2013-05-11 16:21:51
ГлавнаяМировая экономика — Направления совершенствования деятельности ЭКОСОС в целях устойчивого развития



Направления совершенствования деятельности ЭКОСОС в целях устойчивого развития


Пути повышения эффективности работы ЭКОСОС

Потребность в эффективном многостороннем учреждении, таком как Организация Объединенных Наций, стала ощущаться особенно остро в нынешнюю эпоху глобализации. Растущая роль ООН в решении важнейших социальных и экономических вопросов при всей имеющейся критике в ее адрес требует соответствующего повышения той роли, которую играет ее главный орган, занимающийся этими вопросами, а именно Экономический и Социальный Совет.

В соответствии с Уставом ООН на ЭКОСОС возложена большая ответственность за координацию глобальной политики в экономической и социальной областях. Однако мандат ЭКОСОС всегда значительно превышал его фактическое использование. Политическое и функциональное выделение бреттон-вудских учреждений из состава ООН и неспособность создать Международную торговую организацию на ранних этапах развития системы ООН неизбежно привели к ограничению возможностей ЭКОСОС влиять на динамику глобализации в области торговли, финансов, инвестиций и технологий.

Хотя этот орган существует не как статичный, но как меняющийся и способный перестраиваться механизм, в его работе сохраняется ресурс для совершенствования. Мировое сообщество ждет от международных организаций решений социальных проблем, которые приобретают важное глобальное значение, прежде всего искоренения крайней нищеты, и помощи в выработке мер для их решения.

Между тем, скорость и эффективность действий различных учреждений ЭКОСОС не всегда оказывается адекватной потребностям и ожиданиям. Часто причиной этого оказывается не недостаток компетентности, но высокая забюрократизированность, ставшая следствием растущих запросов от государств и общественности, объемов информации и количества решаемых проблем. Объем спроса на услуги международных организаций часто лишает их возможности провести целенаправленный и продуктивный анализ тех или иных проблем. В настоящее время основные органы ООН (Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС и Секретариат) рассматривают неоправданно большое число перекликающихся вопросов с неоправданно высокой частотностью. Например, число докладов, представляемых в органы ООН, измеряется сотнями. Вследствие этого, время и организационные ресурсы, столь необходимые для достижения реальных результатов, могут не всегда: рационально расходоваться на доклады и дебаты и на согласование резолюций, имеющих ограниченный охват и малую отдачу. Это также ограничивает возможности ЭКОСОС направлять работу своих функциональных комиссий на упреждение проблем, а не решение их последствий.

Между тем, поле международного сотрудничества становится все более неоднородным и разнообразным, появляются качественно новые вызовы, требующие срочных и комплексных действий на глобальном уровне. Среди таких — проблема терроризма, ставшая в последние годы центром внимания, объектом консультаций и разработки международных мер. В этих условиях от Организации Объединенных Наций и всех ее органов правомерно ожидать динамичных ответных действий, от результативности которых будет зависеть стабильность мировой экономики и ее устойчивое развитие. Потребность соответствовать реалиям современности подвело к необходимости процесса функциональной трансформации учреждений ООН, который в последние годы объективно осуществляется.

Реформирование и усиление функций институтов глобального регулирования потребует решения многих вопросов на национальном и мировом уровнях, поставленных на международную повестку дня, среди которых следует отметить:

1. повышение согласованности и последовательности функционирования международной валютной, финансовой и торговой систем и эффективности управления ими с целью формирования таких международных условий, которые давали бы возможность развивающимся странам пользоваться преимуществами глобализации;

2. пересмотр роли ООН в оперативной деятельности в сфере развития с учетом появления в этой области новых важных участников, располагающих необходимым: научно-техническим, интеллектуальным потенциалом и материальным капиталом;

3. совершенствование механизмов финансирования развития, как со стороны доноров, так и со стороны реципиентов;

4. расширение сотрудничества и интеграция политики между национальными и международными учреждениями в целях рационализации правовых режимов на различных уровнях и повышения эффективности принимаемых решений.

Решение данных вопросов (1-4) потребует реализации ряда промежуточных задач, среди которых отметим наиболее важные с точки зрения реализации стратегии устойчивого мирового развития:

(1) совершенствование международной валютно-финансовой и торговой систем:

• обеспечение прогресса на многосторонних торговых переговорах, в частности, в рамках принятой в Дохе Программы развития, «особенно за счет расширения доступа сельскохозяйственной продукции развивающихся стран на рынки, устранения создающих перекосы в торговле субсидий и ограничения программ поддержки отечественных производителей в развитых странах»;

• осуществление программ по облегчению долгового бремени бедных стран с высоким уровнем задолженности и урегулирование аналогичных проблем стран с низким и средним уровнем дохода на основе принятия различных национальных и международных мер, направленных на то, чтобы вывести их задолженность на приемлемый уровень в долгосрочной перспективе;

