2013-05-11 16:21:51
ГлавнаяМировая экономика — Направления совершенствования деятельности ЭКОСОС в целях устойчивого развития



Направления совершенствования деятельности ЭКОСОС в целях устойчивого развития


В современных программах международного содействия за государствами признается ведущая роль в формировании условий устойчивого развития. При этом, важным представляется гармонизация планов действий и программ международных организаций в странах-реципиентах этих программ со стратегиями сотрудничества стран с международными организациями. В настоящее время такие приоритеты во многом совпадают, особенно что касается создания социально ориентированной рыночной экономики, обеспечивающей гибкость и быструю адаптацию к изменениям рыночной конъюнктуры за счет качественных факторов, а также налаживания сотрудничества с частным и общественным сектором. Вопросы взаимодействия государства и организаций ЭКОСОС рассмотрим на примере Всемирного банка.

Одним из направлений деятельности Всемирного банка является формирование эффективной инвестиционной инфраструктуры. Это обусловлено ограниченностью финансовых и инвестиционных ресурсов стран и международных доноров, а также растущей ролью частных финансовых средств как ключевого источника внешнего финансирования развития для большинства стран со средним уровнем дохода. Возникает необходимость поиска и стимулирования новых форм сотрудничества с частным сектором. Вопросы улучшения инвестиционного климата в целях экономического роста и борьбы с бедностью стали темой; очередного годового доклада Всемирного банка о мировом развитии 2004 г.

На протяжении последних лет Россия в целом имела низкие показатели, как по валовым внутренним частным инвестициям, так и по прямым иностранным инвестициям. Объем валовых внутренних инвестиций в Российской Федерации за период с 1990 по 1998 годы значительно сократился и только в последние годы начал увеличиваться. По оценкам Всемирного банка, в последующие годы будет наблюдаться их рост (Таблица 3).

 

Таблица 3

Импорт прямых иностранных инвестиций в Россию


2000

2001

2002

2003

2004

2005

2008

Прямые иностранные инвестиции, млрд. долл. США

4,4

4,0

4,0

6,0-6,5

7,1-7,8

7,8-8,5

10-12


Деятельность Всемирного банка в России по созданию благоприятного климата для инвестиций можно сгруппировать по ряду направлений.

- Оценка и анализ условий для осуществления инвестиций, выявление причин и факторов, обуславливающих ту или иную ситуацию.

- Предоставление финансирования в целях укрепления институциональных систем.

- Предоставление консультаций, информационных продуктов и услуг.

Обладая возможностями по глобальной деятельности, большим объемом накопленных знаний и исследовательского потенциала, особыми отношениями с частным сектором через Международную финансовую корпорацию и Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям, Группа Всемирного банка обладает сравнительными преимуществами в предоставлении рекомендаций относительно приоритетных целей и мероприятий по улучшению инвестиционного климата.

Начиная с 1992 г., когда Российская Федерация стала членом Всемирного банка, Банком были одобрены займы для России на сумму свыше 13,5 млрд. долл. США в рамках 59 операций (Рис. 1). По состоянию на лето 2004 г. 24 операции находятся в стадии реализации.


Общий объем финансирования Всемирного банка в России с разбивкой по секторам, 1993-2003 гг. (с округлением до ближайшего целого миллиона долларов США)

Рис. 1. Общий объем финансирования Всемирного банка в России с разбивкой по секторам, 1993-2003 гг. (с округлением до ближайшего целого миллиона долларов США)


Стратегия деятельности Банка в России на 2003-2005 финансовые годы предусматривает оказание поддержки в практическом осуществлении комплексной программы реформ Правительства РФ, содействие в смягчении рисков, мешающих устойчивому экономическому росту, и более широкое распределение возможностей, возникающих в результате осуществления реформ, среди всего населения. Стратегия деятельности Банка в Российской Федерации направлена на решение следующих основных проблем, связанных с улучшением инвестиционного климата:

- Улучшение условий предпринимательства и развитие конкуренции, поскольку развитие новых предприятий - одно из главных условий устойчивого роста и сокращения бедности в России. Центральными вопросами здесь являются устранение административных барьеров для предпринимательства, реструктуризация важнейших секторов, включая инфраструктурные монополии и сельское хозяйство, защита прав собственности, обеспечение соблюдения условий договоров, совершенствование корпоративного управления и финансового посредничества, а также повышение роли России в глобальной экономике, основанной на знаниях.

- Совершенствование управления госсектором. Совершенствование государственного управления и предоставления услуг имеет решающее значение для укрепления доверия предпринимателей. Важнейшими, направлениями работы в этой области являются развитие и модернизация государственной службы, государственного администрирования и судебной системы, а также укрепление государственных финансов.

Период действия настоящей Стратегии сотрудничества Группы Всемирного банка с Российской Федерацией совпадает с периодом, на который рассчитана реализация Среднесрочной программы социально-экономического развития РФ на 2002-2004 годы, принятой Правительством в июле 2001 года. Среди шести первоочередных задач структурных реформ выделены создание институциональной среды, благоприятствующей инвестициям в реальный сектор экономики, и развитие системы финансового посредничества. Это предполагает обеспечение эффективной защиты прав собственности и развитие конкурентных рынков товаров, услуг и капитала (включая землю), а также усиление роли малых и средних предприятий. Таким образом, в области формирования инфраструктуры для инвестиций имеется база для сотрудничества, что дает возможность дополнять национальные усилия по привлечению иностранного финансирования.

