2013-05-11 16:21:51
ГлавнаяМировая экономика — Направления совершенствования деятельности ЭКОСОС в целях устойчивого развития



Направления совершенствования деятельности ЭКОСОС в целях устойчивого развития


В частности, в области цели №1 ЦРТ «Ликвидация крайней нищеты» можно констатировать, что существует реальная потребность в сборе более надежной и оперативной информации о положении бедного населения и показателях социальной сферы. Анализ ситуации с бедностью в России затруднен противоречивым характером данных различных исследований, а также непрозрачными корректировками Госкомстатом данных обследований доходов и потребления домашних хозяйств.


Таблица 4

Индекс развития человеческого потенциала отдельных субъектов РФ (2000 г.)

Субъекты Российской Федерации

Душевой ВРП, ППС долл. США

ИРЧП

Место в России

Российская Федерация

6747

0,763


г. Москва

17279

0,864

1

Тюменская область

25178

0,840

2

Республика Татарстан

10871

0,804

3

Респ. Башкортостан

7664

0,780

4

г. Санкт-Петербург

5693

0,779

5

Самарская область.

7562

0,766

11

Мурманская область

7205

0,765

12

Республика Саха

7745

0,763

14

Красноярский край

8084

0,755

21

Ярославская область

6017

0,754

22

Астраханская область

5403

0,748

28:

Ростовская область

4346

0,748

29

Воронежская область

4276

0,746

30

Нижегородская область

5383

0,746

31

Волгоградская область

4614

0,745

32

Ставропольский край

3979

0,744

33

Архангельская область

5741

0,739

40

Иркутская область

6284

0,737

43

Московская область

4819

0,737

44

Новгородская область

4897

0,730

49

Алтайский край

3501

0,729

54

Калининградская обл.

4558

0,727

58

Приморский край

4129

0,727

59

Владимирская область

4352

0,725

62

Камчатская область

4407

0,725

63

Ленинградская область

5687

0,720

66

Республика Алтай

3184

0,710

74

Республика Тува

1795

0,633

79


Подсчитанный ПРООН для 79 субъектов РФ по данным Госкомстата Индекс развития человеческого потенциала (Таблица 4) показывает существенную дифференциацию. Только в трех регионах РФ Индекс соответствовал уровню развитых стран (более 0,800) - это столица страны, крупнейший регион добычи нефти - Тюменская область и самый экономически развитый регион - Республика Татарстан. Регионы Сибири и Дальнего Востока имеют самые низкие показатели. Заметные контрасты наблюдаются между Москвой и Московской областью, С.-Петербургом и Ленинградской областью.

Имеющиеся данные в области бедности практически не используются для выявления бедных регионов, территорий и категорий домохозяйств и последующего определения целей и задач социальной поддержки и социального страхования. Отсутствует мониторинг и оценка хода реализации государственных программ борьбы с бедностью, и поэтому нет сведений о том, насколько успешно такие программы выполняются и доходят ли они до целевых групп населения. Организация системы всестороннего мониторинга бедности, позволяющей региональным и местным органам власти отслеживать масштабы распространения бедности среди местного населения, выявлять группы малообеспеченного населения и оценивать результативность программ борьбы с бедностью, может стать одним из направлений международного содействия.

Усилия учреждений ЭКОСОС способны оказать практическую помощь в анализе ситуации с бедностью в стране, а также в разработке общенациональной стратегии борьбы с бедностью и в мониторинге хода выполнения мероприятий по сокращению ее уровня. В связи с этим, нами предлагается следующее:

- Техническое содействие в области программ искоренения бедности должно включать выявление как динамики бедности и тенденций развития человеческого потенциала на региональном и местном уровнях, так и эффективности государственных программ и мероприятий, направленных на повышение уровня жизни.

- Практика использования агрегированных показателей и индикаторов уровня жизни должна быть интегрирована в процесс планирования и принятия решений. Налаживание обмена аналитической информацией между государственными учреждениями и международными организациями позволит усилить инструментарий для корректировки региональной политики, повысить отдачу расходов региональных бюджетов, адаптировать показатели к региональным условиям, способствовать более своевременному представлению статистической информации международными организациями.

V. Разработка программ устойчивого развития в крупных регионах.

С учетом большой территории российского государства и различий в функциях и потенциале регионов в области социально-экономического развития, одним из методов концентрации усилий по формированию условий устойчивого развития является реализация комплексных региональных программ. В рамках деятельности ЭКОСОС программы такого уровня только начинают осуществляться, в то время как на государственном уровне и в научных кругах данные инициативы не являются новшеством.

