2012-01-15 15:44:55
ГлавнаяМировая экономика — Подходы к анализу выгод и недостатков участия страны в региональной экономической интеграции



Подходы к анализу выгод и недостатков участия страны в региональной экономической интеграции


Контроль со стороны органов ЕС фактически означал замену национальных аграрных рынков единым аграрным рынком. Одним из основных элементов регулирования рынка стало регулирование ценообразования за счет, с одной стороны, гарантирования продавцам минимальных цен на основные продукты, а с другой стороны, специальных таможенных сборов, не позволяющих продавать импортную сельхозпродукцию по ценам ниже сложившихся на европейском рынке.

При анализе выгоды, полученной Данией и Германией в этом секторе экономики, целесообразно учитывать нескольких составляющих. Во-первых, это дотации, получаемые страной от Европейского сельскохозяйственного фонда управления и гарантий. Во-вторых, это объем экспорта сельхозпродукции в страны ЕС. И, в-третьих, это выгода, полученная датскими и германскими производителями от продажи товаров по ценам выше мировых, что стало возможным благодаря Общей аграрной политике (ОАП) стран-членов ЕС. Нельзя также забывать и о воздействии экономического климата, созданного ОАП, на структурные преобразования в экономике исследуемых стран.

С самого начала Европейский сельскохозяйственный фонд управления и гарантирования был включен в общий бюджет ЕС, и имел две части - «Гарантии» и «Управление» (структурная политика). Гарантийные выплаты Фонда в 1970-е гг. на три четверти покрывали лишь четыре вида продукции: зерновые культуры, молоко, жиры и говядину.

Вместе с этим при сравнении полученных странами выгод в области сельского хозяйства следует учитывать социальную значимость этого сектора для того или иного государства, которую можно определить по доле занятых в этом секторе экономики.

Однако помимо средств, поступающих из бюджета ЕС, необходимо проследить изменения, происходящие в сельскохозяйственном секторе Германии и Дании, и оценить, насколько реализация ОАП позволила достигнуть поставленных в Римском договоре целей.

Изменения в географической и отраслевой структуре внешней торговли - одно из важнейших и наиболее ярких последствий экономической интеграции. Необходимо проанализировать степень переориентации национальной экономики на партнеров по интеграционной группировке, выявить факторы, способствующие этому процессу и тормозящие его.

Введение общего рынка, проведение мероприятий по его созданию ставит вопрос о том, в какой мере эти мероприятия способствуют, с одной стороны, экономическому росту, росту взаимной торговли и конкурентоспособности европейской продукции на мировых и внутренних рынках, а с другой стороны, через чрезмерную либерализацию движения капитала - увеличению волатильности обменных курсов и дестабилизации, а также ломке сложившейся в стране модели регулирования рынка труда и правил игры на нем через унификацию социальной политики и политики в сфере занятости.

С точки зрения теории, первое будет преобладать. В нашем исследовании мы рассмотрим, насколько это справедливо для исследуемых стран.

Экономические последствия создания ТС, а также общего рынка и ЭВС с позиций сложившейся в результате интеграции взаимозависимости стран ЕС. Анализируемые в данной части процессы не всегда поддаются точному подсчету, что зачастую обуславливает необходимость использования теоретических моделей для определения выгод и недостаток, получаемых страной от участия в интеграции на различных ее стадиях.

Свобода торговли товарами и услугам внутри ЕС - безусловно, главное, самое значимое достижение на пути экономической интеграции в Европе.

Таможенный союз и общий рынок предоставляют преимущества, в том числе через эффект масштаба производства и возможности производителей из малых стран преодолеть сегментированность и низкую емкость внутреннего рынка, найти сбыт в географически удаленных местах.

Для этого между странами ЕС были отменены пошлины, установлено равное налогообложение для всех товаров, произведенных в ЕС, проведена гармонизация различных требований (санитарных, технических норм), создана возможность предоставления услуг резидентом любой страны ЕС на всей его территории (с некоторыми ограничениями по защите прав потребителей). Страны ЕС в различной степени воспользовались возникшими возможностями, что было связано с различной степенью необходимости изменения национального законодательства.

