2013-05-11 18:23:41
ГлавнаяМировая экономика — Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС



Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС


В последние десятилетия экологические вопросы стали широко интегрироваться в экономическую практику, появилось достаточное количество исследований и свидетельств того, что деградация окружающей среды является серьезным препятствием для экономического развития. В деятельности государственных и неправительственных организаций, а также в среде бизнеса уделяется все большее внимание новой проблематике повышения экоэффективности.

Крупные компании заинтересованы интегрировать принципы экоэффективности при осуществлении своих долгосрочных стратегий, и существует множество причин для такой заинтересованности:

- регулирующие нормативы становятся все более жесткими, а меры по их соблюдению - более строгими;

- все более широкое применение находят экономические инструменты, содействующие постоянному совершенствованию и конкуренции;

- банки с большей готовностью дают ссуды компаниям с экологически чистым производством;

- страховые компании предпочитают страховать риски компаний, соблюдающих экологические нормативы;

- самые квалифицированные специалисты предпочитают работать на экологически чистых производствах;

- расширяется «экологическое потребление» и смещается акцент с приверженности марке изделия на общий имидж компании;

- освещение СМИ проблем окружающей среды и экологической ответственности становится все сложнее игнорировать.

Экономический рост в XX веке был связан с интенсификацией использования ресурсов. Если эту ситуацию удастся изменить в сторону более эффективного использования природного капитала, то и развитые, и развивающиеся страны получат дополнительные экономические преимущества в долгосрочном плане. Это окажется возможным при условии распространения наукоемких технологий, развития человеческого потенциала и внедрения методов управления, учитывающих принципы и цели устойчивого развития.

В целях дальнейшего анализа экономико-управленческих и институциональных аспектов выделим принципы перехода к устойчивому развитию, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении мер прикладного характера.

В Декларации по окружающей среде и развитию изложены 27 принципов, адресованных государствам, которыми призвано руководствоваться мировое сообщество в процессе перехода к устойчивому развитию. Эти принципы можно охарактеризовать как целеполагающие - задающие одно направление различным национальным вариантам осуществления стратегий развития в целях построения основ глобальной устойчивости. Вместе с тем, каждая страна, принимая свою национальную концепцию и стратегию, в зависимости от внутренних условий интерпретирует их и вносит собственные принципы, исходя из своих приоритетов и представлений. Например, Совет по устойчивому развитию при Президенте США выделил 16 таких принципов. Столько же содержится и в документе «Научная основа стратегии устойчивого развития России».

На основе анализа документов ООН и исследований в отечественной и мировой литературе, а также исходя из изложенных выше положений концепции и особенностей устойчивого развития как стратегии управления, предлагаемые принципы УР обобщим следующим образом:

- подчеркивающие необходимость постановки и реализации задач с учетом взаимосвязи социально-экономических и экологических аспектов развития;

- предусматривающие реализацию стратегии развития таким образом, чтобы обеспечить в равной мере удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений;

- определяющие повышение качества жизни как главную цель социально- экономического развития;

- ориентированные на обеспечение прав человека на здоровую и плодотворную жизнь, безопасность и благоприятную окружающую среду;

- декларирующие необходимость искоренения бедности и неравенства, изменения структуры распределения благ в сторону более справедливого;

- провозглашающие необходимость экологической обоснованности любой хозяйственной деятельности, внедрения экологических аспектов в существующие модели производства и потребления, восстановления экологически неблагополучных регионов;

- рекомендующие регулирование демографической ситуации в соответствии с воспроизводственными возможностями территорий;

- подчеркивающие важность переориентации образования, культуры, науки и технологии, общественного и индивидуального сознания на ценности и цели устойчивого развития;

- призывающие государства к созданию более равноправных условий международных отношений, развитию международного сотрудничества в целях укрепления национального потенциала для обеспечения устойчивого развития;

- утверждающие необходимость обеспечения доступа к информации, обмена научно-техническими знаниями, распространения и передачи технологий в целях формирования постиндустриального информационного общества;

- призывающие государства формировать законодательную базу и принципы управления в области устойчивого развития, способствовать реализации соответствующих международных соглашений;

- предусматривающие общую, но разную ответственность стран с учетом размера ущерба, который деятельность одних государств наносит другим государствам.

Перечисленные принципы характеризуют отказ от узкойдетерминированности управления только экономическими или толькоэкологическими аспектами и подчеркивают ориентацию на системный подход. Исходя из этих принципов, можно сделать вывод, что непрерывность развития предусматривает ограничение количественного роста многих традиционных параметров (беспредельный экономический рост, рост населения, добыча природных ресурсов). Это потребует особого внимания со стороны управленческих структур на всех уровнях. С одной стороны, действия по регулированию процесса перехода к устойчивому развитию должны не только тормозить, а в перспективе исключать процессы и тенденции, не способствующие прогрессу на пути к устойчивости. С другой стороны, стратегия управления должна также развивать механизмы устойчивого хозяйствования, которые уже существуют, а при создании новых — связывать их с переходом к устойчивому развитию.

Таким образом, ресурсные ограничения могут быть компенсированы повышением качества регулирования и эффективности использования факторов производства, в особенности за счет ориентирования тактических решений проблем управления на достижение целей УР. При этом, приоритетное значение в реализации стратегии устойчивого развития должно уделяться связям между субъектом, объектом, предметом и результатами регулирования, выступающими в качестве факторов и условий устойчивого развития социально-экономических систем.

Для интеграции принципов в практику регулирования автором на основе обобщенных данных разработан подход (Рис. 1), в котором предлагается рассматривать совокупность факторов устойчивого развития как систему взаимодействия трех категорий элементов (I - III).


Факторы устойчивого развития и взаимосвязь между ними

Рис. 1. Факторы устойчивого развития и взаимосвязь между ними


Согласно приведенной схеме, различные виды капитала (ресурсы) (I) объединены с факторами управления (II) и дополнены целевыми критериями качества жизни (III) для участия в создании социально-экономической и экологической среды и условий, обуславливающих воспроизводственный потенциал для устойчивого развития. Таким образом, факторы устойчивого развития лежат в различных плоскостях, и посредством институциональной базы и регулирования различные виды капитала, технология и информация при обеспечении соответствующих связей и заданных целевых ориентиров и принципов формируют условия устойчивого развития. Так, эффективное и рациональное использование капитала определяется состоянием технологии и областью ее применения. Опыт и знания обусловлены уровнем развития человеческого потенциала, а институциональная база представляет собой соответствующие государственные: и общественные институты и механизмы глобального регулирования. Особое значение для практики управления представляет рассмотрение предложенной взаимосвязи в различных срезах стратегии устойчивого развития (в отношении ее экономико-управленческих, институциональных, финансово-материальных и др. аспектов).

Определив принципы и факторы стратегии УР с точки зрения практики регулирования, приступим к анализу компонентов управления в системе факторов устойчивого развития в контексте международных отношений.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


О глобализации и перспективах развития мирохозяйственных связей России
Проблема выбора приоритета государственной экономической политики в отношении валютного курса
Система золотого стандарта в мировой валютной системе
Некоторые аспекты сотрудничества России с МВФ
Мировой экономический кризис как тест на готовность к переменам
Вернуться к списку публикаций