2013-05-11 18:23:41
ГлавнаяМировая экономика — Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС



Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС


Инструменты формирования условий устойчивого развития в системе ЭКОСОС

Как было показано выше, деятельность в области устойчивого развития для системы ООН является приоритетной начиная с 1992 г. За истекший период времени был накоплен существенный опыт и выработаны отдельные инструменты регулирования, способствующие повышению эффективности институциональных механизмов, использования технологий и информации в целях устойчивого мирового развития.

Рассматривая в совокупности соглашения и решения, принятые в результате проведения серии международных конференций, имевших место после ЮНСЕД, отметим, что они оказались достаточно общими и широкомасштабными, чтобы произвести конкретные благоприятные изменения в социально-экономических условиях. Тем не менее, с точки зрения планирования, они позволили инициировать конкретные программы, непосредственно направленные на решение специфических проблем и включающие в себя соизмеримые задачи. Во многих из них уделяется большое внимание социальным факторам в экономической деятельности.

Учет социальных аспектов развития в экономической политике стран стал одним из первых пунктов в государственных программах в 90-е годы. Отчасти это было следствием роста показателей бедности по сравнению с предыдущим десятилетием, а также сохранившимся разделением между экономической, социальной и экологической сферами. Крайне необходимым оказалось принятие мер по устранению такого разделения, эффективность которых должна быть выше, чем существовавшая ранее. Для гарантий успешного достижения целей устойчивого развития государствами были определены ключевые участки для деятельности учреждений ЭКОСОС. Первоочередными среди них являются сокращение уровня бедности, снижение чрезмерно высокого уровня потребления для развитых и уменьшение долгового бремени для развивающихся стран, а также образование эффективных управленческих структур и финансирование мер по охране окружающей среды.

При постановке международных целей и задач важно понимать, что для их реализации они должны быть ограничены по количеству, не меняться с течением времени и быть понятными для широкой аудитории. Четкие и постоянные задачи, выраженные в цифрах, могут способствовать формированию многосторонних партнерств в интересах развития. Осознавая остроту глобальных проблем, международное сообщество, занимающееся вопросами развития, еще в 1990 г. наметило конкретные цели, утвержденные Генеральной Ассамблеей на 56-й сессии в 2000 г., которые получили название «Цели развития тысячелетия» (ЦРТ; Millennium Development Goals — MDGs). ЦРТ подкреплены принятой на сессии Декларацией и подробным, планом выполнения ее положений, что позволяет говорить о них как об отдельном инструменте регулирования. Они также сопровождаются конкретными стратегиями и обязательствами и в настоящее время интегрированы в программы основных агентств в системе ЭКОСОС (в качестве частного случая ниже рассмотрена разветвленная структура целевых направлений деятельности на примере управленческой стратегии ЮНЕСКО в области бедности). При подготовке плана осуществления ЦРТ был использован опыт работы правительств, учреждений системы ООН, включая бреттон-вудские учреждения и ВТО, других межправительственных организаций, региональных организаций и гражданского общества.

 


Избранные цели и задачи в области развития, принятые 56-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 2001 г.

Цели и задачи

Показатели

Цель 1. Ликвидация крайней нищеты и голода

Задача 1. Сократить вдвое за период 1990- 2015 гг. долю населения, имеющего доход менее 1 доллара в день

1. Доля населения, имеющего доход менее одного доллара в день

2. Коэффициент нищеты (численность бедного населения, помноженная на показатель глубины проблемы бедности)

3. Доля беднейшей квантили населения в структуре национального потребления

Задача 2. Сократить вдвое за период 1990- 2015 гг. долю населения, страдающего от голода

4. Доля детей с пониженной массой тела (в возрасте до 5 лет)

5. Доля населения, калорийность питания которого ниже минимально допустимого уровня

Цель 8. Формирование глобального партнерства в целях развития

Задача 12. Продолжить создание открытой, регулируемой, предсказуемой и недискриминационной торговой и финансовой системы (Здесь предусматривается приверженность целям в области совершенствования принципов управления, развития и борьбы с нищетой - как на национальном, так и на международном уровне)

Некоторые из перечисленных ниже показателей будут отслеживаться отдельно для наименее развитых стран, стран Африки, стран, не имеющих выхода к морю, и малых островных развивающихся государств.

Задача 13. Удовлетворять особые потребности наименее развитых стран.

(В том числе: освобождение экспортных товаров из наименее развитых стран от тарифов и квот; расширенная программа облегчения долгового бремени бедных стран с крупной задолженностью и списание официального двустороннего долга; оказание более щедрой ОПР странам, взявшим курс на уменьшение нищеты).

