2012-01-15 15:52:53
ГлавнаяМировая экономика — Экономические основы региональной экономической интеграции



Экономические основы региональной экономической интеграции


Модель жизненного цикла товара говорит о конвергенции ценового уровня, но в данном случае за счет постепенного накапливания соответствующих навыков и «ноу-хау» в областях, в которые идет приток прямых инвестиций для развития производства на средней стадии развития товара. Это позволяет им постепенно развивать собственные НИОКР и повышать опыт производства, одновременно увеличивая мощность производства, чтобы поддерживать высокие зарплаты и высокие прибыли. Необходимо проанализировать важность этого фактора для Германии и Дании.

Новая теория роста, раскрытая в частности у П. Кругмана, указывает на то, что важными факторами, определяющими перспективы конвергенции или дивергенции интегрирующихся государств, являются следующие:

- доступ к рынку, наличие квалифицированных трудовых ресурсов;

- технологический уровень;

- конкурентоспособность на внешних рынках;

- возможности использования эффекта масштаба производства;

- институциональная эффективность;

- развитая инфраструктура.

В ситуации создания общего рынка фирмы стран-членов и третьих стран по-разному будут реагировать на новые условия:

- в рамках РИГ. Создание общего рынка, либерализация движения товаров и факторов производства ведет к реструктуризации экономик стран- партнеров и к росту объемов торговли. Это основано отчасти на статических эффектах создания торговли, а главным образом на динамических эффектах масштаба производства и роста инноваций. Совокупный эффект открытия рынков товаров и капитала заключается в росте ПИИ типа «оптимальное расположение». Потоки инвестиций в этом случае определяются наличием конкурентных преимуществ у самой фирмы и преимуществ размещения производства в той или иной стране.

- вне РИГ. Эффект отклонения торговли заставляет иностранных производителей из третьих стран, которые несут потери на экспортных рынках, начать производство внутри союза (обход тарифов - tariff jumping). Другие производители предпочитают использовать выгоды динамических эффектов создания общего рынка, т.е. возросшей привлекательности РИГ

- как центра производства. В обоих случаях приток ПИИ возрастет, в то время как импорт товаров снизится. Однако внешняя торговля в целом не уменьшится за счет роста экспорта. Невозможно однозначно определить динамику ПИИ из РИГ в третьи страны, но расширение рынка и эффекты интеграции могут позволить многим компаниям государств-членов получить новые преимущества, которые они захотят реализовать в третьих странах.

Высокий уровень развития производительных сил ведет к высоким объемам капиталовложений за рубежом. Дополнительными факторами, влияющими на интенсивность перекрестного инвестирования интегрирующихся стран может являться размер рынка (+), транспортные расходы (-), интенсивность торговли (+) и колебания обменных курсов (-).

Чистый приток капиталовложений в менее развитые страны ЕС подтверждает тезис о том, что рабочие места действительно «движутся к людям», в то время как ранее преобладала тенденция движения рабочей силы туда, где имелись рабочие места. Очевидно, что эффекты концентрации, которые прогнозировались как причина дивергенции экономического развития регионов ЕС, не наблюдаются. Взаимодополняемость между движением товаров и капитала и взаимозаменяемость движения капитала и рабочей силы дает возможность выбора предпочтительных областей интеграции, в частности ограничения миграции рабочей силы, являющейся актуальной проблемой для многих стран ЕС.

Исходя из описанных выше эффектов создания общего рынка и его влияния на экономику участвующих стран, можно сделать следующие выводы:

- интеграция национальных рынков труда и капитала несет, в конечном итоге, рост совокупного благосостояния участвующих стран;

- при определенных допущениях интеграция товарных рынков устраняет необходимость интеграции рынков факторов производства, но эти допущения редко отражают действительность;

- интеграция товарных рынков должна предшествовать интеграции рынков капитала. В самом деле, потери от протекционизма во внешней торговле товарами через использования тарифных и прочих мер значительно выше в условиях свободного движения капитала, чем в условиях сегментированных рынков капиталов;

- движение капиталов в форме ПИИ замещает торговлю товарами в условиях протекционизма на товарных рынках, но создает торговлю в условиях общего рынка;

- торговля и миграция капитала, в том числе прямые инвестиции, определяются решениями фирм относительно географического размещения их производственных единиц.

Валютная интеграция, поддержание стабильных обменных курсов, а тем более создание единой валюты, должны оказывать позитивное влияние на ПИИ внутри группировки.

Напомним, что основным аргументом в пользу введения контроля над движением капитала, является не регулирование рынка капитала, а стабилизация обменных курсов. Таким образом, следующим объектом пристального внимания становится согласованная валютная и кредитно- денежная политика стран-участниц.

Создание экономического союза, предусматривающего уже не просто координацию, а совместное регулирование экономической политики государств-членов - высший этап экономической интеграции, реализуемый в настоящий момент лишь в Европейском союзе.

Достижение этого уровня интеграции предполагает, что вступающие в него государства, с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции, проводят совместную экономическую политику, а также унифицируют системы регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает введение единой валюты и согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития всего союза в целом и каждой из стран-участниц.

