2013-05-11 19:35:12
ГлавнаяМировая экономика — Современные проблемы устойчивого развития мировой экономики



Современные проблемы устойчивого развития мировой экономики


Экономический рост в условиях неравномерного распределения выгод и возможностей между экономическими агентами привел к такому положению, что перспективы существенного подъема уровня жизни в странах третьего мира оказываются весьма низкими. Выдвижение в социально-экономическом плане узкого круга развитых стран происходит во многом за счет привлечения разного рода ресурсов развивающихся государств, что не позволяет последним приблизиться к уровню индустриальных. Это является очевидным противоречием мирового развития, когда развитые страны не заинтересованы в отказе от своего образа жизни, а развивающиеся не в состоянии достичь уровня развитых стран. При этом, мировое сообщество признает необходимость существенных изменений в подходах к регулированию мирового экономического развития, а также создания прочных национальных и международных механизмов для реализации и координации связанных с этим переходных процессов.

Рассмотрев противоречия мирового развития, а также принимая во внимание сложность регулирования процессов глобализации, мы приходим к выводу о необходимости анализа и оценки механизмов регулирования мирового развития, инструментария и используемых подходов. Здесь важно отметить, что в условиях глобализации диверсифицируются уровни управления, в связи с чем, устойчивое развитие мировой экономики во многом обусловлено не только совокупностью национальных и региональных действий. Результативность международной политики и механизмов регулирования зависит от степени эффективности взаимодействия на глобальном уровне. Нам представляется необходимым перечислить некоторые факторы, заставляющие по-новому ставить вопросы управления в условиях интеграционных тенденций в мире.

- Увеличивается потребность в адекватных глобальным процессам механизмах регулирования с присущими им функциями планирования, организации, координации и контроля.

- Происходит распространение новых инструментов взаимодействия: прогресс, достигнутый в области транспорта, связи, информационно-коммуникационных технологий, стимулирует развитие глобальных систем регулирования (на уровне рынков, информационных сетей, банковских систем расчетов, глобальной инфраструктуры, международных стандартов и пр.).

- Появляются качественно новые субъекты международных отношений в связи, с тем, что глобальный уровень взаимодействия порождает соответствующие институциональные единицы: интеграционные страновые группировки, международные (межправительственные) организации, многонациональные корпорации, международные сети различных организаций и объединений. Растет число групп по координации политики (Организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР, группа G-7 (G-8), Организация стран-экспортеров нефти - ОПЕК, Всемирная торговая организация - ВТО и т.п.).

- Уменьшается прерогатива национальной политики. Усиление зависимости в рамках глобальной экономики сопровождается взаимообусловленностью различных процессов, в связи с чем страны и правительства вынуждены расставлять приоритеты уже с учетом внешних (международных) факторов.

При этом подчеркнем, что многие национальные правительства сталкиваются с проблемами, с которыми они не в состоянии справиться. Это имеет место из-за того, что их автономия ослабевает и многие явления выходят из-под контроля государства,, а действенных национальных механизмов регулирования в условиях глобальной интеграции не выработано. Таким образом, многие страны несут значительные потери в связи с перечисленными ниже недостатками глобального и национального регулирования.

- Главным стимулом глобализации является рыночная экспансия, которая основана на конкуренции и ставит своей целью достижение максимальной выгоды. При этом игнорируются социальные и экономические права населения, трансграничная, экологическая безопасность, миграция, занятость. Регулирование этих вопросов носит локальный характер и, как правило, ограничивается функцией планирования и декларацией намерений. Координация и контроль за выполнением социально-значимых обязательств и договоренностей на международном уровне недостаточно проработаны.

- Рыночная экспансия опережает появление адекватных механизмов управления этими процессами, вследствие чего рынок выходит из-под контроля, а возможности и преимущества глобализации распределяются неравномерно.

- Прогнозирование последствий глобализации для национальных или местных систем не практикуется, соответственно не предпринимаются профилактические и защитные меры.

- В условиях переходных экономик либерализация и приватизация могут способствовать переходу к рыночным отношениям, но не всегда гарантируют их появление.

- Жесткая конкуренция ограничивает многие виды деятельности, не имеющие отношения к рынку, но имеющие значение для социального развития, в связи с чем сфера их распространения сокращается.

- Международная политика привязана к экономическим и финансовым интересам ведущих мировых стран. Многие условия международного сотрудничества несут на себе отпечаток влияния тех немногих государств, которые имеют значительный политический и экономический вес в международных отношениях, в связи с чем интересы развивающихся стран и большинства населения мира оказываются ущемлены.

- Существующие международные институты потенциально востребованы в качестве механизма глобального регулирования, но в то же время не справляются со своей ролью в силу преобладания узких национальных интересов в международной политике и недостаточной адаптированностью к динамичным трансформационным процессам: в мире. Несовершенство институциональной основы глобального регулирования также обусловлено ограниченными правомочиями соответствующих учреждений.

