2013-05-11 16:21:51
ГлавнаяМировая экономика — Направления совершенствования деятельности ЭКОСОС в целях устойчивого развития



Направления совершенствования деятельности ЭКОСОС в целях устойчивого развития


Направления реализации региональных программ ЭКОСОС

Деятельность ЭКОСОС на национальном и региональном уровне обусловлена необходимостью решения следующих задач:

1. адаптировать международные стратегии к местным, национальным и региональным условиям;

2. способствовать формированию национальной позиции по разработке международных программ и обеспечивать в них учет и согласование страновых приоритетов;

3. отвечать за применение согласованных на международном уровне инструментов и использование выделяемых ресурсов с учетом национальной специфики;

4. выступать в качестве связующего звена между национальными участниками и реципиентами программ развития (государством, бизнесом, обществом) и международным сообществом.

С начала 90-х годов деятельность ряда учреждений ЭКОСОС в России осуществляется на основе объединения усилий в решении задач социально- экономического развития. При этом, на международном и национальном уровне прослеживается общий подход, в применении инструментов и механизмов регулирования и координации. По примеру Координационного совета старших руководителей системы ООН, обязанности по координации всей деятельности в области развития, проводимой учреждениями системы ООН в России (Группа ООН по развитию), возложены в полном объеме на Постоянного Представителя Программы развития ООН. На национальном уровне ПРООН подписаны меморандумы о сотрудничестве с целым рядом учреждений и организаций - с Правительством, Всемирным банком, ЮНЕП, ЮНИДО, ЮНЕСКО, неправительственными организациями и фондами.

Важнейшим инструментом сотрудничества учреждений ЭКОСОС выступает т.н. «Общая оценка страны» (Common Country Assessment). Это процесс обзора и анализа вопросов социально-экономического развития страны, выявления приоритетов, оценки национальных условий для реализации целей ООН в области развития. Помимо этого, Общая оценка страны служит основой для политического диалога с правительством и потенциальными донорами.

В соответствии с нынешней социально-экономической ситуацией в России, приоритетными направлениями деятельности Правительства РФ и мандатом ЭКОСОС на оказание технического содействия, сотрудничество в целях развития будет направлено на поддержку усилий РФ по достижению более высокого уровня развития человеческого фактора. На основе сравнительных преимуществ, которыми располагает Группа ООН по развитию, будет предоставляться консультационная и техническая поддержка при разработке стратегий, в том числе и по разработке законодательства. Данная поддержка оказывается в форме выделения средств на осуществление такого рода мероприятий.

Хотя совокупный объем выделяемых по линии ЭКОСОС финансовых средств измеряется десятками миллионов долларов в год, этих ресурсов оказывается недостаточно для реализации всех задач по формированию условий устойчивого развития. Вследствие этого, делается упор на поиск дополнительных источников финансирования и аккумулирование средств различных доноров (частных, общественных и государственных), что в будущем должно стать основным способом обеспечения финансирования проектов ЭКОСОС.

Активная деятельность учреждений ЭКОСОС в России осуществляется с начала 90-х гг., когда были открыты представительства организаций в стране. В настоящее время расширяется их программная деятельность, увеличивается продолжительность и масштабы проектов, растет объем дополнительно привлекаемых средств. Исходя из этого, растет необходимость согласования направлений и повышения эффективности институционального сотрудничества в целях устойчивого экономического развития. Ниже автором будут сформулированы рекомендации по отношению к ряду конкретных механизмов и направлений деятельности на национальном и региональном уровне. Они представлены в рамках направлений работы (?-VI), которые, с точки зрения автора, являются наиболее перспективными в целях повышения эффективности ЭКОСОС по формированию условий устойчивого развития.

I. Проведение межинституциональных консультаций по вопросам устойчивого развития.

Учреждения ЭКОСОС ведут в стране программную деятельность в рамках предусмотренного мандата на основании прямых запросов и потребностей национальных участников и партнеров. В этой связи, актуальным является более активное привлечение национальных участников, и доноров к согласованию действий в рамках программ по устойчивому развитию. В настоящее время, к примеру, имеет место практика проведения регулярных совещаний между донорами программ по окружающей среде и развитию. В них участвуют ПРООН, Всемирный банк, МФК, ЮНЕП, ЮНЕСКО и ряд партнерских финансирующих организаций. Учитывая, что исполнение проектов в Российской Федерации будет осуществляться, в основном, национальными организациями, нам представляется необходимым проведение следующих мер:

- Распространить практику консультаций на другие приоритетные направления деятельности ЭКОСОС в России, в частности, в социально- экономической и эколого-экономической областях, где имеет место значительное число задействованных учреждений и участников.

- Привлекать к участию в консультациях представителей заинтересованных государственных органов для придания более системного и согласованного подхода практическим аспектам сотрудничества.

II. Придание более системного характера выделяемому всеми донорами финансированию.

С учетом ограниченности ресурсов оказание реального содействия в решении слишком большого числа проблем представляется затруднительным. Для получения максимального эффекта учреждениям ЭКОСОС необходимо сконцентрировать свои усилия на решении нескольких основных проблем. Здесь нам представляется целесообразным проведение следующих мер.

- Разработать межинституциональные программы действий для различных доноров в области развития, что поможет определить области для концентрации ресурсов и избежать дублирования функций.

- Развивать практику долевого со-финансирования проектов. Этому может послужить зарекомендовавшая себя практика подписания меморандумов о сотрудничестве с определением объемов финансирования в рамках бюджетов организаций-доноров.

III. Обеспечение большей согласованности с принятыми на государственном уровне национальными и региональными приоритетами.

Основываясь на результатах анализа последних тенденций социально-экономического развития страны, система ЭКОСОС в России, охватывающая все находящиеся в Москве представительства специализированных учреждений ООН, а также учреждения, не имеющие в стране своих постоянных представительств, предполагает сосредоточить свою программную деятельность в партнерстве с государственными органами и на решении ключевых задач в области развития (ЦРТ).

Как отмечается в документе «Основные направления стратегии территориального развития Российской Федерации», в начале XXI века страна столкнется с рядом новых явлений, последствия которых должны быть учтены для качества экономического развития России:

- необходимость продолжения экономического роста на новой качественной основе;

- усиливающаяся зависимость российских регионов от мирового хозяйства;

- переход к постиндустриальному и информационному обществу с особыми функциями различных регионов;

- изменения образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы;

- ужесточение экологических требований в связи с переходом мирового сообщества на парадигму устойчивого развития.

Такой механизм как Общая оценка страны в настоящее время служит для определения перспективных направлений деятельности учреждений системы ООН в России. В этой связи автором предлагается следующее.

- Обзор ситуации в стране должен включать анализ институциональных, нормативно-правовых и программных инструментов в целях согласования тактических задач управления и координации, выявления недостающих звеньев в системе регулирования.

На практике стратегия устойчивого развития реализуется именно на региональном уровне, т.к. использование ее инструментов осуществляется на конкретных территориях, в которых экономические, социальные и природные факторы образуют определенную систему, являющуюся объектом регулирования. В отношении региональных направлений работы ЭКОСОС сформулируем следующие предложения.

IV. Налаживание механизмов для конкретизации Целей развития на региональном уровне и выбора оптимальных средств их реализации.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Некоторые аспекты сотрудничества России с МВФ
Необходимость и целесообразность участия России в деятельности Всемирной торговой организации
Эффективность деятельности ВТО по регулированию мировой торговли
Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС
Тенденции экономики Германии в современных условиях
Вернуться к списку публикаций