Некоторые исследователи разделяют этот этап на образование экономического союза и образование валютного союза, которые мы рассматриваем в совокупности как имеющие принципиальные общие характеристики.

Европейская Комиссия в своем докладе, подготовленном в преддверии введения евро, выделила в качестве важных преимуществ создания валютного союза:

- снижение транзакционных издержек и повышение эффективности деятельности предприятий стран-участниц;

- отсутствие валютных рисков в торговых и инвестиционных операциях между странами-членами, что, соответственно, ведет к интенсификации таких операций.

Исчезновение такого инструмента экономической политики государства как валютный курс часто относят к основным недостаткам перехода к валютному союзу. Однако нецелесообразность использования этого инструмента объясняется следующим:

1. Девальвация национальной валюты неизменно ведет к инфляции. Связь между этими экономическими явлениями очень тесная, особенно в открытых экономиках, какими являются малые страны. В этом случае, требуемые затраты на овладение инфляцией превышают сиюминутные выгоды от девальвации;

2. Возможность девальвации вызывает повышение существующих процентных ставок на премию за риск. Ожидание готовящейся девальвации оказывает болезненное влияние на инвестиционный климат и деловую активность в стране;

3. Валютный курс - сложный инструмент корректировки, т.к. он может иметь положительный эффект на одну отрасль, но обратный - на другие;

4. Как показывает практика, валютный курс используется, чтобы избежать сложных, но необходимых структурных изменений в экономике. Таким образом, его использование лишь осложняет ситуацию и отдаляет назревшие перемены.

5. Девальвация валюты вызывает рост импортных цен и инфляцию. Вскоре, как следствие, номинальные зарплаты растут. Этим уравновешиваются в долгосрочном плане возможные выгоды от такого шага. Если использовать девальвацию регулярно, то временной промежуток, в который наблюдается эффект, снижается, а ожидание экономическими агентами роста импортных цен растет.

6. Использование девальвации имеет своим результатом относительно высокие процентные ставки, изменения в конкурентоспособности, неуверенность относительно нормы прибыли на инвестированный капитал, - ситуацию, в которой затруднен стабильный экономический рост и низкая безработица.

Принимая решение о переходе на этап экономического союза, государства исходят из того, что в результате осуществления согласованных мероприятий на предыдущих этапах интеграции уровень проникновения и симметрия развития настолько высоки, что эффективное управление валютной, бюджетной и кредитно-денежной политикой возможно только совместно. Отдельные государства более не имеют эффективного контроля за развитием национальных экономик, и любые мероприятия, в частности касающиеся нивелирования негативного воздействия колебаний мировой конъюнктуры и цикличности развития, могут привести к намеченным целям только при поддержке и согласованных действиях партнеров по интеграционной группировке.

Для малых стран особую важность приобретает согласование экономической политики крупными странами, т.к. обладание значительным экономическим потенциалом и, как следствие, ведущей ролью в экономическом развитии региона обуславливает зависимость малых стран от больших. Эта проблема также может найти эффективное разрешение в рамках экономического союза при условии построения таких управленческих и законодательных институтов, которые бы обеспечили малым странам достойное представление их интересов.

Особым вопросом является создание единой валюты на фоне Ямайской мировой валютной системы, предусматривающей плавающие валютные курсы. Амбициозная идея создания «островка стабильности» подкрепляется примерами динамичного роста международной торговли и интенсификации международных экономических отношений в условиях «золотого стандарта» и Бреттон-Вудской валютной системы.

Однако для объединения валют нескольких стран в одну необходимо, во- первых, сближение уровней экономического развития, а во-вторых, реально тесная интеграция, в первую очередь, рынков труда и капитала, ожидаемая в процессе реализации предыдущих этапов интеграции. Единая валюта подходит странам, которые экономически похожи. Тогда им не нужен механизм валютных курсов для борьбы с асимметричными шоками (т.е. циклическими спадами производства, затрагивающими только одну страну и вызывающими перекос в существующем социально-экономическом положении стран).

Главной проблемой на пути реализации этого этапа интеграции является сама готовность государств к этому шагу. На предыдущих стадиях интеграции государства могли руководствоваться соображениями экономической выгоды и эффективности, в то время как на данном этапе встает вопрос о позиционировании государства в мировой геополитической и экономической расстановке сил, вопрос приоритетов национального или же регионального развития как метода повышения социально-экономического уровня страны и ее весомости в мировой экономике.

Несмотря на обилие разных взглядов и гипотез, пока нет единой теории интеграции. На разных этапах развития национальных экономик страны по разному оценивают «за» и «против» интеграции, так как на вариант ответа влияют не только экономические факторы, но и целый «набор» политических, псевдополитических, объективных и псевдообъективных факторов.


Иевлев Алексей Владимирович



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Межвоенный период эволюции мировой валютной системы
Теории и концепции внешней торговли и размещения прямых иностранных инвестиций
Проблемы интенсификации германских внешнеэкономических отношений со странами Центрально-Восточной Европы и Россией
Необходимость и целесообразность участия России в деятельности Всемирной торговой организации
О перспективах развития единой европейской валюты на российском рынке
Вернуться к списку публикаций