В частности, в рамках Сибирского отделения РАН были сформулированы предложения по выделению в ряде стран территорий, устойчивое развитие которых имеет не только национальное, но и международное значение. Такие территории должны рассматриваться как «модельные территории всемирного значения», выполнение сбалансированной программы экономического, социального и экологического развития в соответствии с рекомендациями Повестки дня на XXI век которых должны периодически контролировать миссии ООН. В качестве такой территории в России был предложен Байкальский регион. Группа ученых СО РАН, в состав которого входит более 100 научно-исследовательских институтов теоретического и прикладного направлений, провели научное обоснование моделей экономического развития Байкальского региона, включая рекомендации по развитию промышленности и сельского хозяйства. Кроме этого, в России принята Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года», в которой отмечается, что обеспечение устойчивого развития является геостратегическим приоритетом для региона. В этой связи, предлагаем следующее.

- Считать целесообразным подключение системы учреждений ЭКОСОС к долгосрочным региональным проектам посредством оказания содействия в рамках отдельных тематических направлений в областях своей компетенции.

VI. Укрепление межсекторных партнерских связей и многосторонней координации программ регионального развития.

Актуальность этого направления определяется тем, что государство не сможет реализовать программы регионального развития исключительно собственными усилиями. Только ответная реакция участников рынка, усиление роли общества и бизнес-групп может способствовать комплексному решению вопросов повышения регионального потенциала и реализации социально- экономических задач. На международном уровне странами рассматривается как перспективный переход от двусторонних отношений в регулировании социально-экономических процессов к трехстороннему партнерству между частным сектором, гражданским обществом и правительством. Поиск дополнительных форм сотрудничества также оказывается востребованным для укрепления потенциала регулирования в свете ведущихся переговоров о вступлении России в ВТО.

Правительство РФ совместно с представителями профсоюзов и работодателей направило в Международную организацию труда (МОТ) запрос о проведении анализа социальных последствий вступления России в ВТО. Подготовленный Московским Бюро МОТ доклад констатирует, что в Российской Федерации существует потребность в более консультативных и совместных подходах в разработке и осуществлении социально-экономической политики. При этом отмечается, что обеспечение устойчивого развития после вступления в ВТО требует межотраслевых и совместных институтов и механизмов интеграции, что позволит правительству, частному и общественному сектору осуществлять планирование и процесс принятия решении, исходя из стратегических интересов. Для содействия выполнению этой задачи мы предлагаем следующее:

- В работе ЭКОСОС следует уделять первостепенное значение разработке механизмов систематического консультирования и диалога, укреплению институтов для реализации программ социально-экономического развития регионов, анализу связей между задействованными общественными институтами и органами власти.

Хотя российские региональные комплексы отличаются разнообразием факторов, необходимых для устойчивого развития, это не исключает возможности объединения регионов в группы для осуществления в них как; комплексных социально-экономических программ, так и проектов содействия отдельным направлениям укрепления потенциала для развития. Например, в 2002 г. при поддержке ряда федеральных министерств и региональных правительств РФ международным научным сообществом при координирующей роли ЮНЕСКО был инициирован крупный региональный проект «Устойчивое развитие Волжского региона». Данный проект, в увязке с Целями. развития ООН и действующими в регионе федеральными программами, предусматривает разработку региональных стратегий и мер по достижению целевых социально-экономических показателей до 2030 г. В качестве одного из компонентов проекта Представительством ЮНЕСКО в Москве совместно с рядом российских и европейских университетов, общественных организаций и консалтинговых компаний подготовлена двухлетняя программа на 2005-2006 гг. по укреплению межинституциональной координации в целях устойчивого развития в Волжском регионе. Осуществление программы предусматривается в рамках международного технического содействия на сумму 1,1 млн. евро со стороны Европейской Комиссии, Университета ООН и ЮНЕСКО. В разработке программы при участии автора были использованы перечисленные выше в этой работе рекомендации. В частности, это касается использования описанных в работе инструментов регулирования, развития практики со-финансирования. Тематические направления программы были внесены автором в матрицу элементов Комплексной стратегии развития Всемирного банка (см. Рис. 7, с. 84), и с учетом этих изменений она была включена в состав программного документа.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Экономические основы региональной экономической интеграции
Миграционное давление на Европу
Модель Манделла-Флеминга для малой экономики в условиях наличия ограничений на перелив капитала через национальные границы
Ямайская валютная система в историческом контексте
Россия в мировой экономике к началу 21 века - что впереди
Вернуться к списку публикаций