Обозначив данные недостатки, приходим к выводу, что в современных условиях возрастает потребность в модернизации и повышении эффективности механизмов управления, как национальных, так и международных. Главная задача, возникающая в связи с этим, заключается в поиске эффективных способов управления экспансией глобальных рынков, норм, институтов и подходов для обеспечения равноправных условий развития стран и доступа к преимуществам глобализации. Так как многие проблемы не могут быть решены государствами самостоятельно, требуется проведение не только взаимосвязанной, но и многоуровневой политики, т.е. на национальном, международном и глобальном уровнях.

Осознание неустойчивости сложившегося типа экономического роста, нерешенности в его рамках социальных вопросов, обострение экологических проблем и повышение взаимозависимости всех эколого-экономических процессов явились важнейшими причинами начала разработки концепций мирового развития, ориентированных на экологические ограничения и социальные факторы. Вопросы интеграции окружающей среды и социально-экономического развития были официально впервые озвучены в 1972 г. на Конференции ООН в Стокгольме, а затем всесторонне рассмотрены на конференциях ООН в Рио-де-Жанейро (1992), Копенгагене (1995), Йоханнесбурге (2002) и др.

Итогами серии международных конференций по проблемам мирового развития стала разработка междисциплинарных методов и комплексных управленческих подходов к координации международного сотрудничества. Научная база, используемая в целях регулирования современных процессов развития, выходит за рамки отдельных дисциплин, основывается на применении системных методов, ставит задачи интеграции дифференцированных, знаний, наук и опыта в единую систему знаний о природе и обществе.

На основе сложившихся предпосылок, новые подходы к мировому развитию стали базироваться на следующих принципах стратегической стабильности:

- внимание всем типам ресурсов - человеческому, природному, научно- техническому и материальному капиталам;

- учет распределения ресурсов и возможностей во времени;

- укрепление институтов в интересах эффективного регулирования процессов мирового развития.

Наиболее подходящая к этим принципам и отвечающая объективным потребностям цивилизации модель, реализующая новый подход к управлению, описана в рамках концепции устойчивого развития. Термин «устойчивое развитие» получил широкое распространение после публикации в 1987 г. доклада «Наше общее будущее», подготовленного созданной при ООН Международной комиссией по окружающей среде и развитию, перед которой была поставлена задача разработки т.н. «Глобальной программы изменений».

Концепция отражает необходимость комплексного подхода для изучения человека, общества и окружающей среды. Устойчивое развитие было определено как «развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять их собственные потребности». В дальнейшем термин был закреплен Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) в 1992 г., после чего сама концепция стала приобретать конкретные, программные формы, стала компонентом национальной политики, а провозглашаемые ею цели стали основой международного сотрудничества и многосторонних соглашений. Другие определения и уточнения к ним стали появляться в последующих научных работах и на государственном уровне. В частности, в Концепции перехода РФ к устойчивому развитию 1996 г. под этим процессом подразумевается «стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы».

Появлению концепции устойчивого развития предшествовали другие стратегии и модели, а также научные доклады, которые в попытке дать ответ на вызовы времени, существующие и потенциальные угрозы внесли важный вклад в ее понимание и дальнейшую проработку.

Концепция устойчивого развития представляет собой синтетическую теорию, вобравшую в себя ряд концептуальных разработок, и предполагает реальные практические шаги, ориентированные на долгосрочные общественные нужды и устремления. Рядом ученых переход к устойчивому развитию рассматривается как предпосылка формирования ноосферной цивилизации - желаемого будущего состояния общества.

В целях анализа и обоснования применения в практической деятельности концепции устойчивого развития важно рассмотреть ее в связи со сложившимися в настоящее время тенденциями развития социально- экономических систем. Начавшаяся в середине XX в. в развитых странах постиндустриализация остается одной из главных тенденций мировой экономики, которая характеризуется изменением структуры производства и потребления (преимущественно за счет возрастания доли услуг), ростом уровня образования и использования знаний и наукоемких технологий, социализацией экономики, информатизацией общества и повышением внимания к окружающей среде. Перечисленные особенности характеризуют переход на новый уровень развития, подразумевающий повышение качества его факторов в воспроизводственном процессе.

Смещение приоритета с количественной модели роста, сопряженной со значительными материальными, энергетическими и экологическими издержками, компенсируется получением большей эффективности факторов производства за счет качественных составляющих развития. К таковым относятся основные параметры качества жизни: продолжительность жизни человека, состояние здоровья, отклонение состояния окружающей среды от нормативов, уровень знаний и навыков, подушевой доход, уровень занятости, безопасность, степень реализации прав человека и т.д.

