2013-05-11 18:23:41
ГлавнаяМировая экономика — Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС



Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС


Решение социально-экономических вопросов подразумевает осуществление взаимодополняющих мер, направленных на стимулирование общего экономического роста, решение проблем неравенства в доступе к ресурсам, в том числе к таким благам как образование, использование преимуществ международной торговли для обеспечения роста занятости и дохода, решение проблемы социальных барьеров. Последнее подразумевает включение всех социальных групп в общественную жизнь и гарантию вертикальной социальной мобильности, повышение защищенности бедных слоев населения от финансовых рисков и безработицы. В рамках КСР сформулированы две задачи, включающие решение этих вопросов:

• формирование четко организованной и подконтрольной финансовой системы;

• укрепление системы социального обеспечения и социальных программ. Воздействие на системы управления включает такие элементы как обеспечение координации - создание продуманных механизмов регулирования, создание условий для реализации частных и общественных инициатив, контроль со стороны общества, акцентирует внимание на необходимость обеспечения транспарентности принятия решений, действенных правовых и судебных процедур. В связи с этим, в КСР определены две другие задачи:

• создание прозрачной регулирующей системы;

• формирование эффективной правовой и судебной систем (эффективная система собственности, договоров, трудовых отношений, банкротства, коммерческих правил, законов о личных правах и других элементов всеобъемлющей правовой системы).

Гуманитарный фактор определяется уровнем развития человеческого потенциала страны, складывающегося из таких элементов как уровень образованности, обуславливающий качество интеллектуальных ресурсов государства, долголетие, характеризующее развитость системы здравоохранения, и уровень экономического благосостояния, выражающийся в уровне доходов на душу населения, необходимый для самообеспечения человека. В данном случае инструмент и цель государственной политики совпадают, т.к. человеческий потенциал лежит в сфере государственных интересов и приоритетов и одновременно является активным средством развития. КСР определяет следующие задачи в рамках гуманитарного аспекта:

• развитие образования как ключевого фактора развития и решения проблемы бедности;

• решение вопросов здравоохранения и народонаселения.

Наличие материального компонента развития подразумевает так называемые элементарные условия для жизнеобеспечения человека и существования инфраструктуры. Во многих отсталых странах и в некоторых развивающихся уровень развития инфраструктуры настолько низок, что не приходится говорить о других аспектах развития. Материальные элементы предполагают следующие задачи в сфере инфраструктуры:

• обеспечение работы систем водоснабжения и поставки энергии;

• строительство дорог, развитие транспорта и телекоммуникаций;

• внимание аспектам устойчивого развития, экологическим и культурным проблемам, и т.п.

В рамках КСР Всемирный банк выделяет четыре группы участников, действующих в области развития:

1. Правительства - национальные, на уровне административных единиц, городов и муниципалитетов в пределах каждой страны, а в некоторых случаях — региональные группы правительств.

2. Многосторонние и двусторонние агентства (программы и органы ООН, страновые группировки, региональные банки развития и др.).

3. Общественные (неправительственные) организации (гражданское общество само по себе является крупнейшим фактором развития как носитель человеческого капитала и гражданских инициатив).

4. Частный сектор (отечественный и зарубежный). Очевидно, что внутренние и иностранные частные инвестиции составляют основу экономического роста и занятости. Они обеспечивают технологии, подготовку специалистов и капитал, необходимые для развития и создания новых рабочих мест. Участие частного сектора необходимо для научно-технического прогресса - критического фактора роста во всех странах.

Таким образом, КСР представляет собой матрицу взаимосвязанных задач в области развития и институтов их реализации. Цель матрицы - дать всем участникам, но в первую очередь национальным правительствам, информационную основу для обеспечения открытости, базы для координации усилий и оценки эффективности программ и стратегий. Матрица представляет собой сводный инструмент управления по формированию условий устойчивого развития. В схематичном виде представим эту матрицу на Рис. 5.


Матрица элементов Комплексной стратегии развития Всемирного банка

Рис. 5. Матрица элементов Комплексной стратегии развития Всемирного банка


Разработка и реализация стратегий развития возлагается на правительственную структуру страны. Правительство должно стремиться иметь программы по каждому из разделов в левой части матрицы и координировать действия других агентов. Учет особых национальных приоритетов среди прочих групп факторов позволит принимать во внимание особенности конкретной страны и адаптировать соответствующие программы. Гражданское общество и частный сектор составляют те основные группы, ориентация на сотрудничество с которыми прописана в стратегиях, сформулированных международными организациями и представленными в них правительствами.

Преимущество данного подхода заключается в обеспечении рамок для совместных и согласованных усилий в области программ развития, доступа к системам данных и анализа различных участников. Реализуются предложенные схемы взаимодействия факторов устойчивого развития и элементов управления ими. Среди недостатков КСР можно отметить отсутствие в большинстве развивающихся стран необходимой телекоммуникационной инфраструктуры, играющей принципиальное значение для обмена информацией, а также возможную сложность процедур межведомственного сотрудничества.

