2012-01-15 15:22:16
ГлавнаяМировая экономика — Влияние эволюции интеграции рынков и европейской валютной системы на экономику Германии и Дании



Влияние эволюции интеграции рынков и европейской валютной системы на экономику Германии и Дании


Наибольшие выгоды для Германии несет в себе свобода учреждения предприятий в любом из государств-членов, которая, опираясь на межфирменную кооперацию и переплетение капиталов, способствует сохранению существующих экспортных рынков и завоеванию новых. Связанный с этим «экспорт рабочих мест» компенсируется и перекрывается за счет роста экспорта товаров и услуг.

Свобода передвижения рабочей силы и свобода предоставления услуг имеют для Германии меньший интерес, чем для многих других членов ЕС. Таким образом, создание европейского внутреннего рынка имеет позитивные последствия для всех стран ЕС, включая Германию.

Активный рост инвестиций немецких предприятий за рубеж начался в 1970-е годы. При этом многие немецкие исследования опровергают тезис о том, что «экспорт капитала означает экспорт рабочих мест».

Усиление конкурентной борьбы на рынках ЕС привело, в частности, к укреплению компаний, особенно в малых странах, которые ранее были ориентированы на другие объемы и условия сбыта своих товаров и услуг.

Однако общая тенденция на либерализацию международных экономических отношений создает предпосылки для обострения конкуренции между ЕС, с одной стороны, и США и Японией, с другой стороны, то есть между тремя центрами мировой экономики. В этих условиях национальные компании зачастую испытывают потребность в объединении своих усилий с предприятиями других стран в целях получения кумулятивного, синергетического эффекта, и такая возможность предоставляется, во-первых, в силу объективных последствий участия страны в общем рынке, а во-вторых, через специальные программы содействия Европейской комиссии, призванные помочь европейским фирмам найти партнеров в других странах Союза.

В мае 2000 года ведущие космические компании Франции, Великобритании и Германии объединились, создав единое предприятие трех стран - Астриум (Astrium). Это было сделано, прежде всего, для усиления глобальной конкурентоспособности. ЕС как наднациональная организация приобретает вес в деле определения космической политики, в соответствии с новыми промышленными структурами в Европе в сфере политики также учреждаются организационные формы, которые, выходя за рамки национальных интересов, определяют совместную космическую политику. В результате в декабре 2000 года Совет министров ЕС по научным исследованиям и Совет Европейского космического агентства приняли на уровне министров «Европейскую космическую стратегию», целью которой является укрепление европейского космического потенциала в области научных исследований, производства продукции и сервисных услуг по отношению к его глобальным конкурентам.

Необходимость адаптироваться к единому рынку часто приводила к изменениям в стратегии компаний во второй половине 1980-х годов.

Показательным примером являются слияния датских банков в 1989 г., вызванные необходимостью реструктуризации перед лицом жесткой конкуренции со стороны зарубежных банков, в результате чего финансовый сектор Дании стал наиболее концентрированным в Европе.

Общий рынок позволяет производителям малых стран увеличить объемы производства за счет значительного расширения рынка, что приводит к повышению эффективности предприятия. Одновременно интеграция рынков капитала обеспечила снижение его стоимости и открыла датским компаниям доступ к более дешевым ресурсам в большем объеме. Конечно, активное привлечение инвестиций и заемного капитала из стран ЕС возможно только при условии хорошего инвестиционного климата и координации норм, регулирующих эти процессы.

Введение евро придало также импульс интеграции европейского финансового рынка. Сегодня в Европе вполне можно изыскать объемы финансирования, которые раньше не могли быть обеспечены национальными рынками капиталов. Инвесторы выигрывают в качественном отношении - в их распоряжении теперь множество предприятий, оказывающих финансовые услуги, которые в условиях обострившейся конкуренции привлекают клиентов, предлагая им новые продукты. Федеральное правительство Германии уже использовало эти преимущества: эмиссия акций «Дойче телеком» осуществлялась не только в Германии, но и на других европейских финансовых площадках.

