и осуществляет стратегии в целях устойчивого развития. Предпринимаются усилия для учета принципов устойчивого развития в деятельности по планированию программ и осуществлению проектов. Например, Среднесрочный план деятельности ООН пересматривается при необходимости каждые два года для включения требующихся изменений и решений, принятых межправительственными органами и международными конференциями после его утверждения. В частности, в рамках Программы «Экономические и социальные вопросы» Среднесрочного плана на период 2002-2005 гг. были приняты изменения, отражающие новые решения директивных органов, связанные с вопросами устойчивого развития.

С другой стороны, национальные обязательства, закрепленные в международных конвенциях, служат ориентиром для международных программ и услуг на страновом уровне. Применяя к вопросам устойчивого развития подход, основанный на принципе широкого участия, международные учреждения поддерживают взаимодействие с более широким кругом партнеров, повышая тем самым свою доступность для основных групп и быстроту реагирования на их запросы. Отсюда следует, что учет потребностей стран и групп населения в достаточной степени имеет место в разработке международной политики в области устойчивого развития.

При осуществлении регулирующих функций требуется учет особенностей различных стран в отношении уровня их экономического развития, наличия тех или иных видов ресурсов и технологий, социально-экономических приоритетов и т.д. Формирование условий устойчивого развития на практике может носить национальный и локальный характер, что проявляется в разной степени внимания к тем или иным аспектам. В связи с этим, в некоторых странах возникает проблема недостаточного внимания или игнорирования социальных и экологических аспектов, проработки вопросов институциональной координации и развития человеческого капитала. Ни централизованно планируемая экономика, ни: рыночная экономика не могли и не могут корректно определить значение для развития его качественных составляющих. Здесь действует много причин, среди которых, в частности, можно упомянуть известные в экономической теории «провалы: рынка» — невозможность адекватно учесть в цене внешние эффекты (экстерналии), неопределенность условий, недальновидность управления. Занижение оценки социальных и экологических благ приводит, в частности, к социальной дестабилизации, чрезмерному потреблению ресурсов, заниженному отражению экологического ущерба. Таким образом, процесс устойчивого развития наталкивается на проблемы эффективности институтов национального регулирования и широты использования показателей качества жизни.

С точки зрения реализации целей и принципов устойчивого развития ряд ученых относит все страны, включая развитые, к переходному типу, т.к. формирование устойчивой экономики нигде не является завершенным, различаются только возможности и приоритеты такого перехода. По отношению к процессу устойчивого развития, степени заинтересованности в нем и месту в системе национальных приоритетов выделяются следующие группы стран.

- Индустриальные страны, не обладающие достаточным для их уровня развития природным потенциалом, но с высоким уровнем человеческого капитала, заинтересованные в сохранении ранее достигнутых позиций в мировой экономике и уровне жизни (Западная Европа, Северная Америка, Япония). Политика стран этой группы направлена на консервацию сложившейся системы мирового неравенства, создание и использование условий международного сотрудничества в своих интересах.

- Другие страны с высокими показателями развития, в определенной степени экономически или политически зависимые от государств первой группы, тяготеющие к тому же мировому порядку (ОЭСР, новые индустриальные страны).

- Страны, обладающие высоким человеческим и природным потенциалом, но в меньшей степени включенные в процессы глобализации, в которых приоритет сохраняют нерешенные вопросы социально-экономического развития (страны Центральной и Восточной Европы и СНГ).

- Развивающиеся страны, в которых сохраняется отсталость в экономическом и социальном плане, с уровнем развития человеческого фактора ниже среднего (Индонезия, Вьетнам). Большинство этих стран характеризуется большой долговой нагрузкой, сохраняет сырьевую ориентацию экспорта и значительную долю аграрного сектора в экономике.

- Беднейшие страны, сталкивающиеся с острыми проблемами нищеты, не имеющие возможности для их решения даже в случае получения ограниченной помощи (страны Африки к югу от Сахары).

Первые две группы стран имеют наибольший политический и экономический вес в международных отношениях, обладают факторами развития соответствующего уровня, следовательно, имеют достаточные возможности для формирования национальных условий устойчивого развития.

Решение вопросов перехода к устойчивому развитию в странах последних двух групп сопряжено с большими проблемами и существенно зависит от международных условий и помощи развитых стран и мирового сообщества.

Что касается стран третьей группы, куда входят страны с переходной экономикой, то, как нам представляется, особенность и преимущество этих стран в процессе перехода к устойчивому развитию заключается в следующем. Ими признается необходимость изменения их моделей потребления и перехода от индустриального общества к постиндустриальному, что требует новых подходов к управлению процессами экономических трансформаций. Их разработка во многом повторяет или может дополнять собой стратегию по формированию условий устойчивого развития, т.к. процесс перехода к рыночной экономике, сопровождаемый мерами социально-экономического, институционального, гуманитарного плана, уже реализуется. Именно на этой стадии страны переходного периода с наименьшими издержками могут заложить основы для формирования условий устойчивого развития.