(2) пересмотр роли ООН:

• повышение эффективности и пересмотр роли Экономического и Социального Совета с учетом опыта последних 50 лет и новых экономических, и социальных реальностей с целью усилить существенно важные функции ЭКОСОС по проведению политики и координации и рационализации работы его вспомогательных механизмов;

• реформирование ООН также подразумевает проработку вопросов учета особенностей развивающихся государств и стран с переходной экономикой в отношении состояния факторов устойчивого развития в работе ее органов;

(3) совершенствование механизмов финансирования:

• обращение вспять тенденции к сокращению объема средств, выделяемых по линии ОПР, доведение их до установленного Организацией Объединенных Наций целевого показателя и придание им более предсказуемого характера для сохранения темпов их освоения;

• обеспечение учета долгосрочных целей устойчивого развития в национальной экономической политике, а также в основных направлениях деятельности международных доноров, чтобы их руководящие принципы отвечали приоритетам стран-получателей;

(4) расширение многостороннего сотрудничества:

• реализация предложенной в Повестке дня на XXI век концепции национальных стратегий устойчивого развития как средства интеграции экономических, социальных и экологических целей в широкую программу действий, определяющую также ориентиры для национальных проектов международных организаций;

• разработка принципов и механизмов более тесного взаимодействия с частным сектором, научным сообществом и неправительственными организациями.


Основная цель трансформации международных институтов - повысить эффективность работы в интересах людей путем управления широким набором ресурсов. Для этого они должны заблаговременно прогнозировать и разрабатывать подходы в ответ на важнейшие изменения, которые предстоят в последующие десятилетия, и придавать им соответствующие направления. К таким изменениям относятся технологический прогресс, экономический рост, новые общественные ценности, новые условия потребления и предоставления доступа к экономическим благам, информации и знаниям, а также более тесные международные связи. Основные препятствия формирования эффективной институциональной среды, реализующей такие задачи, заключаются в настоящее время в неполноценности регулирования на международном уровне.

Как уже было отмечено, если на глобальном: уровне имеет место согласование интересов и постановка задач, то отслеживание и контроль за их выполнением реализуются слабо. Эффективность мирового регулирования снижается из-за недоработки соответствующих процедур, в первую очередь, со стороны самих государств по выполнению взятых на себя обязательств. Очевидно, что в будущем потребуется проработка вопросов наделения органов ООН функциями мирового правительства, тем более что на современном этапе такие прецеденты уже имеют место на региональном уровне.

Такая перспектива развития Организации Объединенных Наций также обусловлена тем, что создание основ устойчивого экономического развития в условиях глобальных противоречий представляет собой крайне сложный процесс с точки зрения регулирования, т.к. с задачами такой сложности и масштабов человеческое сообщество ранее не сталкивалось. Этот процесс затрагивает колоссальные массивы интересов — семейных, групповых, корпоративных, государственных и межстрановых. Многие ученые правомерно ожидают, что его практическая реализация пойдет неоднозначно и потребует значительных усилий. В целом, Организация Объединенных Наций сыграла важную роль в постановке проблемы устойчивого развития, в разработке основополагающих документов и подходов к ее решению. Сейчас и в будущем роль органов: ООН в регулировании процесса перехода к устойчивому развитию незаменима. Хотя ЭКОСОС как главный механизм в этой области никогда не получал полномочий, чтобы иметь возможность в полной мере выполнить свой мандат, это нисколько не уменьшило его изначальное значение и легитимность. Международные комитеты и специализированные органы, представленные в ЭКОСОС — единственный механизм согласования позиций и решений, координации конкретных шагов в самом широком диапазоне направлений.

Вместе с тем, в отношении потенциальных возможностей ООН и ЭКОСОС в мировом масштабе необходим реальный подход в оценках. Международные правовые документы, регулирующие переход к устойчивому развитию в мировом масштабе, пока отсутствуют. Существующие документы носят рекомендательный характер. ЭКОСОС не стал главным директивным органом по экономическим и социальным вопросам, полностью определяющим политику ключевых экономических учреждений, а коллективное принятие решений по-прежнему в определенной степени разрозненно осуществляется в рамках других органов. Таким образом, приходим к заключению, что имеется необходимость компенсировать недостатки глобального регулирования путем совершенствования работы учреждений ЭКОСОС на национальном уровне.

В этих целях ниже предлагаются к рассмотрению национальные аспекты деятельности ЭКОСОС на примере Российской Федерации, а также подход к оценке ее эффективности.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Институциональная основа, принципы и функции ВТО
Глобалистика, глобализм и глобализация
Мировой экономический кризис как тест на готовность к переменам
Концептуальные основы глобализации мирового хозяйства и институционализации международных экономических отношений
Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС
Вернуться к списку публикаций