2013-05-11 16:21:51
ГлавнаяМировая экономика — Направления совершенствования деятельности ЭКОСОС в целях устойчивого развития



Направления совершенствования деятельности ЭКОСОС в целях устойчивого развития


Федеральная стратегия устойчивого развития должна способствовать увязке экономических параметров развития с социальными и экологическими. Эффективность действий по обеспечению национальных интересов, включая безопасность, как и по участию в международном сотрудничестве будет определяться механизмами согласования действий и функций различных государственных структур. Переходный процесс также подразумевает использование нормативов, соответствующих высшим международным стандартам (серии ИСО), и переход на основные показатели устойчивого развития, которые будут выработаны и приняты международным сообществом в дополнение к имеющимся.

В свете необходимости изменения технологии принятия хозяйственных, социальных, экологических, технологических и иных решений с учетом ориентации на будущие состояния экономических систем важнейшее значение приобретает прогнозирование социально-экономического развития страны. Как отмечается в докладе секретариата ЮНКТАД, «устойчивое развитие ... предполагает также проведение постоянной оценки соотношения между нынешними и будущими потребностями и возможностями». Целесообразно осуществлять разработку прогнозов со значительно раздвинутыми горизонтами, в т.ч. на долгосрочную перспективу. Это диктуется необходимостью более качественной проработки среднесрочных и долгосрочных прогнозов, при этом, основным их содержанием должны стать прогнозы научно-технического развития, а также вариантная проработка состояния факторов устойчивого развития. Следует также прогнозировать и тенденции развития мировой экономики для определения внешних условий, места и роли России в этом процессе.

Анализируя особенности перехода к устойчивому развитию, отметим, что для России как страны, относящейся к категории стран со средним уровнем развития, но в то же время входящей в группу стран с высоким потенциалом, используемые в практике ЭКОСОС подходы требуют определенной адаптации. Это обусловлено тем, что универсальные по своему характеру цели и методы, разрабатываемые преимущественно для развивающихся стран, нуждаются в модификации с учетом национальных проблем, приоритетов и возможностей.

Одной из отличительных черт социально-экономической ситуации в РФ, как и в других странах СНГ, является нерешенность проблемы бедности. Население региона завершило 90-е годы с показателями здоровья и уровня доходов ниже, чем в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Эти негативные тенденции берут свое начало в 80-е годы, данные за 90-е годы дают представление о степени упадка: масштабы нищеты более чем утроились и за чертой бедности оказались почти 100 млн. человек, или 25% населения.


Таблица 2

Динамика некоторых экономических показателей в СНГ

Страна

Годовые темпы роста ВВП на человека, %

1990-2002

Экспорт товаров и услуг, % ВВП

1990 2002

Средний объем внешнего долга за 2000-2002 гг.

% ВВП % экспорта

Обслуживание долга в 2000-2002 гг., % экспорта

Среднегодовое отклонение индекса потребительских цен, % 1990-2002

Азербайджан

0,2

44

44

26

55

7

109,1

Армения

1,7

35

30

52

168

11

44,7

Беларусь

0,2

46

70

7

11

2

258

Грузия

-3,9

40

27

56

178

12

17,7

Казахстан

-0,7

-

47

85

159

37

45,6

Кыргызстан

-3,2

29

39

126

282

27

18,7

Молдова

-6,9

49

54

86

138

23

18,5

Россия

-2,4

18

35

49

121

12

75,2

Таджикистан

-8,7

28

58

113

152

10

-

Туркменистан

-3,2

-

47

-

-

-

-

Узбекистан

-0,9

29

38

60

142

23

-

Украина

-6,0

28

56

37

63

15

116,7

В среднем по СНГ

-2,8

-

45,4

63

134

16



Экономические показатели (Таблица 2) за последние годы XX в. характеризуют снижение объемов производства, изменение условий торговли, накопление внешнего долга, что повлекло уменьшение государственных расходов на социальные нужды и общую деградацию системы социальных услуг. То, что помогло добиться наибольших успехов в мировом развитии, т.е. вложения в человеческие ресурсы, начальное и среднее образование, основные медицинские услуги и социальную защиту, было значительно ограничено на начальном этапе реформ. Ввиду указанных причин, стратегия сокращения бедности в данном регионе в целом и в России, в частности, должна основываться на возрождении и поддержании экономического роста. При этом, как отмечается в Докладе ПРООН о развитии в странах Европы и СНГ, «нужно делать необходимые вложения в развитие человеческого потенциала, который является стимулом к экономическому росту и оказывает влияние на направление, темпы и конечный результат переходного периода».

Таким образом, для России чрезвычайно актуальной является необходимость сохранения человеческого капитала, который был накоплен в результате инвестиций, осуществленных в прошлые периоды. Утрата накопленного капитала может в дальнейшем привести к высоким издержкам по его восстановлению. Вместе с тем, высокий образовательный потенциал является важным условием успешного проведения рыночных преобразований. Он позволяет менее болезненно преодолевать те трудности, с которыми сталкивается общество в переходный период.