Чтобы вычленить влияние интеграции на темпы роста в исследуемых странах можно применить следующие методы:

1) сравнить темпы роста стран ЕС и других промышленно развитых стран;

2) сравнить темпы роста стран ЕС до и после создания ТС;

3) установить обусловленные интеграцией изменения отдельных факторов экономического роста.

Следует уделить особое внимание интеграции рынков капитала, которая играет важную роль для малых стран. Главный фондовый рынок Европы находится в Лондоне, второй по значению - во Франкфурте-на-Майне. Однако 80 % оборота мирового фондового рынка сосредоточено в США. При этом требования, предъявляемые к ценным бумагам в США, отличаются от европейских.

Емкость европейского фондового рынка во много раз меньше североамериканского, и европейские компании не имеют возможности использовать инструмент долговых ценных бумаг и акций для привлечения необходимого капитала в размерах, сопоставимых с конкурентами из США.

Во-вторых, в случае необходимости, европейские компании вынуждены выходить на североамериканский рынок, предоставляя отчетность в соответствии с требованиями Комиссии по ценным бумагам.

В преддверии введения евро ряд европейских фондовых бирж отреагировал на новые реалии попытками объединиться.

Один из важных факторов изменений на рынках капиталов - изменения в подходе к размещению инвестиций - от национально-регионального к отраслевому, что, в Европе стимулировалось введением евро.

Повсеместная либерализация и глобализация позволила участникам рынка действовать за пределами национальных рынков, что повлекло за собой необходимость снижения транзакционных издержек и рисков, связанных с деятельностью на внешних рынках. Хотя большая часть задач может быть решена на национальном уровне, представляется более эффективным объединять усилия нескольких стран одного региона для создания единого пространства для всех субъектов участвующих стран.

Так, Совет министров финансов и экономики стран ЕС принял в июле 2000 года решение о создании так называемого «Комитета мудрых людей», в задачи которого входит выявление причин, по которым рынки капиталов стран ЕС до сих пор не интегрированы в достаточной степени, и предложить меры по исправлению ситуации.

Какие же положительные и отрицательные последствия несет с собой интеграция рынков капитала? Среди основных преимуществ можно выделить следующие:

- более низкие цены на финансовые услуги в результате возросшей конкуренции;

- создание более эффективного и более ликвидного рынка, что будет способствовать росту оборота на рынке;

- удешевление финансирования компаний;

- более эффективное приложение капитала;

- рост возможностей для улучшения общего состояния экономики.

В то же время нельзя не отметить негативные факторы, главным из которых являются неизбежные банкротства ряда отечественных компаний, не выдерживающих конкуренцию на интегрированном рынке, и возможный упадок отдельных отраслей национальной экономики. Другой опасностью является протекционизм участников интегрированного рынка по отношении к третьим странам. Однако в рамках общего рынка ЕС этого не произошло.

Некоторые экономисты в качестве факторов, препятствующих интеграции рынков капитала, называют, наряду с различиями в законодательстве и стандартах регулирования рынка, межнациональные исторические и ментальные различия, которые могут значительно ускорять или замедлять такие процессы (в т.ч. языковые барьеры, позиционирование корпоративного бизнеса и органов власти и т.д.).

Капитализация бирж в Европейском Союзе была в 1999 году в пять раз выше, чем в 1990 году.

Структурная политика ЕС, которая в качестве своей цели обозначает обеспечение сбалансированного развития стран Союза, направлена, главным образом, на уменьшение социальных и региональных диспропорций. Оценивая важность этой сферы общей политики ЕС для конкретной страны необходимо учитывать два аспекта вопроса.

Первый. Указанные проблемы не в одинаковой степени проявляются в странах ЕС. Датское общество благодаря сложившейся социальной системе характеризуется более высокой степенью социального равенства, чем некоторые другие страны ЕС, а вопрос сокращения отставания от среднеевропейских показателей по таким величинам как ВВП на душу населения не актуален ни для Германии, ни тем более для Дании. При этом региональные диспропорции присутствуют в любой экономике, и исследуемые страны не являются исключениями. Особенно ярко потребности в проведении активной структурной политики проявляются в Германии в связи с необходимостью повышения уровня социально-экономического развития в новых Восточных землях.

