2013-05-11 16:21:51
ГлавнаяМировая экономика — Направления совершенствования деятельности ЭКОСОС в целях устойчивого развития



Направления совершенствования деятельности ЭКОСОС в целях устойчивого развития


На основе дискуссий и консультаций представителей региональных администраций, российских и европейских коммерческих, научно-образовательных, общественных организаций и международных учреждений программа ставит своей целью формирование партнерских сетей и разработку плана действий для региональной социально-экономической политики. Программа получила поддержку Государственной Думы РФ, ряда региональных администраций.

Основные положения программы представлены автором на 6-м Международном научно-промышленном Форуме «Великие реки» в рамках специальной секции ЮНЕСКО (Нижний Новгород, май 2004 г.), а также на встрече представителей прикаспийских стран и МИДа РФ по использованию опыта: проекта «Устойчивое развитие Волжского региона» и адаптации его компонентов в условиях этих стран (Ярославль, июнь 2004 г.).

Растущий интерес к проекту и его программным компонентам со стороны прикаспийских государств обусловил решение стран-членов ЮНЕСКО на ее Генеральной конференции в 2003 г. о расширении проекта на региональные комплексы Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Ирана. Началом исполнения данного решения стала первая встреча представителей упомянутых стран по подготовке междисциплинарной инициативы «Устойчивое развитие Каспийского региона». Это говорит о перспективности дальнейшего исследования проблематики устойчивого развития в контексте интеграции стран Содружества Независимых Государств и расширения сотрудничества в рамках программ и учреждений ЭКОСОС.

Рассматривая вопросы взаимодействия России и стран СНГ с учетом стратегии устойчивого развития, отметим, что на постсоветском пространстве имеются серьезные предпосылки налаживания сотрудничества по созданию экономического потенциала, решению экологических проблем и укреплению научно-технической базы. В основе этих предпосылок лежат объективные хозяйственные и гуманитарные связи между странами региона.

Несмотря на понимание актуальности экономической интеграции в СНГ, потенциал межгосударственного сотрудничества оказывается нереализованным. На практике намеченные процессы интеграции характеризуются нестабильностью и наличием противоречий, доминированием центробежных тенденций. Очевидно, что для: укрепления позиций региона в мировой экономике Содружеству потребуется согласование национальных устремлений и планов действий. Доминирующую роль в этом будут играть долгосрочные интересы.

Проработка вопросов устойчивого развития и реализация принципов концепции в ряде стран СНГ демонстрирует, что цели устойчивого развития могут стимулировать региональное сотрудничество. Практически во всех странах в той или иной форме созданы или формируются соответствующие институциональные органы. Во многих имеются или готовятся национальные концепции по устойчивому развитию, хотя, также как и в России, национальные стратегии находятся только в стадии разработки (за исключением Беларуси, Киргизии, Узбекистана). С другой стороны, это может быть использовано для выработки общих позиций и согласования планов структурной перестройки экономик стран СНГ с учетом стратегических приоритетов. В современных условиях, когда связь задач социально-экономического развития и сохранения природной среды является общепризнанным фактом, особое значение имеет признание и оценка странами СНГ роли их пространственного потенциала.

Сотрудничество России в области устойчивого развития с другими странами СНГ как интегратора территориального потенциала внесет заметный вклад в повышение роли РФ в современной системе международных отношений. Выгоды, которые получает Россия от сотрудничества со странами СНГ в области устойчивого развития, могут заключаться в следующем:

- осуществление контроля за деятельностью компаний развитых стран на территории отдельных государств СНГ в области эксплуатации стратегических ресурсов;

- согласованное реагирование на происходящий в мире процесс повышения экологических стандартов рынков товаров и услуг, диктующий новые конкурентные требования;

- укрепление политического потенциала для усиления своего влияния в международных экономических отношениях;

- получение официального признания мировым сообществом вклада природно-экологического потенциала России и стран СНГ в стабилизацию глобальной окружающей среды;

- выработка общей позиции стран Содружества в отношении курса доноров из США и ЕС на предоставление безвозмездного финансового содействия программам социально-экономического развития и охраны окружающей среды, которое осуществляется все с большим акцентом на региональное сотрудничество.

Укрепление позиций России в международных отношениях и улучшение ее экономической ситуации в определенной степени связаны с ролью страны в регионе СНГ. В этой связи, все большую актуальность приобретает необходимость согласования экономических аспектов национальных стратегий устойчивого развития стран СНГ и, в перспективе, создание единой региональной стратегии устойчивого развития Содружества, разработанной в соответствии с рекомендациями ООН и с учетом региональных экономических приоритетов. Представляется перспективным проведение дальнейших исследований по развитию международного сотрудничества с участием учреждений ЭКОСОС и органов Содружества по программам устойчивого развития в СНГ.

На основе данных выше рекомендаций, сформулируем подход к проведению оценки эффективности ЭКОСОС на национальном уровне. По нашему мнению, такая оценка должна включать следующие параметры:

- результативность действий учреждений ЭКОСОС по привлечению к деятельности: по осуществлению Целей развития (ЦРТ) других доноров и организаций (количество таких доноров, объем согласованных бюджетов);

- доля участия сторонних партнерских организаций в проектах ЭКОСОС за счет финансового или материального вклада;

- степень реализации функции контроля за выполнением конкретной страной принятых на международном уровне обязательств;

- доля национальных программ и бюджетов ЭКОСОС, согласованных с государственными органами и действиями правительства в аналогичной области;

- активность учреждений ЭКОСОС в области развития предпосылок к интернационализации в регионах с потенциалом и потребностями в экономической интеграции;

- распространенность практики регулярных консультаций в приоритетных для национального развития областях между учреждениями ЭКОСОС и национальными организациями;

- уровень информационного обмена между ЭКОСОС и государственными организациями, местным научным и экспертным сообществом, авторитетными неправительственными организациями;

- степень использования технологий, разработок и подходов ЭКОСОС (индикаторы, рекомендации, планы действий и т.п.) на национальном уровне;

- степень участия ЭКОСОС в государственных программах социально- экономического развития.


