2012-01-15 15:52:53
ГлавнаяМировая экономика — Экономические основы региональной экономической интеграции



Экономические основы региональной экономической интеграции


Как следует из самого понятия интеграции, целью осуществления соответствующих межгосударственных мероприятий является рост качества экономики, выход на новый уровень развития производительных сил, решение внутренних социально-экономических проблем, более выгодное участие в международной торговле и международных экономических отношениях для данной группы и, опосредованно, для каждого индивидуального члена. Таким образом, страны могут столкнуться с необходимостью отказа от сиюминутных выгод или принимать непопулярные меры по структурной перестройке экономики с тем, чтобы обеспечить основу и резервы более успешного и динамичного развития в предстоящий период.

Рассматривая привлекательность отдельных фаз интеграции для участвующих в ней субъектов, следует различать микро- и макроуровни экономики.

Для предприятий (микроуровень) реальные выгоды состоят в увеличении объема продаж, снижении себестоимости продукции, пролонгации наиболее эффективных фаз жизненного цикла товара. «Плюсы» интеграции для отдельных предприятий тесно связаны с преодолением негативных факторов МЭО - территориальной удаленности, низкой мобильности факторов производства, таможенных, валютных и других барьеров.

В макроэкономическом плане страны объединяют свои усилия с целью повышения эффективности производства всех участников этого процесса. Конечно, рост эффективности хозяйства может быть достигнут и каждой страной в отдельности. Но при переходе на интеграционный этап международного разделения труда можно говорить о повышении эффективности производства каждой страны на примерно усредненный высокий уровень в масштабах определенного регионального сообщества государств.

Рассматривая теоретические основы интеграционных процессов, К.А. Семенов выделяет формальную и интеграционную стадии международного обобществления труда. Отличительной особенностью формальной интернационализации (международного обобществления) производства является установление между странами постоянных экономических связей при сохранении между ними различных барьеров для свободного передвижения товаров, рабочей силы и капиталов и, как следствие, значительные различия в себестоимости производства одних и тех же товаров.

В свою очередь, интеграционные группировки создаются в целях использования преимуществ объединенного рынка, создания благоприятных внешних условий для национального развития, укрепления международных переговорных позиции участвующих стран по экономическим вопросам, обмена опытом экономических реформ и поддержки национальной промышленности и сельского хозяйства.

Экономическая интеграция суть проявление процессов международного обобществления производства, интернационализации. Следовательно, для понимания сущности и причин интеграции необходимо проследить развитие процесса интернационализации производства.

Со второй половины XX века международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы производства. Это потребовало создания более надежных производственно­-сбытовых связей между странами и устранения многочисленных препятствий на пути международной торговли и передвижения факторов производства. Некоторые страны и регионы выбрали форму межгосударственных интеграционных объединений на основе многосторонних политических соглашений как путь достижения этих целей.

Развитие производственных, торговых, финансовых отношений между экономическими субъектами различных стран в поисках более эффективного построения бизнеса обуславливает в большой степени взаимосвязь и взаимозависимость, которая, с одной стороны, приносит ощутимые выгоды в виде оптимизации воспроизводственного процесса, а, с другой стороны, создает проблемы, требующие совместного решения.

Необходимость развития первого и нивелирования второго объективно подводит к вопросу надгосударственного регулирования таких процессов через нормативные акты и взаимные консультации, с целью создания правовой среды и укрепления деловой инфраструктуры. Основа этого процесса - понимание руководством стран необходимости их участия в интеграционных процессах и готовность принять и выгоды и недостатки, возможные в результате интеграции для данной конкретной страны.

Можно сказать, что интеграция формируется в результате процесса интернационализации хозяйственной жизни через экономическое сближение стран на региональной основе, а ее предпосылками являются «сопоставимость уровней рыночного развития участвующих стран, их географическая близость, общность стоящих перед ними проблем, стремление не остаться в стороне от идущих интеграционных процессов».

