2013-05-11 19:35:12
ГлавнаяМировая экономика — Современные проблемы устойчивого развития мировой экономики



Современные проблемы устойчивого развития мировой экономики


Международные институциональные основы формирования условий УР

Под международными институциональными основами устойчивого развития понимаются:

- во-первых, институты международного регулирования и сотрудничества, такие как учреждения Организации Объединенных Наций;

- во-вторых, решения, нормы и обязательства, принятые на международном уровне;

- в-третьих, инструменты сотрудничества в форме программ, стратегий и планов действий, реализуемых в рамках международных учреждений в соответствии с международной нормативно-правовой базой во исполнение принятых решений и обязательств;

В деятельности Организации Объединенных Наций в социально- экономической сфере все более акцентируется внимание на повышение уровня жизни и развитие сотрудничества в областях, в которых формируются соответствующие условия. Система ООН представляет собой совокупность специализированных учреждений, фондов, отделений и программ, занимающихся различными аспектами мирового, регионального и национального развития. Основными органами, занимающимися социально- экономическими вопросами, являются Генеральная Ассамблея, Секретариат и Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

Генеральная Ассамблея является главным совещательным органом и состоит из представителей всех стран-членов. Очередная сессия Генеральной Ассамблеи обычно открывается ежегодно в сентябре. В рамках сессии работают шесть главных комитетов, в ходе которых государства-члены выражают свои мнения по широкому кругу международных вопросов. Экономические и финансовые вопросы обсуждаются во Втором Комитете, вопросы социального и гуманитарного характера — в Третьем Комитете. Все вопросы выносятся на голосование по резолюциям на пленарных заседаниях, после того как комитеты завершат их рассмотрение и представят проекты резолюций пленарным заседаниям. Начиная с 1974 г. было проведено девять специальных сессий, посвященных вопросам устойчивого развития международных экономических отношений. Хотя за решениями Ассамблеи стоят мировое общественное мнение и авторитет мирового сообщества, они не имеют обязательной юридической силы для правительств.

Регулярную координирующую работу в области устойчивого развития осуществляет Департамент по экономическим и социальным вопросам, входящий в структуру Секретариата ООН, который реализует необходимые функции в трех широких взаимосвязанных областях. Во-первых, Департамент собирает, обрабатывает и анализирует широкий круг данных по социальным, экономическим и экологическим вопросам и сведений об относящихся к ним проблемах и тенденциях. Это дает возможность государствам проводить основанные на этой информации; обсуждения и просчитывать политические решения и их последствия. Во-вторых, он содействует проведению переговоров во многих межправительственных органах, собирающихся в ООН по экономическим, социальным и экологическим вопросам, помогая государствам-членам совместно вырабатывать меры по отношению к сложным текущим задачам или возникающим глобальным проблемам. Наконец, по просьбе заинтересованных правительств, Департамент предоставляет консультации относительного того, как перевести общие установки, выработанные в ходе последних всемирных конференций, в соответствующих областях в программы национального уровня. В сферу деятельности Департамента также входит содействие устойчивому развитию, анализ политики развития стран, народонаселение, статистика, государственная экономическая политика и управление, социальная политика.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) согласно Уставу ООН, является главным органом по координации экономической и социальной деятельности в рамках Объединенных Наций (см. Рис. 2). Совет состоит из 54 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на трехлетний срок. В функции ЭКОСОС входит обсуждение международных экономических и социальных проблем, проведение исследований, подготовка докладов и выработка практических рекомендаций в отношении политики в этих областях; организация международных конференций, подготовка проектов конвенций для представления Генеральной Ассамблее, согласование деятельности специализированных учреждений посредством консультаций с ними и предоставления рекомендаций, в том числе Генеральной Ассамблее и государствам-членам. ЭКОСОС проводит ежегодную рабочую сессию, круглогодичная работа Совета проходит в его вспомогательных органах, которые периодически собираются и представляют доклады Совету.