Еще одна особенность международного регулирования заключается в необходимости адаптации его методов и подходов в зависимости от этапов формирования условий устойчивого развития, изменяющихся со временем характера, масштабов и факторов этого процесса. Последний не может осуществляться иначе, чем через определенные стадии, каждая из которых будет иметь собственные целевые установки, задачи, политические, правовые, социально-экономические особенности. Выделение этапов и особенностей необходимо, чтобы определить, какие мероприятия и как надо осуществить в указанные сроки с учетом национальной специфики. В частности, периодизация может выступать как некий нормативный целеполагающий прогноз для разделения единого временного пространства переходного процесса, способствовать согласованию и корректировке целей на различных временных этапах, оценке качественных изменений в ходе каждого из них.

Основываясь на мнении ряда российских ученых, видение стадий переходного процесса к устойчивому развитию в общих чертах представляется следующим образом. Начальный этап в значительной степени предопределен сложившимися условиями. В краткосрочной перспективе он подразумевает принятие для различных групп стран, как на международном, так и на национальном уровнях соответствующих мер формирования основ стабильного социально-экономического развития с соблюдением экологических ограничений и восстановлением окружающей среды. На этой стадии разрабатываются прогнозные, программные и нормативные документы, определяются сферы многостороннего участия и сотрудничества.

В среднесрочной перспективе при переходе к устойчивому развитию предполагается начало процесса решения глобальных проблем, постепенное снижение уровня неравенства и бедности, укрепление международных институтов параллельно с реформированием ООН. Проблемы устойчивого развития на этом этапе сводятся к определению оптимальных траекторий переходного процесса. Социально-экономическая и политическая стабильность открывают возможность вложения средств и ресурсов в формирование условий устойчивого развития и совершенствование факторов управления. Таким образом осуществляются структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, происходят изменения в ориентации на качественно новые цели государственных, общественных (неправительственных) и международных институтов. Одновременно внедряются эффективные методы экологизации хозяйственной деятельности, расширяется информатизация общества и развивается интеграция стран в решении общих и региональных задач.

В долгосрочной перспективе формируется новое качество развития мирового сообщества как постиндустриального, акценты развития смещаются с материально-экономических на социальные и информационные. Информатизация и распространение знаний охватывают все сферы деятельности, повышают качество жизни, а также завершается научно-техническая ориентация для дальнейшего управления устойчивым развитием.

Современные представления об устойчивом развитии еще не имеют завершенного характера и, очевидно, будут изменяться в процессе как научных разработок, так и практических применений. Переход к устойчивому развитию становится длительным этапом развития мировой экономики и международных отношений. С учетом темпов и возможностей развития различных стран принципиально важными становятся вопросы об этапах необходимых трансформаций, а также координации соответствующих мер в интеграционных группировках. При этом, следует учесть, что каждая фаза будет сталкиваться с преодолением конфликта интересов как на внутристрановом, так и международном уровнях между различными группами стран.

Хотя устойчивое развитие, прежде всего, имеет национальные корни, в условиях глобализации оно невозможно без реализации соответствующих мер на международном уровне. Глобальный переход к устойчивому развитию не тождественен совокупному результату национальных усилий, т.к. на определенном этапе потребуются организационные институты и механизмы, которые только предстоит создать. Здесь речь идет о создании мирового правительства, предпосылки чего уже имеются в форме существующих многосторонних отношений, институтов и обязательств, а также развивающихся наднациональных регулирующих структур, таких как Совет Безопасности ООН и Европейский Парламент. Отметим, что на данном этапе основную роль в развитии динамики этого процесса будут играть развитые страны при активном участии и поддержке развивающихся государств.

Однако основной проблемой в этой связи является то, что возможности, которыми обладают лидирующие страны, в т.ч. по формированию международных условий и передаче технологий для развития, столь же велики, как и нежелание их создавать. Эгоизм, приемлемый на рынке и при защите национальных интересов, становится сдерживающим фактором при решении глобальных проблем и формировании условий устойчивого развития. Многие страны, включаясь в глобальный процесс сотрудничества, продолжают использовать свое положение в международных отношениях, делая акцент на решении своих внутренних проблем в ущерб согласованию национальных и глобальных интересов.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Подходы к анализу выгод и недостатков участия страны в региональной экономической интеграции
Влияние глобализации на внешнеэкономические связи Германии
Мировая политика - проблемы и тенденции развития
Институциональная основа, принципы и функции ВТО
Некоторые аспекты сотрудничества России с МВФ
Вернуться к списку публикаций