2013-05-11 18:23:41
ГлавнаяМировая экономика — Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС



Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС


Деловое сообщество как один из ключевых субъектов экономических отношений рассматривается в деятельности ЭКОСОС как главный фактор развития во многих странах. Ряд учреждений ЭКОСОС уже долгое время успешно сотрудничает с деловыми кругами. Появившиеся проблемы глобализации стимулировали поиск новых форм такого сотрудничества. С одной стороны, отношения с деловым сообществом приобретают все большее значение по мере возрастания роли деловых кругов в создании рабочих мест и общественного богатства посредством торговли, инвестиций и финансирования, а также по мере осознания государствами-членами ООН важности частных инвестиций в целях развития. С другой стороны, деловое сообщество все лучше понимает роль Организации Объединенных Наций в укреплении стабильных основ международных экономических отношений, разработке норм и стандартов в самых разных областях.

Все возрастающее влияние рыночных механизмов в международных отношениях потребовало поиска общей основы для сотрудничества с деловыми кругами, реализующейся в рамках инициативы, т.н. Глобального договора (Global Compact). Договор призывает деловое сообщество руководствоваться в своей экономической деятельности девятью основополагающими принципами в области соблюдения прав человека, норм трудовых отношений и охраны окружающей среды. Таким образом, в рамках Договора создаются предпосылки для сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами в целях формирования условий устойчивого развития. Идея Договора была выдвинута Генеральным секретарем ООН на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) в 1999 г., а официальный старт этой инициативе был дан в 2000 г. К Глобальному договору, который быстро трансформируется в первый всемирный форум,, призванный найти решение важнейших проблем глобализации, присоединились сотни национальных и транснациональных компаний, представляющих самые разные отрасли экономики и регионы мира.

На Генеральной Ассамблее ООН в 2003 г. было объявлено, что число компаний, участвующих в Глобальном договоре, превысило 1000, причем более половины составляют компании из развивающихся стран всех регионов мира. В то же время, деятельность в рамках Глобального договора была начата еще в 14 странах, в результате чего число присоединившихся к нему стран превысило 50. Кроме того, среди основной группы учреждений, участвующих в Глобальном договоре, помимо МОТ, ПРООН и ЮНЕП, появилась Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), которая координирует работу с малыми и средними предприятиями.

Мотивирующими факторами для корпораций, присоединившихся к Договору, являются перспективы по созданию стабильных и безопасных условий, необходимых для долгосрочного развития предпринимательства, а также многочисленные выгоды, среди которых:

• поиск практических решений современных проблем, связанных с глобализацией, социальной ответственностью корпораций и устойчивым развитием в контексте наличия многих заинтересованных сторон;

• сплочение вокруг универсальных принципов управления, с тем чтобы сделать глобальную экономику более устойчивой и предсказуемой;

• использование глобального охвата и организационного потенциала Организации Объединенных Наций в сочетании с деятельностью правительств, деловых кругов и других заинтересованных сторон;

• обмен эффективными мерами и опытом;

• получение доступа к обширным базам данных ООН в вопросах развития и к практической деятельности по всему миру.

Хотя взаимодействие между учреждениями ЭКОСОС и организациями частного сектора имеют устоявшийся; и долгосрочный характер, на данном этапе роль ЭКОСОС больше сводится к созданию инфраструктуры и разработке принципов хозяйствования для международного бизнеса. В меньшей степени имеет место мобилизация делового потенциала и ресурсов в целях устойчивого развития и проработка вопросов регулирования деятельности компаний в мировом масштабе. Последнее представляется особенно актуальным в отношении крупных компаний и ТНК, чья деятельность может являться существенным фактором, способствующим или препятствующим формированию условий устойчивого развития стран.

Между тем, все более востребованными оказываются новые формы сотрудничества и привлечения средств на цели мирового развития. Это также обусловлено тем, что система ООН располагает весьма малыми ресурсами в сопоставлении со своими обязанностями. Регулярный бюджет Секретариата ООН в размере около 1,3 млрд. долл. США в год остается неизменным в номинальном выражении (т.е. уменьшается в реальном выражении) в течение последних восьми лет. Вся система ООН, включая ее фонды, программы, специализированные учреждения и операции по поддержанию мира, расходует около 12 млрд. долл. США в год. С учетом этого необходимо критически подойти к позиции ряда развитых стран, которые сохраняют свои уставные взносы в систему ООН на уровне нулевого номинального роста. Для того чтобы эффективно выполнять свои растущие обязательства, международному сообществу очень важно договориться об увеличении финансовых взносов в многосторонние институты и повернуть вспять тенденцию увеличения добровольных взносов за счет обязательных.

На основе анализа финансово-материальных аспектов устойчивогоразвития можем заключить, что международное техническое и финансовоесодействие является существенным, но не достаточным для создания основустойчивого развития в отдельно взятой стране. В силу ограниченностиресурсов и наличия множества нерешенных проблем, оно может толькодополнять национальные усилия в этой области. Подтверждением этому может служить опубликованное в 2002 г. Всемирным банком исследование «Роль и эффективность содействия в области развития: практический опыт Всемирного банка», в котором содержится анализ опыта сообщества, занимающегося проблемами развития, за последние 50 лет. Это исследование, подготовленное в качестве доклада на Международной конференции по финансированию развития, содержит вывод о том, что основную роль в развитии отдельных стран сыграли экономическая политика, институты и система управления этих стран. «Содействие развитию не может заменить заинтересованность самих стран в нем, но в тех случаях, когда предоставленная помощь была направлена на оказание поддержки странам, приверженным принципам устойчивого развития, она сыграла заметную роль в ускорении темпов улучшений в социально-экономической сфере».