Помимо соответствия направлений работы Банка целям правительственного Плана действий на среднесрочную перспективу, они также отражены в подготовленной Правительством РФ Программе сотрудничества с Всемирным банком на 2002-2004 годы, которая была одобрена Правительством 21 февраля 2002 г.

В Программе сотрудничества определены три приоритетных направления, на которых Группе Всемирного банка следует, по мнению Российской Федерации, сосредоточиться, используя имеющиеся у нее различные инструменты (займы, гарантии, гранты, аналитическо-консультационную деятельность, инвестиции МФК и т.д.):

1. Укрепление управления в государственном секторе, прежде всего, по линии правовой и судебной реформы;

2. Улучшение делового климата и усиление конкуренции; главные задачи здесь заключаются в следующем:

- создание условий для диверсификации экономики в целях сокращения чрезмерной зависимости от минерально-сырьевого комплекса, модернизация инфраструктуры и реструктуризация естественных монополий;

- создание равных условий игры для всех предприятий за счет укрепления защиты прав собственности и стимулирования конкуренции путем ослабления административных барьеров, ограничения индивидуальных привилегий и льготных режимов;

- развитие эффективного финансового посредничества и расширение возможностей для входа на рынок и роста новых предприятий;

- разработка и предоставление современных и гибких услуг в области образования и подготовки кадров, развитие информационной экономики и обеспечение эффективного использования российской науки и российских технологий.

3. Смягчение социальных и экологических рисков.

Кроме того, Программа сотрудничества освещает вопросы, касающиеся масштабов сотрудничества, а также инструментов для него, которые являются предпочтительными с точки зрения Правительства России. Что касается первого, то рассматриваются три возможных сценария работы с Банком:

- Крупномасштабные заимствования, в основном, на проекты инвестирования в развитие инфраструктуры, в объеме до 1 млрд. долларов США в год;

- Ограниченные заимствования на проекты, а также гарантии в поддержку реализации структурных реформ, в объеме до 500 млн. долларов США в год, дополняемые техническим содействием и консультационными услугами;

- Отсутствие заимствований при использовании взамен технических экспертных знаний Банка для оказания консультационных услуг и технического содействия.

В правительственном документе подчеркивается, что сотрудничество может фактически осуществляться по схеме, сочетающей все три сценария, однако, на период с 2002 по 2006 годы предлагает второй из вышеизложенных вариантов.

Понимание приоритетов, сложившееся у Группы Всемирного банка, отвечает задачам и мерам, определенным Правительством РФ по формированию экономических предпосылок УР. Это закладывает прочную основу для сотрудничества по проработке экономико-управленческих аспектов устойчивого развития на национальном уровне.

Изучив национальные аспекты деятельности ЭКОСОС в России, делаем вывод, что, в целом, уровень взаимодействия между государственными институтами и учреждениями ЭКОСОС соответствует потребностям страны в международном содействии. При этом отметим, что сохраняется потребность в более тщательной проработке институциональных основ стратегии устойчивого развития, как со стороны государства, так и со стороны ЭКОСОС. Кроме этого, в работе международных организаций следует уделять больше внимания учету национальных особенностей и состоянию факторов устойчивого развития.

С учетом вышеизложенного, участие России в международном сотрудничестве в этой области целесообразно было бы сосредоточить на нескольких основных направлениях. Это, в первую очередь, международное политическое сотрудничество, где приоритетными целями должны быть содействие дальнейшему укреплению основ международных отношений, институтов, форм и механизмов международного сотрудничества.

Другим направлением участия России в международном сотрудничестве в области устойчивого развития является экономическое. Ввиду возросшего значения внешнеэкономической деятельности для экономики России, важной задачей РФ является не только отстаивание национальных интересов в рамках международных торгово-экономических организаций, но и активное участие в выработке политики этих организаций на перспективу. Важным здесь представляется участие в выработке рекомендаций и соглашений по экономическим аспектам мирового развития (согласование интересов экономических субъектов между собой и с требованиями экологической безопасности, правовое оформление складывающегося рынка экологических квот).

Научно-техническое и информационное сотрудничество - важное направление ввиду необходимости обеспечения интеллектуального суверенитета, государства, качества организации информационного капитала для эффективного использования в экономической сфере.

Еще одной важной сферой является развитие регионального сотрудничества с соседними странами. В особенности это касается стран СНГ, между которыми сохраняется экономическая взаимозависимость и существенные предпосылки формирования регионального потенциала для устойчивого развития. В этой связи, для Российской Федерации могут представлять интерес возможности ЭКОСОС по укреплению интеграционных связей посредством региональных программ устойчивого развития.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Влияние глобализации на внешнеэкономические связи Германии
Модель Манделла-Флеминга для малой экономики в условиях наличия ограничений на перелив капитала через национальные границы
Развитие европейской интеграционной политики Германии и Дании: цели и принципы
Экономические основы региональной экономической интеграции
Основные особенности глобализации
Вернуться к списку публикаций