2012-01-15 15:52:53
ГлавнаяМировая экономика — Экономические основы региональной экономической интеграции



Экономические основы региональной экономической интеграции


Классическая экономическая теория полагает, что после политики свободной торговли нет второй альтернативной торговой политики, воздействие которой на международное благосостояние было бы однозначно позитивным. В связи с этим английский экономист Дж. Мид назвал таможенный союз «вторым лучшим» (после режима свободной торговли). Однако анализ выгод и недостатков производится с позиции конкретной страны, а не мировой экономики в целом, и правильнее оценивать изменения в национальном благосостоянии, в отношении которого неправомерно обобщать, что режим свободной торговли всегда предпочтительнее таможенного союза.

С развитием интеграции через некоторое время назревает ситуация, в которой одно только объединение товарных рынков становится недостаточной основой конкурентоспособного развития данной группировки. Тесная взаимосвязь стран в сфере производственной кооперации и обеспечения национальных рынков предложением из других стран-партнеров обуславливает такие связи между экономическими субъектами и странами, когда назревает необходимость обеспечить работающие на транснациональном рынке предприятия соответствующим доступом к транснациональным ресурсам, которая реализуется путем либерализации движения через национальные границы не только товаров, но и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. В результате формируется общее рыночное пространство.

Следует отметить, что говоря об эффектах экономической интеграции многие ученые, например А.П. Киреев, уделяют внимание лишь эффектам создания таможенного союза, в то время как последствия интеграции рынков факторов производства и прохождения других этапов экономической интеграции заслуживают отдельного внимания.

В научной и публицистической литературе для описания общего рынка, созданного в рамках Европейского Союза, часто используются также термины «единый» и «внутренний».

Проанализировав эти определения можно сделать вывод о том, что понятия «общий» и «единый» очень близки по значению. В то же время, термин «единый рынок» подчеркивает не только право использования рынков других стран группы и возможность беспрепятственного доступа к ним, но и нивелирование самих границ между странами, создание на всем пространстве такого рынка идентичных условий хозяйствования для национальных предприятий всех государств-членов.

Термин «внутренний рынок» характеризует такую форму интеграции рынков товаров, услуг, труда и капиталов, которая подразумевает создание единого экономического пространства, регулирование которого осуществляется уже наднациональными органами управления. При этом эти структуры руководствуются не совокупностью национальных, а международными правовыми актами и межправительственными соглашениями и рассматривают такое межгосударственное объединение в отношении интегрируемых элементов как целостное правовое и экономическое пространство. По нашему мнению, значительный прогресс на пути интеграции, который демонстрируют государства ЕС, позволяет применить к созданному общему рынку и два других термина. Поэтому далее в настоящей работе термины «общий», «единый» и «внутренний» рынок будут использованы как синонимы. Такая позиция находит поддержку в работе Ю.А. Борко, который отмечает, что эти «понятия равнозначны» и что «...замена (в середине 1980-х годов) одного понятия другим вызвана, скорее всего, потребностью в более четком определении цели и сути новой программы действий и, возможно, желанием избавиться от весьма дискредитировавшего себя термина».

Этап создания общего рынка подразумевает гармонизацию большого количества правовых норм, касающихся многих сфер деятельности и даже разработку общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. При создании общего рынка необходимо формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что также обуславливает согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законодательных актов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию. Проведение государствами-членами согласованных мероприятий в данной сфере призвано обеспечить базу для сохранения или повышения конкурентоспособности всей группировки и каждого его члена в отдельности на мировом рынке.

Интеграция рынков капитала может облегчить реструктуризацию, которая неизбежно следует за либерализацией торговли при создании ТС. Новое распределение и использование факторов производства может оказаться невозможным, если рынки капитала интегрирующихся государств будут сегментированы, т.е., когда в процессе реструктуризации задействован только национальный капитал. Таким образом, институты общего рынка могут ускорить реализацию динамических эффектов создания ТС.

Необходимо отметить значительный эффект, оказываемый либерализацией движения капитала на экономику страны и ее социально­-экономическое развитие, в частности, на занятость населения. Несложно проследить цепочку: отток капитала - угроза безработицы - снижение зарплаты, и, с другой стороны, инвестиции в экономику - рост спроса на рабочую силу (рост числа рабочих мест) - рост зарплаты (увеличение доходов трудового населения). Именно поэтому профсоюзы обычно приветствуют иностранные инвестиции в национальную экономику и противодействуют оттоку отечественного капитала за границу. Следует оговориться, что отношение профсоюзов к иностранным инвесторам зависит от готовности новых владельцев идти на встречу требованиям трудового коллектива, равно как и от степени регулирования этого вопроса законодательством. В Европейском Союзе довольно жестко регламентируются права профсоюзов и работников всех предприятий-резидентов независимо от национальной принадлежности их владельцев.

Другим ярким примером возможностей интеграционного межгосударственного сотрудничества является сфера НИОКР, роль которой растет параллельно с повышением важности высокотехнологичных передовых отраслей в мировой экономике. Многократное возрастание технологического фактора заставляет страны резко увеличивать затраты на НИОКР. Однако эти затраты можно существенно снизить (в относительном выражении) при условии создания разработок совместными усилиями и совместном использовании результатов.

Страны осознают необходимость новой фазы интеграции, подразумевающей дополнительные взаимные права и обязанности, передачу на наднациональный уровень дополнительных полномочий с целью обеспечения инструментария для повышения общей эффективности группы. При этом важно понимание того, что повышение конкурентоспособности одних отраслей будет происходить на фоне спада других, неконкурентоспособных производств, замещаемых производством в странах-партнерах.