Необходимо отметить, что стратегия Всемирного банка предлагается в качестве общего руководства к действию, и реализация ее принципов будет по- разному происходить в различных странах. Тем не менее, благодаря тому, что стратегия сосредоточена на всех основных сферах развития, она позволяет более стратегически взглянуть на планирование процесса развития и комплексно осуществлять соответствующие меры. Очевидно, что предлагаемая стратегия не является исчерпывающей и для ее успеха необходимо наличие стабильного экономического фона. Приоритетность воздействия на каждый из структурных элементов стратегии в каждой конкретной стране, будь то вопросы торговли, становления рынка, укрепления национальной валюты, занятости, инвестиций в образование и др., будут зависеть от экономических условий и результатов диалога на национальном уровне о целях, приоритетах и конкретных способах выполнения поставленных задач. Между тем, будучи ориентированной на устойчивое развитие как многосторонний процесс, стратегия включает множество целей и других инструментов. Это позволяет выявить слабые и сильные места в регулировании экономического развития и, используя имеющиеся преимущества и возможности, путем стимулирования одних элементов добиваться положительного эффекта в других сферах экономической и социальной жизни. КСР может быть, рекомендована к использованию на национальном или региональном уровне.

Помимо постановки целей и задач и разработки институциональных схем их реализации регулируемый процесс формирования условий устойчивогоразвития требует применения инструментов оценки ресурсов, результатов имеханизмов. Как было неоднократно подчеркнуто выше, сложность и взаимосвязь факторов устойчивого развития требует использования разного рода критериев, а также сочетания количественных показателей с качественными индикаторами оценки. Необходимость рассмотрения экономических аспектов развития в комплексе с другими ставит задачу использования системы показателей устойчивого развития.

В практике статистического анализа учреждения ЭКОСОС исходят изпринципа множественности критериев и комбинации различных показателей. Это проявляется, с одной стороны, в использовании нескольких взаимодополняющих индикаторов по каждому из аспектов развития и, с другой стороны, в отражении связанных параметров развития в индикаторах комплексной оценки. При исследованиях принимаются во внимание показатели общественного развития в области образования, здравоохранения, доступа к информации, распределения, потребления и запасов ресурсов, неравенства, участия в экономической жизни, макроэкономики, демографии, экологии и т.п.

Концепция устойчивого развития, поддерживаемая в стратегиях всемирных учреждений, нашла отражение в новых комбинированных показателях, среди которых широкое распространение получил Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Появившийся в 1990 г. в первом (впоследствии ставшем ежегодным) Докладе ПРООН о развитии человека, этот показатель стал наиболее солидной попыткой комплексной оценки развития не только с точки зрения экономического роста, а со значительным акцентом на качество жизни. ИРЧП рассчитывается на базе трех показателей:

- Ожидаемая продолжительность жизни;

- Доля грамотного взрослого населения (вес в 2/3) и совокупная доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений (вес в 1/3);

- ВВП на душу населения (в долл. ППС).

Всем трем показателям придается индексная (со значениями от 0 до 1) форма, для чего устанавливаются предельные значения:

- Ожидаемая продолжительность жизни: 25 и 85 лет;

- Доля грамотного взрослого населения: 0 и 100%;

- доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений: 0 и 100%;

- ВВП на душу населения: 100 и 40 000 долл. ППС.

Индекс = (Фактическое значение — min) / (max — min) (1)

1. Расчет индекса продолжительности жизни (х) на основе формулы (1):

Расчет индекса продолжительности жизни

2. Расчет индекса образования (а - грамотность, b - доля учащихся):

Расчет индекса образования

3. Для расчета индекса ВВП в целях дисконтирования дохода используется десятичный логарифм:

расчета индекса ВВП в целях дисконтирования дохода используется десятичный логарифм

ИРЧП рассчитывается как среднее арифметическое трех индексов:

ИРЧП = (I1 +I2 + IВВП) / 3 (2)


Таким образом, ИРЧП — это агрегированный показатель, включающий совокупную оценку трех отдельных аспектов развития: состояние человеческого развития (продолжительность жизни), возможности (уровень образования) и средства (уровень доходов). Существует тесная связь между индексами развития человеческого потенциала и целями в области развития (ЦРТ). Три параметра, отраженные в ИРЧП, весьма схожи с целями развития, которые также касаются распределения дохода, образования и др. аспектов. Оценка уровня развития человеческого капитала является совокупной характеристикой социально-экономической ситуации в стране.

В дополнение к ИРЧП были разработаны другие индексы, чтобы отразить специфические аспекты развития, среди них - Индекс нищеты населения (ИНН). Если с помощью ИРЧП измеряется общий прогресс страны в человеческом развитии, то Индекс нищеты населения дает оценку еще нерешенным проблемам в области благосостояния. ИНН измеряет масштабы лишений по тем же аспектам человеческого развития, что и ИРЧП. Поскольку проявления бедности зависят от социальных и экономических условий общества, были разработаны два индекса нищеты - для измерения нищеты населения в развивающихся и в развитых странах (ИНН-1 и ИНН-2).

Индекс нищеты населения для развивающихся стран (ИНН-1) рассчитывается на базе трех показателей:

- Доля населения, которая, как ожидается, не доживет до 40 лет (I1);

- Доля неграмотного взрослого населения (I2);

- Невзвешенное среднее двух показателей: доли населения, не имеющего устойчивого доступа к улучшенным источникам воды (I3), и доли детей с пониженной для своего возраста массой тела (I4).

Невзвешенное среднее двух показателей



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


О глобализации и перспективах развития мирохозяйственных связей России
Влияние глобализации на внешнеэкономические связи Германии
Классический вариант модели Манделла-Флеминга
Необходимость и целесообразность участия России в деятельности Всемирной торговой организации
Проблема выбора приоритета государственной экономической политики в отношении валютного курса
Вернуться к списку публикаций