2013-05-11 18:23:41
ГлавнаяМировая экономика — Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС



Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС


Для каждой цели проводится оценка стран с точки зрения как прогресса в ее достижении (отрицательный/медленный, умеренный или быстрый), так и текущего уровня отклонения от целевых параметров (крайний, умеренный или незначительный). Страна с неудовлетворительными показателями включается в одну из двух групп: «наиболееприоритетные» или «приоритетные» страны». Первый случай имеет место, если в стране наблюдается крайний уровень отклонения от требуемых параметров по заданной цели и медленный прогресс или регресс в ее достижении. При этом, для определения уровня отклонения от целевых параметров различными специализированными учреждениями предложены установленные пограничные значения. Например, для задачи сокращения вдвое доли бедного населения Всемирный банк установил пограничные значения для показателя ВВП на чел. в долл. по ППС: до 3500 долл. — крайний уровень, от 3500 до 7000 - умеренный, от 7000 — незначительный. Прогресс оценивается путем сопоставления фактически достигнутых среднегодовых темпов изменения показателя в случае сохранения нынешних тенденций до 2015 г. и среднегодовых темпов, необходимых для достижения установленных целевых показателей, исходя из того, что прогресс носит линейный характер. По оценкам ПРООН, для достижения целевого показателя ликвидации нищеты по доходу необходимо в 1990-2015 гг. поддерживать среднегодовые темпы роста ВВП на человека в 1,4%.

Отнесение стран к этим двум разрядам является условным, но призвано помочь выделить основные нуждающиеся в помощи страны. В «наиболее приоритетных» по всем целям странах нищета населения усугубляется отсутствием положительной динамики изменений. Это кризисные страны, отстающие по всем показателям достижения каждой цели и требующие вложения ресурсов и помощи международного сообщества. К таковым относится 31 страна, из которой 25 - африканские государства. 28 стран относятся к разряду «приоритетных» по всем целям. Еще 78 стран располагают достаточными данными для оценки, но не относятся ни к одной из категорий; другие страны не имеют достаточных для достоверной оценки данных.


Таблица 1

Избранные показатели по СНГ в областей целей развития



Население с доходом менее 1 долл. в день, - %, 1990-2001

Доля беднейших 20% в национальном потреблении, %, 1990-2001

Сумма платежей в счет обслуживания долга, % ВВП, 2002

ОПР, млн. долл., 2002

Азербайджан

3,7

7,4

3,1

349,4

Армения

12,8

6,7

3,1

293,5

Беларусь

<2

8,4

1,4

39,4

Грузия

<2

6,0

3,8

312,6

Казахстан

1,5

8,2

16,7

188,3

Кыргызстан

2,0

9,1

10,8

186,0

Молдова

22,0

7,1

14,1

141,7

Россия

6,1

4,9

4,1

1300,9

Таджикистан

10,3

8,0

6,5

168,4

Туркменистан

12,1

6,1

-

40,5

Узбекистан

19,1

9,2

9,2

189,4

Украина

2,9

8,8

7,8

483,8


Некоторые государства имеют пограничную классификацию между категориями и могут поменять ее, если использовать иные критерии. Проблемы развития у приоритетных стран могут различаться. Страны СНГ, например, наряду с решением проблем экономического роста, пытаются обеспечить переход к рыночной экономике - процесс, который более успешно идет в странах Центральной и Восточной Европы. В СНГ высокоприоритетными в вопросах бедности по доходам считаются Казахстан, Туркменистан и Украина; Беларусь и Россия не подпадают под категорию приоритетных; ситуация в остальных семи; странах СНГ позволяет говорить об их наибольшей приоритетности. Известные как группа СНГ-7, эти страны имеют право на получение кредитов Международной ассоциации развития (МАР) (см. данные ниже). В отношении других экономических показателей для этих стран (Таблица 1) также можно констатировать существенное отставание.


Государства СНГ - заемщики Всемирного банка


Страны, имеющие право только на займы МБРР

Страны, имеющие право на займы МБРР и кредиты МАР

Страны, имеющие право только на кредиты МАР

Азербайджан



Армения



Беларусь



Грузия



Казахстан



Кыргызстан



Молдова



Россия



Таджикистан



Туркменистан



Узбекистан



Украина



Примечание: право на кредиты МАР предоставляется в зависимости от а) относительного уровня бедности и b) отсутствия платежеспособности. Для 2004 г. предельной оперативной суммой, дающей право на получение кредитов МАР, является ВНП на душу населения в размере 865 долл. США в 2004 г., согласно методологии «Атлас». Для получения кредитов МАР страны также должны продемонстрировать определенные результаты. В исключительных случаях временное право на кредиты МАР предоставляется странам с ВНП на душу населения свыше установленной предельной суммы, проводящим кардинальные структурные преобразования, но не отвечающим критериям платежеспособности МБРР. Исключение делается для малых островных государств.