Эти меры повышают взаимозависимость экономических процессов в странах-участницах и поэтому обуславливают необходимость согласования экономической политики в различных областях, а также дополнительных мер поддержки регионов и отраслей различных стран, страдающих в результате интеграции рынков труда и капитала, т.е. необходимость адаптационных мер.

Целесообразность либерализации рынка капитала в рамках общего рынка основывается на теории, согласно которой при допущении равных рисков для внутренних и зарубежных активов и отсутствия дополнительных барьеров и затрат, капитал будет перемещаться из страны с относительно более низким доходом на капитал в страну с относительно более высоким доходом. В конце концов, будет наблюдаться полное выравнивание дохода на единицу капитала в обеих странах, который теперь будет представлять предельную производительность капитала общего рынка. Снижение стоимости капитала выгодно всем странам независимо от масштабов экономики и их экономического потенциала, так как оно стимулирует инвестиционную активность и рост производства. Более того, А.П. Киреев утверждает, что «...международная мобильность факторов производства приводит к выравниванию цен товаров, произведенных с помощью этих факторов, и к большему экономическому росту, чем международная торговля товарами».

Исключительно важную роль в функционировании общего рынка играют прямые иностранные инвестиции (ПИИ), как перекрестные, так и из третьих стран. Можно выделить два вида ПИИ. В случае существования протекционистских мер, ПИИ принимают форму обхода внешнеторговых тарифов (tariff-jumping investment). В ситуации свободной торговли ПИИ главным образом вызваны тем, что производство в других странах можно осуществлять с меньшими затратами (optimum location seeking). Часто потоки инвестиций противоположны потокам товаров, то есть экспорт капитала тесно связан с импортом товаров и наоборот. Упразднение тарифов недостаточная причина для прекращения ПИИ первого вида, так как сохраняются нетарифные барьеры: доступ к государственному заказу, соблюдение национальных технических норм и т.п., что обуславливает необходимость находиться в постоянном тесном контакте с местными органами власти.

Отток ПИИ в другие страны тем выше, чем выше конкурентоспособность национальных компаний (обладание определенным преимуществом). Приток ПИИ зависит от привлекательности размещения производства в данной стране.

Больший рынок расширяет возможности для таких видов производства, которые не могли бы иметь место в меньших, сегментированных национальных рынках. Общий рынок предлагает большое разнообразие вариантов для размещения производств на стадии развития и насыщения. Наконец, в рамках общего рынка существует возможность разместить производство на последней стадии жизненного цикла товара и таким образом, отсрочить момент его перевода в развивающиеся страны.

Описанная выше модель предполагает значительный отток капитала из богатых капиталоизбыточных стран в менее развитые страны, обладающие значительными дешевыми трудовыми ресурсами. Потоки ПИИ такого типа увеличивают объемы внешней торговли.

Как показывает практика ЕС, только лишь создание ТС не способно обеспечить условия для интеграции рынков факторов производства, а вот мероприятия по созданию единого рынка могут способствовать росту перекрестных инвестиций.

К числу возможных проблем на пути достижения ожидаемых результатов можно отнести более сложную интеграцию рынка трудовых ресурсов по сравнению с рынком капиталов. В то время, как капитал относительно легко может быть использован в любой отрасли и стране, трудовые ресурсы в меньшей степени подвижны и способны перемещаться из страны в страну, из региона в регион, особенно в рамках многонациональной группировки. Для применения их в другой отрасли или стране необходимы дополнительные затраты на переквалификацию, переезд и обустройство. Здесь также накладываются психологические, социальные и политические сложности, обуславливающие нежелательность значительных миграций, а, следовательно, отсутствие гибкости в размещении трудовых ресурсов, свойственное в особенности стабильным экономикам.

При анализе эффектов интеграции рынков факторов производства встает вопрос об их взаимодействии с товарным рынком.

Выводы классической теории о взаимном замещении движения товаров и движения факторов производства довольно бесполезны для применения в практических целях, так как основаны на допущениях, редко встречающихся в жизни: рынки не характеризуются совершенной конкуренцией, факторы производства не абсолютно мобильны, страны в различной степени обладают ресурсами и т.д. Таким образом, можно усомниться в реальности эффекта замещения.

Эффект дополнения, возникающий в результате интеграции рынков капитала и рабочей силы, может проявиться двояко:

- Движение факторов производства ведет к расширению торговли. Это случай прямых иностранных инвестиций, определяемых соображениями оптимального размещения производства.

- Торговля вызывает движение факторов производства. При наличии в производстве возможностей использования эффекта масштаба производства, страны могут специализироваться на производстве определенного вида продукции (например, самолетостроение). Рост объемов экспорта этого товара может спровоцировать рост цены специфического фактора производства, используемого в этой области (например, рабочей силы). Если страны имели равные цены на этот фактор до возникновения торговли, то либерализация торговли товарами может привести к различиям в стоимости факторов и таким образом, вызвать движение факторов производства.

Если движение товаров и движение капитала являются взаимозамещающими, встает вопрос, что лучше интегрировать: рынок капиталов или товарный рынок. В связи с тем, что свобода движения капитала означает сокращение инструментов макроэкономической политики, находящихся в руках правительства, государство предпочитает развивать интеграцию в сфере торговли товарами.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Основные особенности глобализации
Межгосударственное регулирование как фактор эволюции мировой валютной системы
Мировая экономика и международные экономические отношения
Формирование единого бюджета ЕС и его использование для проведения региональной и социальной политики ЕС в Германии и Дании
Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС
Вернуться к списку публикаций