Вспомогательный механизм ЭКОСОС включает следующие органы.

- Функциональные комиссии: совещательные органы, задача которых - рассматривать и готовить рекомендации по вопросам, входящим в круг их ответственности и компетенции. В области развития вопросы международного сотрудничества входят в компетенцию следующих комиссий: Комиссия по народонаселению и развитию, Комиссия социального развития, Комиссия по науке и технике в целях развития, Комиссия по устойчивому развитию.

- Региональные комиссии инициируют и координируют меры, способствующие экономическому развитию основных регионов мира и укреплению экономических отношений стран данного региона между собой и с другими странами. Пять таких комиссий функционируют в регионах, определенных Организацией Объединенных Наций - Экономическая комиссия для Африки (ЭКА), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Экономическая комиссия для Латинской; Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА). Регион СНГ входит в область ведения ЕЭК.

- Постоянные комитеты: Комитет по программе и координации, Комиссия по населенным пунктам, Комитет по неправительственным организациям, Комитет по переговорам с межправительственными учреждениями.

- Экспертные органы: занимаются такими вопросами как планирование развития, природные ресурсы и права в экономической и социальной областях (Комитет по планированию развития, Комиссия по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и др.).

- Исполнительные комитеты и советы различных органов ООН (в частности, Программа развития ООН, Фонд ООН в области народонаселения, Мировая продовольственная программа).


Структура Экономического и Социального Совета в системе ООН

Рис. 2. Структура Экономического и Социального Совета в системе ООН


Европейская экономическая комиссия создана в 1947 г. для помощи в экономическом восстановлении Европы и укрепления экономических отношений европейских стран между собой и другими странами мира. ЕЭК охватывает 54 страны Европы и Северной Америки, а также Израиль. Среди приоритетных областей деятельности ЕЭК - охрана окружающей среды, транспорт, статистика, содействие торговле, промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство и планирование. Комиссия также предпринимает действия по оказанию помощи странам Центральной и Восточной Европы в переходе к рыночной экономике, руководствуясь в своей деятельности концепцией устойчивого развития. Деятельность других региональных комиссий; также ориентирована на экономическое сотрудничество и развитие с учетом региональной специфики.

На межправительственном уровне, руководствуясь мандатом, предусмотренным соответствующими международными документами, Комиссия по устойчивому развитию служит основным форумом для проведения диалога по вопросам политики в области устойчивого развития. В состав Комиссии входит 53 страны, представители которых избираются на трехлетний срок. Комиссия следит за последующей деятельностью по итогам ЮНСЕД, включая осуществление Повестки дня на XXI век, и проводит обзор связей и мер внутри и за пределами системы ООН. При поддержке со стороны секретариатов почти всех органов системы ООН, выступающих в роли координаторов по конкретным тематическим областям международного сотрудничества, Комиссия добивается все больших успехов в поощрении многостороннего диалога в различных областях развития, включая финансы и природные ресурсы.

Методы работы Комиссии изложены в Резолюции ГА «Программа действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век». Они предусматривают взаимодействие с национальными органами и международными учреждениями (Всемирный банк, Глобальный экологический фонд, ПРООН, ВТО, ЮНКТАД и др.), содействие обмену национальным опытом в области устойчивого развития, учет региональных изменений, привлечение к работе основных групп общества, включая научную общественность, деловые и промышленные круги. Комиссия завоевала репутацию межправительственного форума, на котором могут обсуждаться многосекторальные аспекты устойчивого развития. Она позволяет разрабатывать руководства для политики, проводить общий обзор координации международных учреждений и общей результативности их работы в связи с целями, поставленными в ходе ЮНСЕД.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Модель Манделла-Флеминга для страны с крупной экономикой
Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС
Подходы к анализу выгод и недостатков участия страны в региональной экономической интеграции
Эффективность деятельности ВТО по регулированию мировой торговли
Развитие европейской интеграционной политики Германии и Дании: цели и принципы
Вернуться к списку публикаций