2013-05-11 18:23:41
ГлавнаяМировая экономика — Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС



Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС


Международные механизмы финансирования устойчивого развития

Реализация международных целей устойчивого развития в значительной степени обусловлена наличием необходимых ресурсов и средств. Многие страны не располагают достаточными возможностями для осуществления инвестиций в целях достижения прописанных выше ключевых ориентиров развития или пользуются неравнозначными условиями в системе международных отношений. Это касается как международных экономических ограничений, порожденных тарифами и субсидиями, так и долговой ситуации, доступа к технологиям, информации и другим преимуществам глобализации.

В этом контексте, под финансово-материальными аспектами устойчивогоразвития понимаются источники, механизмы и проблемы финансирования,материально-техническая база, технологии и методы привлечения и эффективного распределения средств.

Реализация долгосрочных целей в области повышения уровня жизни и экономического роста требует времени, в то время как решение многих вопросов развития носит безотлагательный характер и не может ждать, пока экономический рост генерирует ресурсы. Для решения проблемстратегического перехода к устойчивому развитию крайне важную роль играютвопросы мобилизации финансов. В связи с ограниченными возможностями использования внутренних средств, особенно в развивающихся странах, особое значение приобретают источники международного финансирования, которыеможно объединить по следующим группам:

• кредиты из официальных и частных источников;

• субсидии и гранты стран и многосторонних учреждений в рамках программ сотрудничества;

• официальная помощь в целях развития (ОПР);

• инвестиции;

• списание, конверсия внешнего долга.

В предоставлении финансовых ресурсов (Таблица 4) для формирования условий устойчивого развития задействованы такие источники финансированияи одновременно механизмы распределения, как группа организаций Всемирного банка (Рис. 6), МВФ, Программа развития ООН, Программа ООН по окружающей среде, Глобальный экологический фонд, региональные банки, международные фонды и др. Эти организации призваны оказывать помощь странам в деле достижения таких основополагающих целей развития, как борьба с бедностью, повышение уровня жизни населения, создание элементарных условий для жизнеобеспечения человека и существования инфраструктуры, развитие человеческого потенциала, охрана и восстановление окружающей среды, укрепление международного сотрудничества в сфере устойчивого развития. Механизм финансирования действует и на двусторонней основе - через страны-члены Комитета содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).


Таблица 4

Чистый приток финансовых ресурсов в развивающиеся страны, 1998-2003 гг.


(млрд. долл.)

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Кредитование из официальных источников

34,2

13,7

-5,9

26,9

4,1

-6,3

Всемирный банк

8,7

8,8

7,9

7,5

-0,2

-1,9

Международный валютный фонд

14,1

-2,2

-10,6

19,5

14,0

8,0

Другие

11,4

7,1

-3,1

-0,1

-9,7

-12,4

Кредитование из частных источников

23,4

од

-3,9

-28,1

3,2

50,6

Средне- и долгосрочное кредитование

87,0

22,4

5,2

-5,3

1,8

18,6

Финансирование путем выпуска облигаций

39,7

29,8

16,5

12,2

12,7

33,1

Краткосрочное кредитование

-63,6

-22,3

-9,1

-22,9

1,4

32,0

Прямые иностранные инвестиции (импорт)

175,6

181,7

162,2

175,0

147,1

135.2

Г ранты

26,7

28,5

28,7

27,9

31,2

34.3

Официальная помощь стран-членов КСР

52,1

56,4

53,7

52,3

58,3

-

Помощь в рамках технического сотрудничества

13,1

13,0

12,8

13,6

15,5

-

Списание долга

3,0

2,3

2,0

2,5

5,3

-


 

Объемы кредитования Всемирного банка за 1998-2004 гг.

Рис. 6. Объемы кредитования Всемирного банка за 1998-2004 гг.


Комитет содействия развитию (КСР) - один из специализированных комитетов ОЭСР, в состав членов которого входят 22 страны и Европейская Комиссия, статус наблюдателей имеют МБРР и МВФ. КСР является центральным органом по координации помощи, оказываемой ОЭСР развивающимся странам. В его задачи входят повышение эффективности помощи, содействие созданию в этих государствах жизнеспособных экономических систем и включение их в мировую экономику.