Что касается использования природного капитала, то в настоящее время экономика РФ чрезвычайно природо- и ресурсоемка и требует значительно большего удельного расхода природных ресурсов и объемов загрязнений на производство продукции по сравнению с уже имеющимися экономическими структурами других стран и современными технологиями. Энергетические затраты (энергоемкость) на единицу конечной продукции в России больше по сравнению с Японией в 11 раз, Германией - в 7 раз, по сравнению с США - в 4 раза. Конечно, Россия — северная страна, и расход энергии должен быть выше, чем в более южных странах. Однако такой разрыв в показателях энергоемкости объясняется не только географическим местоположением, но и технологическим отставанием.

Отмеченные выше проблемы и особенности устойчивого социально- экономического развития РФ определяют потребности в работе с международными учреждениями.

Говоря о таком взаимодействии на национальном уровне, подчеркнем, что никакие программы международных организаций не могут быть реализованы на территории страны без минимального участия государства - по крайней мере, в виде разрешения/аккредитации. Участие страны в работе международных организаций может осуществляться в различных формах, анализируя которые можно делать выводы о степени ее активности на международном поле и, следовательно, о возможностях интеграции национальных приоритетов в международные программы. Среди таких форм выделим:

- интеллектуальный/кадровый вклад,

- членство и финансовое участие (см. табличные данные ниже),

- участие в разработке нормативно-правовых документов,

- участие в международных соглашениях,

- представительство в постоянных и избираемых органах,

- участие на различных уровнях в международных конференциях,

- содействие осуществлению программ на национальном уровне.


Членство стран СНГ в основных международных экономических организациях

Страна

МБРР

МФК

МАР

МИГА

МЦУИС

МВФ

ВТО

1. Азербайджан

1992

1995

1995

1992

1992

1992

-

2. Армения

1995

1993

1995

2003

3. Беларусь

1992

-

1992

-

4. Грузия

1995

1993

1992

2000

5. Казахстан

1993

1992

1993

2000

-

6. Кыргызстан

1993

1992

-

1998

7. Молдова

1995

1994

2001

8. Россия

1993

1992

1992

-

9. Таджикистан

1993

1994

1993

2002

1993

10. Туркменистан

1992

1997

-

1993

1992

1992

11. Узбекистан

1993

1992

1993

1995

12. Украина

1993

2004

1994

2000

По состоянию на:

10/2004



Финансовая позиция стран СНГ и некоторых развитых стран в Организации Объединенных Наций, Всемирном банке и Международном валютном фонде


Страна

Взносы в бюджет ООН

Располагаемая доля голосов во Всемирном банке, %

Квота в МВФ

Доля голосов в МВФ, %

2004 г., %

2004 г., долл.

МБРР

МФК

МАР

МИГА

Млн. СДР

%

1. Азербайджан

0,005

82 467

0,12

0,11

0,03

0,15

160,9

0,08

0,09

2. Армения

0,002

32 987

0,09

0,05

0,04

0,13

92

0,04

0,05

3. Беларусь

0,018

296 880

0,22

0,23

-

0,21

386,4

0,18

0,19

4. Грузия

0,003

49 480

0,11

0,05

0,2

0,15

150,3

0,07

0,08

5. Казахстан

0,025

412 333

0,2

0,2

0,01

0,28

365,7

0,17

0,18

6. Кыргызстан

0,001

16 493

0,08

0,08

0,02

0,13

88,8

0,04

0,05

7. Молдова

0,001

16 493

0,1

0,04

<0,005

0,14

123,2

0,06

0,07

8. Россия

1,100

18 142 650

2,78

3,39

0,28

2,89

5945,4

2,79

2,75

9. Таджикистан

0,001

16 493

0,08

0,06

0,14

0,13

87

0,04

0,05

10. Туркменистан

0,005

82 467

0,05

0,04

-

0,12

75,2

0,04

0,05

11. Узбекистан

0,014

230 907

0,17

0,17

0,01

0,18

275,6

0,13

0,14

12. Украина

0,039

643 239

0,69

0,41

0,01

0,61

1372

0,64

0,64

13. США

22,00

362 852 996

16,39

23,68

14,22

16,25

37 149,3

17,46

17,14

14. Германия

8,662

142 865 121

4,49

5,37

6,97

4,62

13 008,2

6,11

6,01

15. Япония

19,468

321 091 915

7,86

5,88

10,85

4,64

13 312,8

6,26

6,15

По состоянию на:



09/2004


Например, участие в международных конференциях обеспечивает возможность учета и согласования интересов стран в разработке международной политики, стратегий и планов действий, обмена опытом. Чем выше правительственный уровень такого участия, тем больший резонанс получают предметные вопросы в обществе (и наоборот) и тем последовательнее имеет место реализация принятых планов исполнительной и/или законодательной властью. Нормотворческая деятельность может осуществляться с учетом обязательств, принятых в международных документах, и рекомендаций, содержащихся в глобальных планах действий.

Практика содействия осуществлению национальных программ основывается также на специальных соглашениях страны с международной организацией. Такие соглашения могут предусматривать учреждение специальных национальных органов, освобождение финансирования в рамках проектной деятельности от уплаты налогов, упрощение визовых процедур для сотрудников и экспертов, пересекающих границу по приглашению дипломатических представительств международных организаций, оплату государством части представительских расходов.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Мировая экономика и международные экономические отношения
Процесс принятия решений в современной государственной европейской политике Германии и Дании
Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС
О глобализации и перспективах развития мирохозяйственных связей России
Институциональная основа, принципы и функции ВТО
Вернуться к списку публикаций