Задача 14. Удовлетворять особые потребности стран, не имеющих выхода к морю, и малых островных развивающихся государств (путем осуществления Программы действий по обеспечению устойчивого развития малых островных развивающихся государств и решений 22- й специальной сессии Генеральной Ассамблеи)

 

Задача 15. Комплексным образом решить проблемы задолженности развивающихся стран с помощью национальных и международных мер, чтобы уровень задолженности был приемлемым в долгосрочном плане

Официальная помощь в целях развития (ОПР)

32. Чистый объем ОПР как процентная доля ВНП стран-доноров, являющихся членами Комитета содействия развитию (целевые показатели: 0,7% в сумме и 0,5% для НРС)

33. Доля ОПР, отчисляемая на основные социальные услуги (базовое образование, первичное медико-санитарное обслуживание, питание, доступ к чистой воде и санитария)

34. Доля ОПР, не связанная условиями

35. Доля ОПР для охраны окружающей среды в малых островных развивающихся государствах

36. Доля ОПР для развития транспорта в странах, не имеющих выхода к морю

Доступ к рынкам

37. Доля экспорта (в стоимостном выражении и за исключением оружия), допускаемая на рынки без пошлин и квот

38. Средние тарифы и квоты для сельскохозяйственной продукции, текстиля и готовой одежды

39. Субсидирование сельхозпроизводства в странах-членах ОЭСР для внутреннего потребления и на экспорт

40. Доля ОПР для содействия укреплению торгового потенциала

Приемлемый уровень долга

41. Доля официального двустороннего долга бедных стран с крупной задолженностью (БСКЗ), которая была списана

42. Платежи в счет обслуживания долга в соотношении с объемом экспорта товаров и услуг

43. Доля ОПР, отчисляемая на уменьшение бремени задолженности

44. Число стран, в отношении которых было принято решение об оказании помощи по линии инициативы для БСКЗ и которые выполнили необходимые для этого условия

Задача 16. В сотрудничестве с развивающимися странами разрабатывать и осуществлять стратегии, позволяющие молодым людям найти достойную и продуктивную работу

45. Уровень безработицы среди 15-24-летних

Задача 17. В сотрудничестве с фармацевтическими компаниями обеспечивать доступность недорогих лекарств

46. Доля населения, имеющего постоянный доступ к недорогим основным лекарствам

Задача 18. В сотрудничестве с частным сектором принимать меры к тому, чтобы все могли пользоваться благами новых технологий, особенно информационно­коммуникационных

47. Количество телефонных линий на 1000 человек

48. Количество персональных компьютеров на 1 000 человек

Другие показатели будут определены позднее


Структура целей в управленческой стратегии ЮНЕСКО на 2002-2003 гг.

Программные области

> Образование

> Естественные науки

> Социальные и гуманитарные науки

> Культура

> Коммуникация и информация

> Междисциплинарные программы

- Вклад информационных и коммуникационных технологий в развитие образования, науки и культуры и создание общества знаний

- Борьба с нищетой, особенно с ее крайними проявлениями

Проекты в области социальных и гуманитарных наук

- Борьба с нищетой путем социальной интеграции в жизнь общества маргинальной бездомной молодежи в городских районах Содружества Независимых Государств

- Разъяснительная кампания, посвященная борьбе с нищетой

- Демократическое правление и проблемы нищеты в арабском мире

- Флагманский проект: вклад в борьбу с нищетой и укрепление гуманитарной безопасности в Буркина-Фасо, Мали и Нигере

- Сокращение масштабов нищеты среди молодых мигрантов в городах Восточной Азии: в Китае, Лаосе и Камбодже

- Наращивание потенциала для борьбы с нищетой,

Направления деятельности:

- Просвещение, координация и создание потенциала: программа ЮНЕСКО по борьбе с нищетой.

Действия:

- Разъяснение концепции

- Развитие стратегии и программы по борьбе с нищетой на будущие периоды

- Координация экспериментальных проектов

- Региональная стратегия борьбы с нищетой в Латинской Америке и Карибском регионе

Другие проекты


Основой определения приоритетов ЦРТ стала концепция развития человеческого потенциала, что делает эту программу ориентированной на подъем уровня жизни и одним из инструментов реализации стратегии устойчивого развития. Для оценки эффективности действий в рамках этой программы в разных странах был предложен ряд задач, конкретизирующих цели мирового развития, и система индикаторов к ним. Таким образом, система ЦРТ имеет трехуровневую структуру: Цели Задачи Показатели. В ней выделены 8 важнейших целей развития, для каждой из которых указан ряд задач, в том числе измеряемых количественно. Для каждой из 18 задач разработан набор статистических показателей (всего 48). Первые семь целей являются взаимодополняющими и призваны сократить масштабы проблемы бедности во всех ее проявлениях. Последняя цель - формирование глобального партнерства в целях развития - определяет средства достижения первых семи целей. Особенностью ЦРТ в отличие от многих международных и национальных; систем индикаторов является введение временного периода (1990-2015 гг.) и целевых значений изменения показателей реализации задач. Важным в этой системе представляется, с одной стороны, выделение наиболее приоритетных задач для национальных программ в каждой стране и, с другой стороны, определение приоритетных стран по ряду задач для концентрации международных усилий и ограниченных ресурсов.

По каждой из 8 целей есть страны, где ситуация требует принятия особо срочных мер - там, где отсутствие прогресса сочетается с крайне низким исходным уровнем развития. Программа развития ООН предложила методику отбора приоритетных стран, которая наиболее подробно изложена в Докладе ПРООН о развитии человека за 2003 г.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


О перспективах развития единой европейской валюты на российском рынке
Тенденции экономики Германии в современных условиях
Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов
Мировая экономика и международные экономические отношения
Проблема начала и структуры процесса глобализации
Вернуться к списку публикаций