2013-05-11 16:21:51
ГлавнаяМировая экономика — Направления совершенствования деятельности ЭКОСОС в целях устойчивого развития



Направления совершенствования деятельности ЭКОСОС в целях устойчивого развития


Национальные аспекты реализации стратегии устойчивого развития ЭКОСОС в России

Первоочередной задачей в рамках стратегий и программ международного сотрудничества по ускорению экономического роста, искоренению нищеты и обеспечению устойчивого развития является создание внутренних условий, необходимых для мобилизации ресурсов в государственном и в частном секторах, обеспечения надлежащего объема инвестиций в сферу производства и развития человеческого потенциала. Хотя изменение международных условий не теряет своего значения, оно призвано дополнять действие внутренних предпосылок развития страны. В этой связи, специфика деятельности ЭКОСОС на национальном уровне в конкретной стране обуславливается национальными факторами, институциональной средой и уровнем взаимодействия с государством. При этом, роль государственных институтов является ключевой в реализации стратегии устойчивого развития.

Под влиянием мирохозяйственных процессов воздействие государства на формирование условий устойчивого развития получило новый импульс в последние два десятилетия XX в. Как уже отмечалось, новейшие технологические, экономические и социальные тенденции в ходе формирования постиндустриального общества выдвигают качественно новые приоритеты. В том же русле действует и глобализация: исход все более интенсивной и многообразной конкурентной борьбы на мировых рынках в возрастающей степени зависит от качества экономических ресурсов. В результате, увеличивается нагрузка на государство, поскольку стратегические факторы развития экономики - научное знание, уровень образования, состояние здоровья и природной среды - формируются в национальных рамках. Неспособность рынка производить ряд нематериальных услуг в необходимых объемах, нужного качества и по доступным для потребителя ценам требует эффективной институциональной основы в этой сфере.

В условиях развития и усложнения международных связей, либерализации, роста влияния транснациональных компаний и международных объединений, усиливающейся интеграции, потенциал государства как регулятора социально-экономических процессов заметно ограничивается, в то время как потребности в таком регулировании возрастают. Слабость государственных институтов препятствует своевременному и адекватному реагированию на. вызовы новой экономики и глобализации, обеспечению конкурентоспособности хозяйства, осуществлению мониторинга и участия в динамичных процессах мировой экономики. Роль государственного управления оказывается незаменимой, по меньшей мере, в таких областях как укрепление социальной составляющей в национальном общественном и экономическом устройстве, где все больше доминируют рыночные принципы и конкуренция, и усиление влияния страны на международном уровне с целью продвижения национальных интересов и создания адекватных для страны условий в системе мирохозяйственных связей. Проблема роли и эффективности государства была предметом обсуждения, в частности, Международной конференции; по вопросам государственного управления, организованной ПРООН в 1997 г. в Нью-Йорке, а также стала темой доклада Всемирного банка о мировом развитии 1997 г.

В конце XX столетия государство занимало сильные позиции в хозяйственной структуре ведущих стран мира. Параметры этого участия отражены в абсолютных и относительных показателях государственных расходов, в т.ч. на социальные нужды (Таблица 1). Удельный вес государственного участия посредством социальных трансфертов и расходов на инфраструктуру служит важной характеристикой для оценки возможностей государственного управления по осуществлению перехода к устойчивому развитию. В последние десятилетия прошлого века в области образования доля государства, например, в Японии достигала 76%, в Швеции - 98%; в области здравоохранения - 67% в Италии, 84% в Великобритании.


