2013-05-11 18:23:41
ГлавнаяМировая экономика — Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС



Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС


Официальная помощь в целях развития может играть важную стимулирующую роль. в поощрении частных инвестиций и мобилизации внутренних ресурсов, в частности, путем содействия развитию необходимых элементов социально-экономической инфраструктуры. Однако на практике подавляющее большинство стран (кроме Дании, Нидерландов, Норвегии, Швеции и Люксембурга) не доводило масштаб ОПР до согласованного уровня, при этом, имела место тенденция сокращения объемов помощи. Этой проблеме было уделено внимание на целом ряде международных встреч. Среди последних - Саммит тысячелетия ООН 2000 г., Конференция министров ВТО в Дохе (Катар) 2001 г., Монтеррейская международная конференция по финансированию развития 2002 г., Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию 2002 г.

Развитые страны взялись дополнительно выделять до 2006 г. около 16 млрд. долл. США в год. Тем не менее, благодаря этому увеличению общий объем ОПР достигнет лишь 0,26% от совокупного ВНП стран-членов КСР. Эта цифра также меньше оцениваемых потребностей, которые по расчетам составляют порядка 100 млрд. долл. в год, для обеспечения чего потребовалось бы удвоить объем помощи, доведя его до 0,45% совокупного ВНП.


Таблица 5

Получатели ОПР с разбивкой по регионам


В пересчете на душу населения

% ВВП

(в долл. США в ценах 2000 г.)

1990

2002

1990

2002

Все развивающиеся страны

15

8,8

1,61

0,7

Наименее развитые страны

33

24,7

12,92

8,9

Арабские государства

59

24,2

2,85

0,8

Страны Восточной Азии и Тихоокеанского региона

5

3,9

0,77

0,3

Страны Латинской Америки и Карибского бассейна

13

8,6

0,48

0,3

Страны Южной Азии

6

4,5

1,18

0,7

Страны Африки к югу от Сахары

34

26,3

6,13

4,55


На первый взгляд, судя по снижению объемов помощи (Таблица 5), ОПР лежит вне сферы приоритетов для развитых стран и, с другой стороны, может породить зависимость от внешних ресурсов у ее реципиентов. Однако при более внимательном изучении снижение ОПР обусловлено, в первую очередь, озабоченностью развитых стран в отношении ее неэффективности, поэтому доноры проводят необходимые административные меры в сфере управления и повышения качества ее использования. Положения новых международных договоренностей, в частности, Монтеррейского консенсуса 2002 г. определяют усилия, как доноров, так и реципиентов в отношении увеличения объемов выделяемой помощи и повышения ее эффективности. Данные меры предусматривают учет национальных приоритетов и задач при ответственности стран-получателей за их достижение и выполнение, расширение возможностей получателей по освоению средств и управлению финансами. Эти важные обязательства были подтверждены в Римской декларации по вопросам согласования, принятой главами многосторонних и двусторонних учреждений по вопросам развития на Форуме высокого уровня в 2003 г.

Что касается ограничения финансовой независимости, то здесь отметим, что ОПР является компонентом, дополняющим другие источники, и призвана содействовать развитию внутреннего потенциала. Хотя для ряда стран она по- прежнему является самым крупным источником внешнего финансирования, играя решающую роль в достижении целей развития, это обусловлено действием факторов, определяемых их статусом как наименее развитых стран. Кроме этого, ОПР является лишь частично обусловленной. Согласно исследованию Всемирного банка, обусловленная помощь на 25% менее эффективна, чем необусловленная. Члены Комитета содействия развитию ОЭСР договорились устранять обусловленность помощи, и объем такой помощи сократился примерно до одной пятой (см. таблицу ниже).


Избранные показатели по странам-членам Комитета содействия развитию ОЭСР


Официальная помощь в целях развития ОПР

Задолженность

Торговля

Индикатор

ОПР, % ВНД

ОПР,

млн.

долл.

ОПР, не связанная условиями, % от общего объема

Принятые в 2002 г. обязательства по ОПР

Взносы в целевой фонд БСКЗ, млн. долл.