Таким образом, важное значение для повышения уровня жизни иформирования условий устойчивого развития приобретают вопросысовершенствования работы международных учреждений на национальномуровне.


Нами рассмотрены экономико-управленческие и финансовые аспекты устойчивого развития, конкретизированы инструменты ЭКОСОС по формированию соответствующих условий. По итогам второй главы можно сформулировать следующие выводы:

1. Автором предложен подход к рассмотрению устойчивого развития как стратегии регулирования, при этом выявлены важнейшие аспекты этой стратегии, среди которых особую роль по интеграции концепции в систему социально-экономических отношений будут играть экономико-управленческие аспекты. Под ними понимаются задачи и особенности устойчивого развития как стратегии управления; факторы УР, представляющие собой комплекс ресурсов, механизмов и условий, являющихся объектами регулирования.

2. Обобщены принципы устойчивого развития и выявлена комплексная взаимосвязь различных факторов, участвующих в создании соответствующих условий. Путем анализа факторов и связей между ними определена методика формирования условий устойчивого развития в практике ЭКОСОС. Ее применение изучено на основе анализа таких подходов и инструментов как цели в области развития (ЦРТ), предложенные и реализуемые в системе учреждений ООН, Комплексная стратегия развития Всемирного банка, использование агрегированных показателей и способов оценки качества жизни.

3. Отмечено, что в практике ЭКОСОС используются как общие для всей системы организаций подходы, которыми они призваны руководствоваться, так : и разрабатываемые отдельными учреждениями собственные инструменты. Это позволяет, с одной стороны, обозначать стратегические рамки функционирования международных институтов и усиливать взаимодополняемость их функций. С другой стороны, это способствует углублению специализации международных учреждений в соответствии с их мандатом и компетенцией.

4. Среди общих для системы ЭКОСОС подходов к формированию условий устойчивого развития всесторонне изучена совокупность целей, задач и показателей. Разработанная ООН система Целей развития тысячелетия, интегрированная в работу учреждений ЭКОСОС, дает возможность ориентировать тактические меры управления на достижение конкретных, выраженных количественно стратегических целей, а. также оценивать доступные средства их реализации.

5. Многоаспектность проблемы устойчивого развития ставит перед соответствующими институтами задачу комплексной оценки состояния факторов и условий формирования его предпосылок. В системе ЭКОСОС эта задача решена путем учета количественных и качественных критериев и комбинации различных показателей в статистической оценке.

6. Комплексная оценка условий устойчивого развития предполагает использование нескольких видов индикаторов по разным его аспектам и отражение различных параметров с помощью агрегированных индикаторов. Анализ агрегированных, показателей развития в СНГ позволяет говорить о преобладании человеческого потенциала над экономическим. Это ставит задачу мобилизации ресурсов, в т.ч. на социальные и гуманитарные программы, в целях сохранения долгосрочных конкурентных преимуществ в научной и интеллектуальной сфере.

7. В отношении разработки системы показателей устойчивого развития, которая пока находится в стадии формирования, можно дать следующие рекомендации. Показатели должны отражать не только количественные, но и качественные последствия реализации управленческих мер, способствовать выявлению условий, при которых происходит трансформация видов деятельности в сторону более устойчивых. Они должны удовлетворять потребности планирования с учетом принципов устойчивого развития за счет комбинации: существующих международных знаний и методик в области количественного анализа и оценки. В частности, рекомендуется более широко использовать агрегированные индикаторы оценки, такие как Индекс развития человеческого потенциала, в постановке и оценке достижения социально- экономических задач.

8. Важное значение для реализации стратегии устойчивого развития имеют финансово-материальные аспекты, под которыми понимаются располагаемые в настоящий момент материальные средства и финансовые ресурсы, а также проблемы их мобилизации и эффективного использования. Изучены основные источники и проблемы финансирования устойчивого мирового развития. Анализ подтвердил, что развитые страны играют важнейшую роль, помимо оказания прямой финансовой помощи, в создании более справедливых торгово-экономических возможностей на мировом уровне для развивающихся стран.

9. Отмечено, что в силу ограниченности международного технического и финансового содействия, оно может быть наиболее эффективным только при условии дополнения соответствующих национальных мер. В этой связи, роль ЭКОСОС на международном уровне должна заключаться в укреплении международной экономической инфраструктуры для более равномерного распределения потоков инвестиций, в т.ч. посредством контроля за деятельностью ТНК и выполнением странами международных договоренностей. С другой стороны, так как не все страны обладают необходимыми для достижения целей устойчивого развития ресурсами и возможностями, от ЭКОСОС правомерно ожидать активизации усилий на национальном уровне.

В контексте вышесказанного возрастает роль внутренних механизмов регулирования в создании национальных рамок для многостороннего сотрудничества в целях устойчивого развития, эффективной интеграции международных программ в национальные стратегии, а также осуществления необходимых социально-экономических преобразований с учетом международного опыта.


Смирнов Сергей Викторович



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Валютный кризис как фактор усиления межгосударственного регулирования в мировой валютной системе
Тенденции экономики Германии в современных условиях
Формирование единого бюджета ЕС и его использование для проведения региональной и социальной политики ЕС в Германии и Дании
Современные проблемы устойчивого развития мировой экономики
Концептуальные основы глобализации мирового хозяйства и институционализации международных экономических отношений
Вернуться к списку публикаций