Таблица 1

Государственные расходы в развитых странах и России, % ВВП

Страны

1985

1990

1995

2000

Германия

43,4

41,8

46,3

43,3

Франция

49,8

47,5

51,4

48,7

Италия

49,5

52,9

51,1

44,8

Великобритания

42,9

39,0

42,2

34,7

Швеция

60,4

55,9

61,9

52,6

США

33,8

33,6

32,9

30,1

Япония

29,4

30,0

34,4

36,8

Россия

-

-

43,0

33,6


Хотя в последние годы наблюдается некоторое сокращение государственных расходов, опыт стран подтвердил базовую закономерность: утверждение модели социально ориентированного государства служит основой прогресса общества и способствует развитию динамичной и эффективной экономики, создающей рабочие места и доходы. В отношении учета внешних факторов в государственном управлении следует отметить, что при сокращающейся автономии государства в условиях глобализации, тем не менее, за ним сохраняется множество обязательных функций. Помимо обеспечения условий национального развития, государство, отвечая объективным тенденциям, должно обеспечивать и усиливать свое представительство в международных организациях. Посредством этого оказывается возможным доступ к инструментам управления и перенос потенциала регулирования на глобальный/региональный уровень. Не меньшим значением обладает проработка институциональной основы на национальном уровне.

Институциональные и нормативно-правовые инструменты формирования условий устойчивого развития в той или иной степени присутствуют на национальном уровне в различных странах. Более 150 государств создали свои соответствующие национальные концепции, стратегии, программы и другие официальные документы. Такой же подход продемонстрирован и в России, принявшей в 1996 г. Концепцию перехода к устойчивому развитию, согласно которой предполагается разработка системы программных и прогнозных документов: государственной стратегии, долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов и программ отраслевого, регионального и федерального уровней. Текст Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию был утвержден Указом Президента РФ 1 апреля 1996 г. №440. Помимо утверждения Концепции, он обязал органы исполнительной власти руководствоваться в своей деятельности концептуальными положениями устойчивого развития. В этом же документе Президент РФ поставил задачу разработки государственной стратегии устойчивого развития. Концепция следующим образом определяет приоритеты России в международном сотрудничестве:

- организация международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию;

- активное участие в международных научных программах по проблемам устойчивого развития;

- создание эффективных механизмов обеспечения межгосударственного экономического паритета при решении вопросов о трансграничном переносе вредных веществ, стимулирование поступления в Россию экологически ориентированных зарубежных инвестиций;

- обеспечение экологических интересов страны во внешнеэкономической деятельности.

Между тем, учет принципов и целей устойчивого развития пока носит достаточно разрозненный характер. Отсутствуют стратегические документы, обеспечивающие системный подход на общефедеральном уровне по формированию условий устойчивого развития, хотя деятельность по их созданию ведется с 90-х гг. В России пока только формируется нормативно-правовая база по согласованию направлений социально-экономического развития с общемировыми тенденциями, а также интеграции концепции устойчивого развития в цели и задачи экономической политики. Например, в Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005) отмечается: «Особое внимание будет уделяться образованию и здравоохранению - уровень образования населения определяет способность государства к адаптации в условиях резко меняющихся внешних условий, здравоохранение кроме выполнения важнейшей экономической функции обеспечения качества «человеческого капитала» является важной инвестиционной отраслью... Малое предпринимательство занимает особое место в экономической системе страны. Оно не только обеспечивает рост занятости и снижает социальную напряженность, но и является важнейшим фактором обеспечения устойчивости и инновационного характера экономического роста. Развитие малого бизнеса повышает гибкость и адаптивность экономики, создает основу для формирования массового среднего класса».

В ноябре 1997 г. Министерство экономики РФ представило в Правительство России проект Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации. Проект обсуждался на парламентских слушаниях и расширенном заседании Коллегии Минэкономики РФ. Стратегия была в основном одобрена на заседании Правительства РФ. Однако официального закрепления своего статуса проект Стратегии не получил, в частности, в связи с частыми в тот период реорганизациями состава Правительства. После критических замечаний представителей общественности и академических кругов вопросы устойчивого развития были включены в «Основные направления социально-экономического развития РФ на период до 2010 года», «Программу социально-экономического развития РФ на период до 2004 года» и «Стратегию социально-экономического развития РФ на период до 2010 года».