Существует необходимость членства в интеграционной группировке нескольких мощных в экономическом отношении стран, способных в кризисной ситуации «принять удар на себя», абсорбировать возникающий избыток предложения. В качестве примера иногда приводится опыт Бразилии и Аргентины начала 1990-х годов, когда несовпадение стадий экономических циклов в этих странах способствовали экономическому подъему сначала в одной, а потом в другой стране. Следует заметить, однако, что в процессе интеграции наблюдается сближение экономических циклов стран и, следовательно, возможности использования подобного эффекта будут ограничены, через некоторое время вообще мало вероятны.

Масштабное, устойчивое и постоянное международное деловое сотрудничество в рамках интеграционной группировки, предопределяет заинтересованное, взаимовыгодное общение, усиливает необходимость преодоления национальной замкнутости и эгоизма. Настоятельной потребностью становится формирование единого экономического, правового, информационного пространства для свободной и эффективной предпринимательской деятельности всех субъектов хозяйствования, позволяющей создать конкурентоспособные предприятия.

Теория и практика экономической интеграции свидетельствуют о необходимости прохождения ряда этапов по мере углубления взаимосвязи и взаимозависимости экономик участвующих стран при условии существования предпосылок для перехода на более высокую ступень.

Практика показывает, что начальные формы интеграционных союзов возникают либо в форме преференциальной торговой зоны (таможенный союз или зона свободной торговли), либо в форме общего рынка, причем при заключении соглашений страны предусматривают адаптационные периоды, после которых соответствующие объединения приобретают свой вид в их классическом понимании.

Это вызвано тем, что в процессе интеграции, даже на ее ранних этапах, страны, обладая различными производственными ресурсами при сложившихся экономических межфирменных, межотраслевых связях и структуре внешнеэкономических связей, оказываются перед проблемой перестройки экономики, которая, при условии признания государством важности социально- экономической стабильности в обществе, обуславливает необходимость постепенной адаптации экономики и перехода к новым моделям указанных связей.

Несмотря на усиление процессов интернационализации мировой экономики, многие страны, даже находящиеся в одном субрегионе, зачастую закрыты друг от друга таможенными и прочими барьерами и не достаточно приспособлены к объединению в единую воспроизводственную систему.

Образование зоны свободной торговли с отменой таможенных тарифов и других ограничений между странами-участницами можно назвать предварительной стадией экономической интеграции. На этой стадии страны- участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но сохраняют полную свободу действий в экономических связях с третьими странами, сохраняют право на отмену или введение новых таможенных пошлин, либо иных ограничений, право на заключение торгово-экономических договоров, соглашений, альянсов.

Лишь на следующей ступени - при создании таможенного союза (ТС) - происходит создание наднациональных органов управления, что является, на наш взгляд, важной отличительной чертой подлинно интеграционных процессов.

Интеграция в форме ТС включает в себя элементы зоны свободной торговли, а в ряде аспектов идет дальше - по пути передачи полномочий с государственного на надгосударственный уровень. На этом уровне интеграции государства не только устраняют взаимные торговые барьеры, но и проводят единую внешнеторговую политику с общими таможенными пошлинами по отношению к третьим странам. Возникает единое таможенное пространство, ограниченное пределами входящих в него государств.

Малые экономики характеризуются, как правило, ограниченными запасами полезных ископаемых и других ресурсов, позволяющих ей производить лишь узкую номенклатуру товаров и услуг. Вследствие этого такие страны не могут самообеспечиваться и традиционно импортируют большие объемы разнообразной продукции, а в отсутствие внутреннего производства аналогичных товаров импортные тарифы невысоки.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Экономические основы региональной экономической интеграции
Ямайская валютная система в историческом контексте
Подходы к анализу выгод и недостатков участия страны в региональной экономической интеграции
Формирование единого бюджета ЕС и его использование для проведения региональной и социальной политики ЕС в Германии и Дании
Признаки, функции и роль социальных институтов в современной экономической жизни
Вернуться к списку публикаций