2013-05-11 18:23:41
ГлавнаяМировая экономика — Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС



Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС


В настоящее время перед мировым сообществом в целях решения современных глобальных проблем стоит ряд управленческих задач, которые могут быть осуществлены только путем совместной координации. Эти задачи довольно разнообразны по масштабам охвата, тематическим направлениям, сложности исполнения и затратам времени и ресурсов. Роль межправительственных учреждений, в этой связи, заключается в реализации управленческих функций (в той степени, в которой это оказывается возможным в соответствии с мандатом организаций) для решения этих задач на уровне межстранового взаимодействия и в сфере наднационального регулирования.

Развивая предложенную на Рис. 1 систему факторов устойчивого развития, с точки зрения управления ее можно дополнить новыми элементами (Рис. 2). В процессе управления имеющиеся ресурсы при помощи задействованных механизмов участвуют в создании необходимых результатов (цикл взаимодействия предметов управления). Согласно схеме, этим элементам управления ставятся в соответствие описанные выше факторы устойчивого развития: виды капитала выступают как ресурсы; факторы управления - как механизмы; условия устойчивого развития - как результаты, которые впоследствии воздействуют на виды капитала, повышая или понижая его качество. Все перечисленные факторы выступают в качестве объектов управления, при этом, институциональная; база одновременно является и субъектом управления, воздействующим в этом процессе в том числе на себя. Участие ресурсных факторов в формировании условий устойчивого развития посредством факторов управления осуществляется с помощью инструментов управления, в общих чертах представленных на схеме.

Если схематично рассматривать последовательность применения этих инструментов, то на первом этапе в соответствии с желаемыми результатами формулируются цели (1), затем с помощью количественных показателей оцениваются доступные ресурсы (2). На основе сопоставления целевых параметров требуемых результатов и информации о доступных ресурсах разрабатываются задачи и стратегии (3), определяющие направления работы механизмов управления. Важным компонентом на данном этапе являются принципы управления, в соответствии с которыми формулируются основные задачи. Эти принципы могут изменяться в зависимости от сферы деятельности. Существенной является интеграция в процесс задействования инструментария принципов устойчивого развития как принципов управления.

Совокупность решенных задач и реализация стратегий дают те или иные результаты, которые анализируются с помощью качественных показателей (4), используемых для оценки эффективности управляющей и устойчивости управляемой систем. Качественные показатели призваны показывать соответствие критериям качества жизни как первостепенным задачам любой экономической стратегии. Они могут выражаться в показателях долголетия, уровня потребления товаров и услуг, безработицы, уровня грамотности и охвата обучением, ВВП на душу населения, запасов природных ресурсов, потребления энергии, расходов на социальную сферу и т.п.


Элементы управления в системе факторов устойчивого развития

Рис. 2. Элементы управления в системе факторов устойчивого развития


Применение показателей качества жизни для оценки устойчивости социально-экономических систем оправдано при условии их комбинированного использования в рамках интегральной системы оценки, что вызвано наличием взаимосвязи между факторами устойчивого развития. Разработка такой системы индикаторов является одним из компонентов стратегии управления, т.к. индикаторы служат базой для планирования деятельности и разработки политики, прогнозирования и оценки ситуации в области устойчивого развития. Комплекс таких индикаторов имеет важное значение для диагностики состояния системы экономика-общество-природа и открывает возможности коррекции этого состояния.

Важно отметить, что для объективных оценок устойчивого развития недостаточно использовать традиционные экономические показатели количественного характера, т.к. в действительности многие из них не монотонны. На протяжении многих лет одним из основных целевых показателей, применявшихся специалистами в разработке политики и экономической стратегии, был экономический рост. Главным принципом мирового развития до XXI в. было достижение локальной оптимизации, когда предоставление все большего количества товаров и услуг являлось наилучшим способом повышения уровня жизни людей. В последнее время выражаются сомнения в справедливости таких посылок и усиливается критика использования только количественных показателей для оценки развития. В современных условиях эти показатели должны быть дополнены критериями качества жизни, что обуславливает применение индикаторов устойчивого развития, которые позволяли бы более глубоко оценивать и интерпретировать как конечные, так и промежуточные результаты. Именно комбинация количественных и качественных подходов наилучшим образом соответствует информационным потребностям комплексного управления.

Более подробно перечисленные элементы регулирования, такие как цели, задачи, стратегии и показатели, будут рассмотрены ниже на примере отдельных инструментов ЭКОСОС по формированию условий устойчивого развития.

Каждому из элементов и объектов регулирования можно поставить в соответствие одну из пяти основных функций управления, - мотивации, планирования, организации, координации и контроля. Особенности регулирования в рамках международных отношений позволяют говорить о наличии мотивации на уровне формулирования целей, т.к. это сопряжено с долгосрочными стратегиями национального развития, принятыми к исполнению. Функция планирования реализуется на стадии постановки целей и оценки имеющихся ресурсов. Функции организации и координации осуществляются в процессе решения поставленных задач. Контроль имеет место при анализе достигнутых результатов и их сопоставлении с заложенными ожиданиями и затраченными ресурсами.

При этом отметим, что на практике функция контроля, особенно текущего,является наиболее уязвимой с точки зрения ее полноценной исполняемости врамках международных учреждений, т.к. специфика международных отношений накладывает определенные ограничения на механизм обратной связи между оценкой эффективности стратегий международного развития и исполнением рекомендаций в рамках национальных планов. В этих условиях функция контроля не может реализовываться иначе как, на национальном уровне с привлечением демократических институтов и организаций гражданского общества.

Подчеркнем, что национальные усилия в области устойчивого развития большинства стран окажутся успешными при условии обеспечения поддержки мирового сообщества в лице многосторонних учреждений. Практические возможности стран довольно различны, их подавляющее число не располагает необходимыми для такого перехода финансово-экономическими и иными ресурсами, а предоставление помощи богатыми странами и международными организациями сопряжено с проблемой предельных возможностей самих доноров. В связи с этим, повышается актуальность более определенной и обязывающей стратегии перехода к устойчивому развитию с определением конкретных целей, структур и инструментов, которые будут закреплены международно-правовыми нормами.

Таким образом, путем введения и анализа экономико-управленческих иинституциональных аспектов нами показана методика формирования условийустойчивого развития в деятельности ЭКОСОС. Данная методика появилась в результате обобщения документов и практики, в которых ее части содержались в разрозненном виде. Далее в этой работе изучим конкретный инструментарий устойчивого развития, используемый в деятельности учреждений Экономического и Социального Совета ООН.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Экономические основы региональной экономической интеграции
Влияние эволюции интеграции рынков и европейской валютной системы на экономику Германии и Дании
Россия в мировой экономике к началу 21 века - что впереди
Необходимость и целесообразность участия России в деятельности Всемирной торговой организации
О классификации теорий мировой экономики
Вернуться к списку публикаций