2013-05-11 19:35:12
ГлавнаяМировая экономика — Современные проблемы устойчивого развития мировой экономики



Современные проблемы устойчивого развития мировой экономики


В системе ООН отдельные сферы человеческой деятельности и международных отношений входят в компетенцию ряда агентств, уполномоченных осуществлять и финансировать специальные программы в рамках своего мандата. Функции таких учреждений довольно разнообразны и подробно описаны в различных источниках. Выше на Рис. 2 представлен перечень таких органов, входящих в систему ЭКОСОС, которые связаны с решением глобальных проблем в области мирового развития.

В период усложнения международных связей и при растущих потребностях в человеческих и финансовых ресурсах важную роль в достижении целей развития играет усиление координации и взаимодействия между различными звеньями ООН. Учитывая это, были учреждены два органа для содействия координации экономических и социальных мероприятий в рамках ООН - Исполнительный комитет по экономическим и социальным вопросам и Исполнительный комитет Группы ООН по вопросам развития. Кроме этого, в соответствии с поручением Генеральной Ассамблеи в рамках реформирования ООН, ЭКОСОС в настоящее время проводит пересмотр своих функциональных комиссий, экспертных групп и органов, а также общий анализ деятельности региональных комиссий.

С 1998 года ежегодно проходят заседания высокого уровня с участием Совета и бреттон-вудских учреждений, которые посвящены международным финансовым проблемам и вопросам мирового развития. В целях осуществления обзора состояния мировой экономики ежегодно проводится диалог с главами международных финансовых и торговых учреждений. Кроме этого, ЭКОСОС проводит совещания по конкретным темам с членами Координационного совета старших руководителей системы ООН (КССР, бывш. Административный комитет по координации), обеспечивающего под председательством Генерального Секретаря полную координацию всех ветвей системы ООН. Включавший с момента своего основания: в 1946 г. четыре агентства (ООН, МОТ, ФАО и ЮНЕСКО), КССР теперь состоит из 27 организаций, среди которых фонды и программы ООН, специализированные агентства, ВТО и бреттон-вудские учреждения. КССР собирается дважды в год и включает в себя Комитет высокого уровня по программам и Комитет высокого уровня по управлению. Комитет по программам задуман как принципиальный механизм общесистемной координации в программных областях, содействия межучрежденческому взаимодействию от имени КССР и поддержки исполнения решений основных конференций и саммитов ООН. Комитет по управлению представляет собой основной межучрежденческий орган по сотрудничеству в административных областях, в особенности, что касается финансовых и бюджетных вопросов, персонала и прочих внутриорганизационных аспектов. В рамках проводимых реформ ООН оба комитета играют ведущую роль в совершенствовании механизмов регулирования, повышении эффективности работы системы организаций.

Реализации и планированию международной политики в области устойчивого развития на национальном уровне и ее адаптации к национальным приоритетам, формированию каналов обратной связи призваны способствовать сеть представительств ООН в странах-членах, а также постоянные представительства стран-членов в ООН. Организация представлена в странах через национальные представительства своих программ, как правило, через институт постоянных координаторов, а специализированные учреждения ЭКОСОС имеют собственные представительства. В частности, во всех странах СНГ действуют представительства Программы развития ООН и Всемирного банка (по состоянию на конец 2003 г.).

Учреждения ЭКОСОС осуществляют свою деятельность в соответствии с международными нормативно-правовыми документами, функции которых заключаются в следующем.

- Интеграция общемировых и долгосрочных целей социально-экономического развития в международные стратегии развития.

- Создание процедур и механизмов перевода согласованных таким образом стратегий в региональные, национальные, отраслевые и т.п. планы действий с разработкой конкретных ориентиров и обязательств.

- Создание процедур и механизмов отслеживания хода выполнения международных договоренностей и арбитража.

Изучив ряд принятых в рамках органов ООН нормативно-правовых документов, имеющих отношение к формированию условий устойчивого развития, автором предлагается их классифицировать по степени и масштабу адресной направленности на решение проблем устойчивого развития.