Финансирование за счет заемных средств при сохранении задолженности на приемлемом уровне является важным элементом мобилизации ресурсов на цели развития и экономического роста. К примеру, МБРР и МАР в 2003 г. предоставили займы на финансирование 99 проектов в 37 странах и 141 проекта в 55 странах соответственно.

В условиях остроты проблемы долга для многих стран возрастает необходимость применения гибкого комплекса инструментов со стороны многосторонних финансовых учреждений, а также Парижского и Лондонского клубов. Внешний долг развивающихся стран в 2003 г. превышал 2,4 трлн. долл. Облегчение бремени внешнего долга может играть ключевую роль в высвобождении ресурсов, которые могут направляться на осуществление тех видов деятельности, которые согласуются с целями устойчивого развития. Здесь страны-доноры и финансовые учреждения едины в своем подходе к условиям реструктуризации долгов, когда поддерживается составление социально ориентированных бюджетов. В качестве примеров можно назвать инициативу для бедных стран с крупной задолженностью, увязывающей облегчение долга с принятой в стране стратегией сокращения бедности, а также «Инициативу 20/20», отражающую обязательство выделять 20% ОПР и 20% национального бюджета на социальные программы.

Помимо финансирования на, кредитной основе, осуществляется и субсидирование в целях устойчивого развития. Крупнейшим многосторонним каналом субсидий является Программа развития ООН, объем ресурсов которой в 2003 г. достиг 3,2 млрд. долл., по сравнению с 2002 г., когда ПРООН располагала 2,83 млрд. долл., распределенными следующим образом (Рис. 7).


Программные расходы ПРООН в 2002 г., млн. долл.

Рис. 7. Программные расходы ПРООН в 2002 г., млн. долл.


Несмотря на постоянный рост бюджета, объем предоставляемых финансовыми учреждениями ЭКОСОС ресурсов остается ниже требуемого. В этой связи, важный вклад могут делать другие доноры через программы технической помощи. Значительная часть помощи выделяется на двусторонней основе, например, через Агентство США по международному развитию (USAID) и программы ЕС (ТАСИС, ИНТАС, ТЕМПУС). Роль донора технической помощи готова взять на себя и Россия. В июне 2004 г. между МИДом РФ и ПРООН было подписано соглашение о реализации проекта «Перспективы становления России как донора технической помощи. Исследования стратегии, консультативные услуги и подготовка» (RUSAID). Оно предполагает предоставление консультативных услуг МИДу, Министерству финансов, Министерству экономического развития и торговли в учреждении государственного агентства по оказанию технической помощи зарубежным странам.

Важным источником льготного финансирования для развивающихся стран является официальная помощь в целях развития. Идея о том, что развитые страны должны выделять на цели глобального развития 0,7% своего ВНП, была впервые выдвинута в 1969 г. в «Докладе о международном развитии», подготовленном под руководством бывшего премьер-министра Канады Лестера Пирсона. Этот показатель получил широкое признание в качестве эталонного показателя ОПР. Одобренный Генеральной Ассамблеей в 1970 г., он стал частью международной стратегии финансирования развития.

Помимо стран-членов Комитета содействия развитию некоторые страны и регионы, не входящие в КСР, также предоставляют помощь. Так, объем ОПР, выплаченной в 2002 г. Чехией, Исландией, Израилем, Республикой Кореей, Кувейтом, Польшей, Саудовской Аравией, Словакией, Турцией, ОАЭ и другими мелкими донорами, включая Тайвань (Китай), Эстонию, Латвию и Литву, составил 3201 млн. долл. США. Китай также предоставляет помощь, но не раскрывает данные о ее объеме.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Признаки, функции и роль социальных институтов в современной экономической жизни
Процесс принятия решений в современной государственной европейской политике Германии и Дании
Система золотого стандарта в мировой валютной системе
Валютный кризис как фактор усиления межгосударственного регулирования в мировой валютной системе
Институциональная основа, принципы и функции ВТО
Вернуться к списку публикаций