2013-05-11 18:23:41
ГлавнаяМировая экономика — Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС



Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС


Переход к практической реализации концепции устойчивого развития стал возможным благодаря накопившемуся опыту международных отношений и сотрудничества в решении соответствующих проблем и созданию соответствующих механизмов и институтов. Ключевую роль здесь призваны сыграть ЭКОСОС и используемые в практике его учреждений инструменты регулирования.

Экономико-управленческие аспекты устойчивого развития как стратегии регулирования

В целях дальнейшего анализа и обоснования применения концепции устойчивого развития в практической деятельности автором предлагаетсярассматривать устойчивое развитие с трех позиций:

- как общетеоретическую концепцию;

- как стратегию управления и регулирования социально-экономических процессов и сотрудничества, основанную на положениях и целях этой концепции;

- как процесс, в котором воплощается на практике стратегия управления.

Устойчивое развитие как результат управленческих мер представляет собой эволюционный процесс, обеспечение и реализация которого требует постановки и решения следующих управленческих задач:

1. Уточнения проблематики

2. Формулирования целей

3. Анализа специфических условий и факторов

4. Формулирования принципов реализации

5. Разработки практических мер

6. Выстраивания институциональных схем

7. Принятия решений

8. Мобилизации ресурсов

9. Оценки результативности

10. Корректировки целей

Последние две задачи сопряжены с мониторингом и контролем промежуточных результатов.

На основе анализа ряда документов и научной литературы, нам представляется целесообразным выделить особенностиустойчивого развития как стратегии регулирования в контексте мирохозяйственных отношений, где устойчивое развитие:

- является приемлемой и признаваемой основой для выработки планов и политики развития на национальном и международном уровнях;

- является одним из направлений международного сотрудничества и целевого финансирования, предметом международных обязательств и договоренностей;

- закладывает основу для решения проблем глобализации, которые одновременно являются проблемами устойчивого развития;

- имеет в ряде стран законодательную основу в форме национальных стратегий устойчивого развития и смежных нормативных актов;

- имеет теоретическую базу, концептуальную основу и терминологический аппарат;

- представляет собой комплексный подход к решению существующих проблем и формированию условий долгосрочной стабильности, учитывающий социально-экономические, экологические, технологические, гуманитарные и управленческие факторы;

- является одним из мотивов разработки и усовершенствования технологий в целях безопасности, более рационального использования ресурсов и повышения экономической эффективности;

- делает упор на укреплении научного потенциала и развитии науки как основы прогресса и решения современных проблем;

- акцентирует внимание на развитии человеческого потенциала как ключевом факторе развития;

- учитывает наличие обратной связи между экономической деятельностью и ее последствиями для общества и окружающей среды;

- подразумевает равное распределение возможностей не только для нынешнего поколения, но и между поколениями во времени;

- сочетает необходимость удовлетворения человеческих потребностей с ограничениями, обусловленными состоянием технологий, организацией общества и природно-ресурсной базой.

В основе концепции устойчивого развития объединены три компонента - экономическая эффективность, социальная справедливость и экологическая безопасность. Специфика реализации устойчивого развития как стратегии управления подразумевает внедрение этих аспектов в систему социально-экономических и, в целом, общественных отношений. В этих целях автором выделяются следующие аспекты устойчивогоразвития как стратегии управления:

1. Концептуально-теоретические (формулирование подходов и методик управления);

2. Экономико-управленческие (разработка. и применение инструментов реализации, встраивание их в экономические отношения и практику регулирования);

3. Институциональные (создание и повышение эффективности механизмов - институтов и норм по реализации стратегии);

4. Финансово-материальные (мобилизация и распределение ресурсов в целях формирования условий устойчивого развития);

5. Образовательно-просветительские (формирование повсеместного и долгосрочного представления о комплексном характере развития и необходимости использования соответствующих подходов в решении его проблем);

6. Инновационно-технологические (обеспечение адекватной технологической базы и предпосылок ее совершенствования);

7. Расчетно-аналитические и модельные (разработка и применение математических моделей и статистических показателей для отработки и прогнозирования последствий применения тех или иных подходов с учетом наличия того или иного количества ресурсов и состояния технологической базы).