«Цели тысячелетия» как инструмент формирования условий устойчивого развития получили высокую оценку, послужив новым стимулом к действиям в области регулирования социально-экономических процессов. В то же время они критиковались за:

- слишком узкую направленность и отсутствие должного внимания к таким приоритетам развития, как эффективное управление, занятость и институциональная реформа системы глобального регулирования;

- использование узких показателей;

- использование в качестве средства выявления и критики стран, которые имеют неудовлетворительную динамику индикаторов ЦРТ;

- искажение национальных приоритетов с возможным подрывом авторитета местного руководства.

Тем не менее, отметим, что приоритетность целей данной программы следует определять в контексте стратегий национального развития. ЦРТ по своей сути не являются чем-то новым для развивающихся стран: они были среди национальных приоритетов в течение десятилетий. Представляя собой комплексный подход к решению глобальных проблем, ЦРТ являются перечнемориентиров для управленческих мер, интегрированных в деятельность всехагентств ООН по вопросам мирового развития. В рамках компетенцииотдельных учреждений ЭКОСОС параллельно применяются собственныестратегии и программы. В рамках существующих подходов к формированию условий устойчивого развития изучим один из инструментов регулирования, предложенный в системе международных экономических организаций.

Исходя из опыта последних десятилетий и развития теоретической мысли, роль и приоритеты работы международных учреждений, в т.ч. финансовых и экономических, изменились в сторону более комплексного учета факторов устойчивого мирового развития. В сторону социальных приоритетов сместились и объемы выделяемого финансирования. Например, в 1980 г. инвестиции Всемирного банка в энергетический сектор составляли 21% всех займов, а в последние годы снизились до 2%. Освободившиеся ресурсы Банк направляет на развитие систем социального обеспечения. В настоящее время Всемирный банк является крупнейшим в мире внешним источником финансирования образования и здравоохранения и одним из крупнейших доноров по охране окружающей среды. Займы, направляемые на эти цели возросли с 5% в 1980 г. до более 20% за 20 лет (ниже на Рис. 3 и Рис. 4 показаны доли кредитования в сумме 20,1 млрд. со стороны МБРР и МАР в 2004-м финансовом году по приоритетным областям работы Банка).

Объем ресурсов Банка позволяет одновременно осуществлять финансирование крупных проектов в различных секторах. Общая сумма займов, предоставленных МБРР и МАР в 2003 финансовом году, составила 18,5 млрд. долл. За 2003-2004 гг. основные доли пришлись на регионы Латинской Америки и Карибского бассейна (31% и 27% соответственно), Африки (20%) и Европы и Центральной Азии (13% и 18%). Объем кредитования МАР в 2004 г. впервые достиг рекордного уровня в 9 млрд., что на 0,7 млрд. выше уровня предыдущего года. Значительная часть предоставленных МАР кредитов была также направлена на поддержку операции в социальной сфере.

 

Кредитование со стороны МБРР и МАР по тематическим направлениям, 2004 г.

Рис. 3. Кредитование со стороны МБРР и МАР по тематическим направлениям, 2004 г.

Кредитование со стороны МБРР и МАР по отраслевым направлениям, 2004 г.

Рис. 4. Кредитование со стороны МБРР и МАР по отраслевым направлениям, 2004 г.


С учетом новых приоритетов, Всемирным банком разработана «Комплексная стратегия развития» (КСР), направленная на обеспечение основных условий устойчивости: долгосрочного экономического роста, социального благополучия и экологической безопасности. Стратегия предполагает соблюдение ряда принципов:

- исполнителями конкретных стратегий должны быть выполняющие их страны, а не оказывающие им в этом содействие организации (координация усилий различных ведомств по борьбе с бедностью и стимулированию роста происходит под общим руководством правительства);

- для успешного выполнения поставленных задач важно многостороннее участие - правительствам следует привлекать к участию и сотрудничать с частным сектором и организациями гражданского общества;

- структурным и социальным вопросам придается не меньшее значение, чем макроэкономическим и финансовым, которые в рамках комплексной стратегии учитываются в их взаимосвязи и решаются одновременно. Процесс осуществления КСР сосредоточен на нескольких ключевых структурных элементах, каждый из которых в той или иной степени должен быть задействован, т.к. в конечном итоге будет определять результаты предпринимаемых действий. Эти элементы можно сгруппировать по четырем аспектам: социально-экономическому, управленческому, гуманитарному и материальному.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Межвоенный период эволюции мировой валютной системы
Влияние эволюции интеграции рынков и европейской валютной системы на экономику Германии и Дании
Необходимость и целесообразность участия России в деятельности Всемирной торговой организации
Валютный кризис как фактор усиления межгосударственного регулирования в мировой валютной системе
Россия в мировой экономике к началу 21 века - что впереди
Вернуться к списку публикаций