- Межправительственные соглашения, закрепляющие общие, стратегические и универсальные принципы мирового устройства и геоэкономических взаимоотношений. Примерами могут служить: Устав ООН, Декларация об установлении нового международного экономического порядка, Декларация о праве на развитие, Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию, Декларация тысячелетия ООН, Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию и др.

- Межправительственные специальные соглашения в отдельных областях международных отношений (конвенции, декларации, резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, резолюции Генеральной конференции ЮНЕСКО). Такие договоренности носят регулятивный характер и имеют прописанные механизмы реализации. Эти механизмы могут предусматривать: учреждение координирующих органов - от специальных временных комиссий до регулярно собирающихся конференций или постоянных секретариатов конвенций. Часто используются количественно выраженные критерии, позволяющие производить оценки, устанавливать целевые параметры и ограничения - как в случае с Киотским протоколом к Рамочной конвенции об изменении климата. Примером здесь также может служить Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) как многостороннее соглашение, создающее необходимую базу для внешней торговли большинства государств и заменяющее множество двусторонних договоров.

- Программные документы, содержащие рекомендации для правительств и различных секторов общества по различным направлениям человеческой деятельности, планы действий и перечни приоритетов для вовлеченных сторон и международных организаций. Примерами могут служить: Повестка дня на XXI век, Копенгагенская декларация о социальном развитии, Декларация о науке и использовании научных знаний, Среднесрочная стратегия ЮНЕСКО и др.

- Узкоспециальные нормативы для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др. на базе международных стандартов, способствующие более эффективному использованию видов капитала (например, стандарты ИСО/ISO). Такие нормативы могут пересматриваться в зависимости от уровня технологий и условий, в которых эти нормативы применяются.

Таким образом, существующая на сегодняшний день международная нормативно-правовая база в области устойчивого развития представлена довольно обширно и охватывает практически все аспекты международных отношений и сферы экономической деятельности. Этот инструментарий стал результатом ряда специальных международных форумов и конференций, среди которых представляется необходимым отметить следующие:

- Конференция ООН по окружающей среде и развитию, ЮНСЕД (Рио-де- Жанейро, 1992 г.);

- Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.);

- Встреча на высшем уровне «Планета Земля» +5 («Рио +5») - специальная сессия Генеральной Ассамблеи, посвященная обзору и оценке осуществления Повестки дня на XXI век (Нью-Йорк, 1997 г.);

- 3-я Конференция ООН по наименее развитым странам (Брюссель, 2000 г.);

- Саммит тысячелетия ООН (Нью-Йорк, 2000 г.);

- 7-я сессия Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (Марракеш, 2001 г.);

- Международная конференция по финансированию развития (Монтеррей, 2002 г.);

- Всемирный саммит по устойчивому развитию («Рио +10») (Йоханнесбург, 2002 г.).

Особое место среди отмеченных конференций занимает ЮНСЕД, решения которой внесли значительный вклад в создание нормативно-правовых инструментов и нашли применение на самых различных уровнях - от городских советов до стратегий международных организаций. В Конференции ООН по окружающей среде и развитию приняло участие беспрецедентное число стран, представленных 176 членами правительств, более чем 100 главами государств. Субрегиональные и региональные организации, такие как Европейский Союз, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организация африканского единства и многие другие сыграли важную роль в период подготовки и во время проведения Форума. Несмотря на то что основной упор ЮНСЕД был сделан на глобальные подходы к решению проблем, важным результатом явилась разработка национальных и региональных программ по устойчивому развитию (например, в ЕС и в регионе Южно-Африканского сообщества развития). Соглашения, принятые в рамках всех последующих международных саммитов, стали продолжением выдвинутых на ЮНСЕД инициатив и мероприятий. В частности, среди наиболее важных достижений саммита в Рио-де-Жанейро стали:

- Декларация по окружающей среде и развитию;

- Повестка дня на XXI век - руководство по охране окружающей среды и развитию при переходе в XXI век;

- международные конвенции - одна из них - Рамочная конвенция ООН об изменении климата;

- учреждение Глобального экологического фонда (ГЭФ);

- создание Комиссии по устойчивому развитию при Экономическом и Социальном Совете ООН.