Проанализировав научные подходы и разработки по данной проблеме, можем заключить, что в литературе представлены все семь, аспектов, но большинство из них направлено на изучение аспектов, изложенных в п.п. 1,3,5,7. Наименее изучены и недостаточно проработаны аспекты, содержащиеся в п.п. 2,4,6. Именно они являются наиболее актуальными для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, исходя из их социально-экономических особенностей и условий. При этом, в практическом и теоретическом плане все семь аспектов также представлены неравнозначно, т.к. на практике их реализация затруднена различиями в приоритетах, интересах и мотивациях между взаимосвязанными в рамках устойчивого развития экономическими, социальными и экологическими сферами. Эти различия значительно ограничивают возможности комплексного подхода в реализации стратегии УР. Рассмотрение перечисленных аспектов в системе экономических, социальных и экологических составляющих этого процесса позволяет говорить о преобладании в практике экологических направлений ведения разработок, тенденции учета социальных вопросов и, в меньшей степени, - о проработке экономических механизмов (экономико-управленческих аспектов). Хотя это объективно обусловлено экологическими императивами, лежащими в основе концепции, формирование экономических предпосылок будет иметь решающеезначение для широкого внедрения в практику концепции устойчивого развития. Вследствие этого, в данной работе будем рассматривать экономико-управленческие и институциональные аспекты, с учетом финансово-материальных и расчетно-аналитических.

В концепции и стратегии устойчивого развития экономический фактор играет ключевую роль, но приобретает определенные особенности, заключающиеся в следующей трактовке значения экономического роста. Экономический рост:

- является средством, а не целью развития;

- социально ориентирован;

- обладает предельной полезностью в плане удовлетворения человеческих потребностей;

- дает максимальную эффективность при учете аспектов распределения;

- не должен приводить к экологической деградации.

Рост уровня доходов рассматривается в качестве одного из основных средств, способствующих расширению возможностей человека и повышению благосостояния. Именно поэтому констатируется, что устойчивое развитие невозможно без удовлетворения базовых потребностей, т.е. решения проблемы бедности и неравенства в мире. Исходя из этого, современные стратегии развития делают акцент на создании среднего класса, который должен составлять фундамент стабильных рыночных отношений. Формирование среднего класса придает устойчивость всей социальной и экономической системе и способствует преодолению наиболее негативных кризисных проявлений. Опыт развитых стран показывает, что в последние десятилетия суть, глубина и динамика социально-экономических преобразований в немалой степени зависят от позиции среднего класса, его численности и потенциала.

Кроме этого, в регулировании экономики важно учитывать поддержание природного капитала в целях соответствия принципам стабильного развития. Согласно данным, приведенным в подготовленном группой российских ученых документе, сохранность естественных экосистем в разных странах выглядит следующим образом: Канада, Россия - 65%, Китай - 20%, Индонезия - 7%, США — 5%, Европа (без России) - 4%, Индия - 1%, Япония - 0%. Эти цифры показывают, что человечество близко, а в некоторых регионах перешло за допустимые экологические пределы, определяемые естественной емкостью биосферы.

Несовершенство современных методов потребления в мире приводит к негативным последствиям, как для природы, так и для социально- экономического развития. Многими экономистами признается экологическая неполноценность современной экономики. Например, можно упомянуть исследование группы экспертов, выполненное Мэрилендским университетом. Были выделены около 20 категорий функций и услуг природы, среди которых - регулирование климата, газового состава атмосферы, водных ресурсов, образование почвы, переработка отходов, генетические ресурсы и др. Расчеты ученых дали суммарную оценку этих функций в среднем в 33 трлн. долл.

В отношении учета экологического фактора в стратегии устойчивого развития следует отметить такие важные направления как оценка ресурсного потенциала, внедрение технологий энергосбережения, повышение экоэффективности.

В отличие от экономических, проблемы в области окружающей среды труднее всего поддаются количественному анализу. Чаще всего приблизительно прогнозируемые негативные последствия экономической деятельности не принимаются во внимание, что делает экономический рост неконтролируемым с точки зрения безопасности и устойчивости. В одном из докладов о мировых ресурсах, подготовленном Институтом мировых ресурсов, Программой развития ООН (ПРООН), Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирным банком, делается вывод о том, что растущие потребности в ресурсах продолжают приводить к ухудшению состояния глобальных экосистем с потенциально катастрофическими последствиями для развития. Под эгидой ПРООН, Департамента по экономическим и социальным вопросам и Мирового энергетического совета было также начато проведение оценки всемирных энергетических ресурсов.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Свободные экономические зоны - международный опыт
Формирование единого бюджета ЕС и его использование для проведения региональной и социальной политики ЕС в Германии и Дании
О глобализации и перспективах развития мирохозяйственных связей России
Тенденции экономики Германии в современных условиях
Эффективность деятельности ВТО по регулированию мировой торговли
Вернуться к списку публикаций