Долголетие и здоровье - объективные критерии качества жизни — опосредованно характеризуют уровень социально-экономической организации, ситуацию в области безопасности и экологии. Достаточно долгая и здоровая жизнь - необходимое условие не только права выбора, но и возможности наиболее полной реализации человеческого потенциала. Возможность получать образование является основой постиндустриального общества, т.к. передача знаний - это залог процветания экономики и эффективного использования ресурсов. Образованные люди используют капитал более рационально, в результате чего он становится более производительным, поэтому различия в уровне образования в определенной мере объясняют существующее неравенство в уровнях дохода между развитыми и развивающимися странами или между регионами конкретной страны. Утечка умов рассматривается как серьезная проблема для любой страны, т.к. это сказывается на ее интеллектуальном потенциале, приводит к его концентрации в отдельных странах, усугубляя неравномерность мирового развития.

Уровень дохода и занятость призваны отражать степень контроля над ресурсами, необходимыми для поддержания необходимого уровня жизни. Из экономической теории известно, что платежеспособный спрос выступает в современной экономике важнейшим фактором экономического роста и, в конечном счете, постепенно поднимает уровень жизни людей.

Обеспечение прав человека призвано гарантировать безопасность и доступ к возможностям развития, что является предпосылкой, порождающей императив демократизации. Преимущества демократического государственного устройства заключаются в создании гибких и дифференцированных экономических и социальных механизмов. Этот подход демонстрируют демократические страны, которые занимают ведущее положение в мировой экономике.

Формированию постиндустриальной экономической модели организации общества, в котором экономические активы приумножаются в подавляющей мере за счет информации и управления человеческим фактором, способствовал научно-технический прогресс. Этот прогресс возможен благодаря целенаправленно поднимаемому уровню человеческих способностей и возможностей. В развитых странах признание производительной природы вложений в человеческий фактор имело своим следствием более сбалансированное соотношение экономической и социальной составляющих развития. Взаимодействие экономического и социального факторов не только обеспечивает большие возможности удовлетворения социальных потребностей, но и способствует поддержанию высокой экономической активности. Инвестиции в социальную сферу не только оказываются выгодными, но и выступают важной составляющей экономического роста.

Для определения подходов к формированию условий устойчивого развития необходимо отметить особое место в этом процессе человеческого капитала. Под человеческим капиталом понимается больше, чем труд как фактор производства, а именно воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций, способный генерировать поток материальных и нематериальных активов. В постиндустриальном обществе значительная роль отводится человеку как единице социальной организации и одновременно носителю и потребителю экономических благ. В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ в. экономистами П. Ромером и Р. Лукасом была разработана теория человеческого капитала, утверждающая, что реальной движущей силой экономического прогресса является человек. Исследование было нацелено на изучение воздействия человеческого капитала на темпы роста стран в долгосрочном плане. Была выявлена центральная роль человеческого капитала в росте производительности труда. Согласно этому подходу, продуктивность возрастает благодаря факторам, связанным с развитием человеческого потенциала, т.е. производительным силам и знаниям.

Опыт некоторых стран и результаты исследований показывают, что природный капитал может замещаться человеческим. Страны, в экономике которых доля человеческого фактора высока, могут снижать зависимость роста производства от ресурсов, т.к. высокий уровень научно-технического и образовательного потенциала позволяет развивать в экономике направления, менее зависящие от наличия природного капитала.

Показатели присутствия человеческого фактора в структуре общемирового благосостояния обладают весомыми значениями. Согласно оценке, произведенной Всемирным банком по 192 странам мира, на долю физического капитала приходится в среднем лишь 16% общего объема богатства, примерно 64% составляет человеческий капитал, около 20% богатства приходится на природный капитал. Преобладание человеческого фактора особенно заметно в странах с высоким уровнем дохода. Например, в странах ОЭСР в структуре национального богатства доля человеческого капитала составляет от 68 до 76%. В некоторых странах, таких, как Германия, Япония и Швейцария, на его долю приходится 80% общего объема капитала.

Анализ предпосылок и содержания концепции устойчивого развития позволяет сделать вывод, что в современных условиях устойчивость социально- экономических систем в значительной степени определяется параметрами качества жизни: структурой и стандартами потребления, обеспеченностью жильем, условиями труда, состоянием окружающей среды и т.п. Формирование условий устойчивого развития как на национальном уровне, так и в масштабах мировой экономики требует проработки вопросов регулирования. В условиях усиливающейся взаимозависимости стран предъявляются новые требования к качеству деятельности соответствующих механизмов международного сотрудничества.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Теории и концепции внешней торговли и размещения прямых иностранных инвестиций
Формирование единого бюджета ЕС и его использование для проведения региональной и социальной политики ЕС в Германии и Дании
Свободные экономические зоны - международный опыт
Проблемы интенсификации германских внешнеэкономических отношений со странами Центрально-Восточной Европы и Россией
Миграционное давление на Европу
Вернуться к списку публикаций