Таким образом, все страны в той или иной мере нуждаются в единой социальной и региональной политике РИГ, хотя для больших по территории европейских государств по географическим причинам более характерны различия по регионам и, зачастую, социальным группам.

При этом необходимо ответить на вопрос о целесообразности и эффективности решения этих проблем на наднациональном уровне.

Второй. Страны-члены интеграционной группировки заинтересованы в сбалансированном развитии своего объединения как единого целого. Создание интеграционной группировки как таковое подразумевает, что государства рассчитывают на достижение неких целей совместными усилиями, через партнерство как оптимальный способ реализации национальных интересов. Учитывая растущую взаимозависимость экономик участвующих стран, стратегический характер сотрудничества, правомерно сделать вывод о том, что наличие и обострение социальных и региональных проблем в экономике стран- партнеров, которые могут вызвать дисбаланс в сфере общего экономического развития, сфере государственных финансов и так далее, не отвечает интересам ни одной страны ЕС.

В связи с этим, целесообразно также оценить успехи общей структурной политики ЕС в создании в Европе зоны стабильности им социальной справедливости.

Написано немало исследований относительно выгод и недостатков введения единой валюты (Paul De Grauvve, William Molle), ведется немало споров относительно соответствия европейского Экономического и Валютного Союза критериям оптимальной валютной зоны (Horst Tomann и Hajo Riese). Не пересказывая указанные исследования, отметим различия, существующие в свете указанных проблем между большими и малыми странами.

Как уже отмечалось выше, страны с малым экономическим потенциалом больше зависят от экспорта и, как следствие, заинтересованы в стабильных валютных курсах. При этом малые экономики вынуждены в большей или меньшей степени следовать за лидерами - крупными экономиками. Вообще довольно сомнительны возможности проведения самостоятельной валютной политики правительством страны с малой экономикой в условиях тесной взаимозависимости стран, растущих объемов операций на валютных рынках и довлеющим влиянием небольшого числа валют на этих рынках.

По вопросу валютной интеграции можно сделать вывод о том, что последствия для Германии и Дании от участия/неучастия в этой форме межгосударственного сотрудничества, зависят, конечно, от успехов евро в деле стабильности на мировых валютных рынках, завоевания доли в межгосударственных расчетах по внешнеторговым и финансовым операциям.

При этом необходимо понимать, что остается нерешенным вопрос эффективного преодоления евро кризисных периодов в экономике стран ЕС. До сих пор новой валюте не приходилось испытывать крупных асимметрических шоков, в случае возникновения которых возможны серьезные трудности, так как мобильность рабочей силы, как основной механизм преодоления кризисов в ЕС еще очень далека от требуемого уровня. Вместе с тем, можно прогнозировать расширение зоны евро и вступление Дании в ЭВС.

Европейский Союз на сегодняшний день является единственной интеграционной группировкой, прошедшей все стадии интеграции от создания таможенного союза до Экономического и Валютного Союза. Хотя процесс экономической интеграции в регионе идет непросто и некоторые проблемы, особенно связанные с различиями в уровне экономического развития членов ЕС, обостряются, Европейский Союз, тем не менее, представляет самые широкие возможности для исследования всего спектра последствий, возникающих в процессе экономической интеграции стран. История и существующие тенденции ЕС дают глубокую базу для анализа интеграции различных по уровню социально-экономического развития и экономического потенциала стран.


Иевлев Алексей Владимирович



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Проблемы интенсификации германских внешнеэкономических отношений со странами Центрально-Восточной Европы и Россией
Необходимость и целесообразность участия России в деятельности Всемирной торговой организации
Влияние глобализации на внешнеэкономические связи Германии
Межгосударственное регулирование как фактор эволюции мировой валютной системы
Проблема выбора приоритета государственной экономической политики в отношении валютного курса
Вернуться к списку публикаций