Несмотря на это, начиная с 90-х гг., вопрос об институционализации стратегии устойчивого развития РФ на федеральном уровне не был решен, т.к. Государственная стратегия (проект которой уже был в трех вариантах) до сих пор не принята. Отсутствие активности на федеральном уровне в определенной степени компенсируется возрастающей активностью субъектов РФ в этом направлении. В ряде регионов России учреждены Советы по устойчивому развитию (например, в Бурятии, Калмыкии, Карелии).

На федеральном уровне Совет по устойчивому развитию, согласно рекомендациям ЮНСЕД, также не создан, хотя определенная работа велась в этом направлении: в аппаратах Администрации Президента и Правительства РФ был выдвинут ряд предложений, но они не нашли поддержки, т.к. считалось нецелесообразным создавать при Президенте еще один совет, эффективность которого подвергалась сомнению. В одном из вариантов предполагалось передать функции такого совета Комиссии по экологической безопасности Совета Безопасности РФ, но и это не было осуществлено, т.к. устойчивое развитие выходит за рамки только экологической безопасности.

Только в одном органе власти РФ был создан специальный компетентный орган по вопросам устойчивого развития - это Комиссия по проблемам устойчивого развития в составе Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ. При этой Комиссии действует научно-экспертный совет, формулирующий законопроекты в соответствующей области. Объяснение существования такого органа только в системе законодательной власти, по всей вероятности, заключается в том, что пока государство в лице исполнительных органов не готово выводить стратегию устойчивого развития на федеральный уровень реализации, хотя ее актуальность широко признается. В среде российской научной общественности сформировалось определенное видение направлений дальнейшего развития институциональных механизмов в целях устойчивого развития, из которых представляется необходимым отметить следующие:

- принятие Государственной стратегии устойчивого развития;

- принятие Федерального закона «О государственной политике по обеспечению перехода РФ к устойчивому развитию»;

- развитие смежного законодательства;

- решение проблем соблюдения и несоблюдения законодательства в соответствующих областях;

- учреждение национального Совета по устойчивому развитию;

- переход на новые нормативы ведения; экономической деятельности и расширение диапазона применения индикаторов устойчивого развития;

- прогнозирование социально-экономического развития и внешних факторов.

В условиях отсутствия других институтов, актуальным представляется составление программы законотворческой деятельности в обеих палатах Федерального Собрания РФ с тем, чтобы принципы Концепции устойчивого развития РФ были учтены в готовящихся законопроектах. В этой связи, можно считать приоритетной задачей после принятия Государственной стратегии устойчивого развития РФ подготовку в рамках Федерального Собрания РФ базового Федерального закона «О государственной политике по обеспечению перехода РФ к устойчивому развитию», реализующего принцип интеграции в управление идеи комплексного подхода к развитию. Кроме этого, российская законодательная база должна учитывать существующие стандарты и рекомендации, содержащиеся в международных документах.

Поскольку особенность принятия решений по переходу к устойчивому развитию заключается в их опережающем характере, то законодательно-правовая база, которая будет формироваться на общегосударственном и региональном уровне, также должна предусматривать упреждающие управленческие действия. В связи с этим, Государственная стратегия устойчивого развития должна более детально, чем Концепция, определять долговременные цели устойчивого развития и способствовать формированию соответствующей правовой базы. Создание эффективных законов необходимо для появления нормативно-правовой основы экономического планирования и отладки рыночных механизмов, а также для проведения целенаправленной социально-экономической и бюджетно-финансовой политики в переходный период.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Некоторые аспекты сотрудничества России с МВФ
Институциональная основа, принципы и функции ВТО
Принципы территориального развития компании, выходящей на мировые рынки
Классический вариант модели Манделла-Флеминга
Межвоенный период эволюции мировой валютной системы
Вернуться к списку публикаций