Суммируя результаты исследования можно сделать следующие выводы и рекомендации:

1. Автором дана оценка роли и перспектив совершенствования механизмов международного регулирования. Отмечено недостаточное соответствие реальной роли Экономического и Социального Совета ООН ожидаемым и возложенным на него международным сообществом функциям по координации социально-экономической деятельности. Обоснована необходимость функционального укрепления ЭКОСОС, выделены наиболее важные направления и задачи повышения эффективности этого органа по реализации стратегии устойчивого мирового развития.

2. Совершенствование регулирования международного сотрудничества в целях устойчивого развития предполагает: создание равных международных торгово-экономических условий для стран; реформу механизмов ООН и ЭКОСОС в сторону усиления их регулирующих функций; повышение эффективности и увеличение объемов финансирования в целях развития, в частности, за счет снижения обусловленности официальной помощи; расширение многостороннего сотрудничества за счет привлечения к решению проблем устойчивого развития частного и общественного секторов.

3. Исходя из специфики устойчивого развития, состоящей в обеспечении равных возможностей для нынешнего и будущих поколений, важным представляется работа ЭКОСОС на перспективу. В частности, это касается переориентации технологий и механизмов регулирования на упреждение проблем, а не решение их последствий.

4. Отмечена потребность компенсирования недостатков глобального регулирования более тщательной проработкой программ ЭКОСОС по развитию национального потенциала. Проведен анализ институциональных и нормативно-правовых инструментов формирования условий устойчивого развития в России. Ввиду того, что сегодня имеет место разрозненность нормативных документов в сфере УР, требуется доработка проекта государственной стратегии с учетом международных и национальных разработок. Хотя в России принята Концепция устойчивого развития, отдельные положения содержатся в ряде стратегических документов по социально-экономическому развитию страны, до сих пор не созданы общефедеральные механизмы комплексной реализации стратегии УР.

5. Выделены приоритеты и потребности РФ в области международного сотрудничества, на которых должны сконцентрировать свои усилия учреждения ЭКОСОС. Нам представляется целесообразным развитие практики гармонизации национальных планов деятельности учреждений ЭКОСОС со стратегиями стран по сотрудничеству с международными организациями. Такая практика может являться эффективным инструментом согласования работы ЭКОСОС с национальными приоритетами.

6. Результаты работы. Всемирного банка в России и взаимодействия с государством показывают, что его деятельность отвечает задачам и мерам, определенным Правительством РФ по формированию экономических предпосылок устойчивого развития. В целом, уровень взаимодействия между государственными институтами и учреждениями ЭКОСОС соответствует потребностям страны в международном содействии. Однако сохраняется потребность в более тщательной проработке институциональных аспектов стратегии устойчивого развития, на содействии чему могли бы сосредоточить свои усилия органы ЭКОСОС.

7. На базе проведенного исследования автором выделены наиболее перспективные направления работы для действующих в России учреждений ЭКОСОС, а также внесены предложения по повышению эффективности их работы в рамках этих направлений. Среди них: расширение практики межинституциональных консультаций, согласование мер по предоставлению финансового содействия с другими донорами, проведение аналитической работы и социально-экономического мониторинга, активизация мер на региональном уровне.

8. Исследован региональный аспект стратегии устойчивого развития и даны рекомендации по повышению роли и расширению участия ЭКОСОС в региональных программах социально-экономического развития. Ввиду того, что регионы являются конечными получателями взаимодополняемых услуг международных учреждений, и именно на региональном уровне проявляется системный характер регулятивных мер, предлагается концентрировать усилия, инструменты и ресурсы программ международного содействия на региональных комплексах.

9. Практические аспекты исследования показаны на примере реализации программ устойчивого развития в крупных регионах РФ. Прикладное значение положений работы продемонстрировано в увязке с предложенными международными организациями механизмами межинституциональной координации программ устойчивого регионального развития.

10. Показана актуальность дальнейшей проработки вопросов устойчивого развития и роли ЭКОСОС в рамках интеграционных процессов в СНГ. Задачей ЭКОСОС в этой связи является содействие формированию общей позиции стран СНГ по отношению к роли региона в устойчивом развитии глобальной экономики.

11. Предложен подход к оценке эффективности работы ЭКОСОС на национальном уровне. Составлен перечень параметров, основанных на выводах данного исследования о роли, методах и инструментах ЭКОСОС, по которым может производиться такая оценка. Подход рекомендован к использованию как в системе учреждений ЭКОСОС, так и в рамках организаций, участвующих в программах международного сотрудничества, для его дальнейшей доработки.


Смирнов Сергей Викторович



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Теории и концепции внешней торговли и размещения прямых иностранных инвестиций
Формирование единого бюджета ЕС и его использование для проведения региональной и социальной политики ЕС в Германии и Дании
Некоторые аспекты сотрудничества России с МВФ
Ямайская валютная система в историческом контексте
Влияние общей аграрной политики ЕС на развитие сельского хозяйства Германии и Дании
Вернуться к списку публикаций