Списание долга, млн. долл.

Средние тарифные и нетарифные барьеры (тарифный эквивалент), %

Импорт товаров из развивающихся стран

Импорт товаров из НРС


Год

1990

2002

2002

1990

2002

Год

%ВНП

2003

1990-

2002

2000

2002

2002

2002

2002

Австралия

1,17

0,89

1517

33

57

2003

0,26

14

77

13,4

38187

41

183

0,2

Австрия

0,34

0,26

916

32

69

2006

0,33

50

369

10,0

12116

13

291

0,3

Бельгия

0,11

0,26

488

-

-

2010

0,7

64

711

9,9

43845

19

5469

2,4

Великобрит.

0,46

0,43

996

-

100

2006

0,4

436

2493

9,8

90787

23

2872

0,7

Германия

0,27

0,31

4581

62

87

2006

0,33

333

6034

9,9

98168

19

4095

0,8

Греция

0,42

0,27

4980

-

14

2006

0,33

17

-

9,8

15222

28

218

0,4

Дания


0,21

253

-

82

-

0,7

80

377

9,8

9329

14

360

0,5

Ирландия

0,94

0,96

1540

-

100

2007

0,7

25

-

9,9

15114

20

308

0,4

Испания

0,16

0,40

360

-

60

2006

0,33

165

1092

9,7

63993

31

2965

1,4

Италия

0,20

0,26

1559

22

-

2006

0,33

217

1775

9,7

71139

24

2547

0,9

Канада

0,31

0,20

2157

47

61

2010

0,30

165

1471

10,2

52879

21

805

0,3

Люксембург

0,44

0,2В

2011

-

-

2005

1,0

4

-

-

377

2

7

<0,1

Нидерланды

0,21

0,77

139

56

89

-

0,80

242

1915

9,6

60389

30

1164

0,6

Нов. Зеландия

0,92

0,81

3068

100

76

-

-

2

-

12,1

8810

33

45

0,2

Норвегия

0,23

0,22

110

61

99

2005

1,0

127

237

32,0

9357

18

233

0,4

Португалия

0,24

0,27

293

-

33

2006

0,33

24

470

9,8

10058

18

649

1,2

США

0,21

0,13

13140

-

-

2006

0,20

750

8482

7,4

598695

48

13621

1,1

Финляндия

0,65

0,35

434

31

82

2007

0,44

51

156

10,1

6956

13

301

0,6

Франция

0,60

0,38

5125

64

92

2007

0,5

258

13549

9,8

81259

23

4856

1,4

Швейцария

0,32

0,32

863

78

95

2010

0,40

93

311

22Д

14567

14

192

0,2

Швеция

0,91

0,83

1848

87

79

2006

0,87

109

121

10,0

11374

14

247

0,3

Япония

0,31

0,23

9731

89

83

2006

0,26

256

4170

13,0

217224

59

3181

0,9


Механизм партнерства в области международного развития основывается на четком осознании того, что основная ответственность за достижение ключевых целей (в т.ч. в рамках системы ЦРТ) возлагается на развивающиеся страны. Эти страны должны мобилизовать внутренние ресурсы для финансирования рассчитанных на перспективу программ и проведения политических реформ в целях дальнейшего повышения эффективности управления экономикой. Вместе с этим, признается важнейшая роль развитыхстран, помимо прямой финансовой помощи, в формировании международныхусловий сотрудничества и создания возможностей для развивающихся стран.