Приведенный обзор институциональных механизмов позволяет сделать вывод о том, что рассматриваемая проблематика устойчивого развития достаточно основательно проработана в рамках программ и документов, а также закреплена в системе мандатов и функций международных организаций. В качестве примера можно рассмотреть один из таких механизмов, ставших одним из ключевых в решении проблем устойчивого мирового развития.

Документ «Повестка дня на XXI век» - один из важнейших программных инструментов рекомендательного характера по вопросам развития, он представляет собой основу для продвижения и реализации принципов УР с учетом трех составляющих - социальной, экономической и экологической. Данная программа предусматривает всеобъемлющую основу международного сотрудничества и является одним из наиболее далеко идущих соглашений по этой центральной проблеме, которого когда-либо удавалось достичь государствам-членам ООН на сессиях Генеральной Ассамблеи, сводя воедино компоненты развития, как, например, экономический рост, ликвидацию нищеты, торговлю, финансы, занятость и развитие человеческих ресурсов. Документ состоит из 40 глав, а рекомендации разделены по четырем основным направлениям: (1) социальные и экономические проблемы; (2) сохранение и управление ресурсами для целей: развития; (3) усиление роли различных социальных групп; (4) средства реализации Повестки дня.

По подсчетам Секретариата ЮНСЕД, на претворение в жизнь основных положений Повестки дня на XXI век развивающимся странам необходимо ежегодно 625 млрд. долл. Из них 80% (500 млрд.) должны выделять развивающиеся страны и лишь пятую часть (125 млрд.) - развитые. Это финансирование должно осуществляться посредством специально установленной официальной государственной помощи на нужды развития, на которую развитые страны должны выделять 0,7% ВНП .

Несмотря на все сложности реализации положений документа, благодаря частным, институциональным и корпоративным донорам, поддерживающим идею устойчивого развития, понятия «благотворительность» некорпоративная социальная ответственность» стали намного шире. Пожертвования международных доноров измеряются сотнями миллионов долларов США. Наибольший вклад со стороны частного сектора внесли такие доноры, как Фонд Тернера и компания Microsoft. Придание особого значения устойчивому развитию наложило отпечаток на правовые инструменты и организации, использующие их. Сегодня различные общественные группы и организации принимают активное участие в реализации Повестки дня на XXI век и разработке стратегий. Более 90% всех международных организаций, большая часть которых находится в развивающихся странах, было создано в ответ на решения ЮНСЕД. Среди них широко представлены неправительственные организации (НПО) .

К деятельности ООН привлекаются различные элементы гражданского общества - НПО, деловой сектор, научная общественность, профессиональные союзы и ассоциации, - и масштабы их участия в работе ООН расширяются. Например, НПО принимали участие в создании Организации Объединенных Наций и продолжают входить в число ее наиболее заметных партнеров. Около 2100 НПО, работающих в области экономического и социального развития, имеют консультативный статус при ЭКОСОС, а их представители приглашаются для выступлений на его заседаниях. Кроме того, свыше 1600 НПО, осуществляющих информационные программы по интересующим ООН вопросам, аккредитованы при Департаменте общественной информации ООН.

Многие НПО имеют при центральных учреждениях Организации Объединенных Наций своих официальных представителей.

В настоящее время активность общества и различных организаций, а также решения в области устойчивого развития оказывают влияние на деятельность правительств, и деловых кругов на различных уровнях, определяют международное право и его применение в различных странах, устанавливают международные многосторонние и двусторонние отношения между странами и регионами, оказывают влияние на образ жизни и экономическое поведение людей. Однако, несмотря на достаточную проработанность международной институциональной базы по устойчивому развитию, ее результативность будет во многом определяться эффективностью координации в рамках международных учреждений и решением существующих и потенциальных проблем регулирования.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Валютный кризис как фактор усиления межгосударственного регулирования в мировой валютной системе
Влияние глобализации на внешнеэкономические связи Германии
О классификации теорий мировой экономики
Миграционное давление на Европу
Проблемы интенсификации германских внешнеэкономических отношений со странами Центрально-Восточной Европы и Россией
Вернуться к списку публикаций