Потенциал создания таких возможностей напрямую связан с внешнеэкономической политикой развитых стран, которая в силу их значительного удельного веса в мировой экономике дает им несравнимые преимущества в торговой сфере, а также рычаги для расширения доступа на свои рынки. Тем не менее, торговая политика развитых стран по-прежнему является дискриминационной по отношению к, экспорту развивающихся. Средние тарифы стран ОЭСР на промышленные товары из развивающихся государств более чем в четыре раза превышают их тарифы на такие же товары из других стран ОЭСР. Кроме того, по результатам Уругвайского раунда ВТО не были изменены максимальные ставки таможенных пошлин (свыше 15%) на многие товары, экспортируемые развивающимися странами: по максимальным ставкам облагается 60% продукции, импортируемой из развивающихся стран Европейским Союзом, Канадой, США и Японией. Беднейшие страны также нередко сталкиваются с эскалацией тарифов: таможенные пошлины возрастают по мере повышения степени переработки экспортируемой ими продукции. Совокупный объем сельскохозяйственных субсидий в развитых странах составляет 311 млрд. долл. в год», в пять раз превышая размеры ОПР, что не только существенно ограничивает доступ продукции стран третьего мира, но и влияет на уровень цен мирового рынка в ущерб развивающимся странам. Значительная доля торговли носит внутрирегиональный и внутрифирменный характер.

Практические меры по формированию благоприятной для развивающихся стран глобальной финансовой и торговой архитектуры обсуждались и были приняты за основу будущих стратегий на международном уровне. На проведенной в 2001 г. в Дохе Конференции ВТО страны договорились со временем устранить субсидирование сельскохозяйственного экспорта - хотя и не установили никаких сроков. Очевидно, что для того, чтобы принятая в Дохе декларация оказалась продуктивной, от стран потребуется активизация усилий, для принятия обязательств по ее реализации.

Для того чтобы добиться высоких показателей в мировой экономике, развивающиеся страны должны добиться конкурентоспособности в производстве продукции на экспорт и диверсифицировать структуру своей внешней торговли. Сегодня высокий уровень конкуренции на мировых рынках осложняет решение задачи диверсификации экспорта для стран с низким уровнем развития человеческого потенциала и требует концентрации ресурсов в приоритетных областях для стран со средним уровнем развития. Финансирование приоритетных направлений требует мобилизации в первую очередь внутренних инвестиций. С учетом показателей по основным аспектам развития, перераспределение средств государственных бюджетов может оказаться таким источником. По оценкам, на субсидии, поощряющие нерациональные модели развития, в мире ежегодно расходуется от 600 до 800 млрд. долл.

Самым большим источником внешнего финансирования в целях развития в некоторых развивающихся странах, особенно со средним уровнем дохода, являются частные финансовые средства. Чистый объем прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны неуклонно рос и в 2001 г. составил 175 млрд. долл., хотя к 2003 г. снизился до 135 млрд. Однако эти средства по-прежнему сконцентрированы в ограниченном числе стран. На десять развивающихся стран приходится 70% данных инвестиций, при этом, темпы снижения такой концентрации незначительны: в 2000 г. она была на 10% выше. Решающим фактором в изменении этой ситуации являются национальные усилия по созданию соответствующего климата для частного сектора, где определяющими становятся не только экономические, но и внутренние социально-политические условия.

Таким образом, большинство развивающихся стран имеет крайне ограниченный доступ к частному капиталу и в своих усилиях по борьбе с нищетой, низким уровнем социального развития, деградацией окружающей среды и, в ряде случаев, политической нестабильностью зависят от сокращающегося объема ОПР. Учитывая это, в 2003 г. было объявлено о создании Комиссии высокого уровня по вопросам развития, в задачи которой будут входить анализ и оценка ключевых факторов, препятствующих частному сектору играть более активную роль в области развития. Основной задачей Комиссии будет подготовка стратегических рекомендаций по вопросам содействия развитию местного частного сектора в развивающихся странах и подготовка конкретных программ, потенциально способных оказать максимальное воздействие на развитие предпринимательства.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


ВТО как институт регулирования международных торговых отношений
Проблемы интенсификации германских внешнеэкономических отношений со странами Центрально-Восточной Европы и Россией
Подходы к анализу выгод и недостатков участия страны в региональной экономической интеграции
Необходимость и целесообразность участия России в деятельности Всемирной торговой организации
Модель Манделла-Флеминга для малой экономики в условиях наличия ограничений на перелив капитала через национальные границы
Вернуться к списку публикаций