Довольно сложно точно оценить влияние формирования единого рынка на датскую экономику. Такая оценка должна выявить, были ли в этот период снижены барьеры для датского экспорта более, чем для импорта. Несмотря на то, что датская экономика считается открытой для импорта, многие иностранные фирмы могут рассматривать маленький размер рынка как естественный барьер для эффективных вложений. Создание же единого рынка снижает значение этого естественного барьера. В тоже время усиление либерального торгового режима в связи с созданием ВТО и решениями Уругвайского раунда снижает важность ЕС для некоторых стран как источника режима свободной торговли.


Таблица 4

Баланс счета текущих операций и чистые внешние обязательства Дании

(в процентах от ВВП)


 


Баланс счета текущих операций

Чистые внешние обязательства

1960

-1,0

1,0

1965

-1,7

6,4

1970

-3,4

12,6

1975

-1,5

12,4

1980

-3,6

26,7

1985

-4,7

39,6

1990

0,9

34,2

1995

1,0

26,3

1999

1,2

14,4


Теоретический тезис о повышении привлекательности страны, входящий в общий рынок, как места приложения иностранного капитала третьих стран подтверждается тем, что в 1980-90-х годах наблюдался резкий рост прямых инвестиций в Данию из стран Северной Европы, которые хотели таким образом использовать преимущества создаваемого единого рынка.

Членство Дании в ЕС рассматривалось как один из факторов, позволивших ей решить проблемы с дефицитом платежного баланса, наблюдавшимся в 1970-80-х гг. (см. табл.4).

Большой дефицит на текущем счету платежного баланса считался одной из главных проблем датской экономики до 1990 г.

ЕС создало ряд кредитных возможностей, которые могут быть использованы странами в случае проблем с платежным балансом. Однако Дания никогда не прибегала к использованию возможностей кредитования через ЕС. Датское правительство сочло это политически неоправданным, так как это сделало бы Данию зависимой от условий, выдвигаемых ЕС при предоставлении займов. В то же время членство Дании в ЕС облегчило заем средств для финансирования дефицита платежного баланса, т.к. в результате, как говорилось выше, вырос кредитный рейтинг Дании.

После референдума 1972 г., на котором было принято решение о присоединении к ЕЭС, правительство Дании открыто заявляло, что оно ожидает увеличения притока валютной выручки (вследствие роста экспорта) и рассматривает это как способ преодоления проблем с платежным балансом. И действительно, в 1970-90-х гг. темпы роста экспорта Дании превысили темпы роста импорта, а отрицательное сальдо торгового баланса сменилось в 1986 г. положительным.

Платежный дефицит Дании постепенно снижался после 1982 г. и в 1990 г. также сменился профицитом, что сделало Данию менее зависимой от иностранных кредиторов.

Как считают некоторые специалисты, расширение внутрисоюзной торговли не помогло решить структурные и региональные проблемы, а, наоборот, в ряде случаев обострило их. Сближение уровней развития экономик стран-членов не было достигнуто, и разрыв между ними только увеличился.

Проводились различные исследования взаимосвязей экономического роста стран и их участия в европейской экономической интеграции. Их результаты колебались в пределах от 0,05 % до 0,33 % - именно на столько, согласно исследованиям, вырос ВНП Германии благодаря созданию таможенного союза.

Без сомнения, членство в ЕС оказало значительное влияние на темпы экономического роста участников, однако, как и в случае внешней торговли, имеются и другие факторы воздействия, важность которых относительно друг друга трудно оценить с достаточной точностью.

Для стимулирования экономического роста и торговли между странами ЕС европейские политики и экономисты часто обращались к вопросам валютной интеграции, однако путь от создания ЕОУС до образования Экономического и Валютного Союза занял почти 50 лет. Анализируя участие Германии и Дании в этой сфере сотрудничества, для обеих стран оно представляется выгодным, хотя в силу специфических для каждой страны причин. Поэтому неудивительно, что Германия выступила активным сторонником введения единой европейской валюты. Что касается Дании, то по нашему мнению, ее отказ от участия в этом проекте объясняется больше политическими нежели экономическими мотивами.

Германия в значительной степени заинтересована в существовании единой валюты из-за уже не раз упомянутой значимости для неё экспорта в страны-партнеры. Уже в 1970-х гг. Германия выдвигала различные инициативы по развитию интеграции в сфере валютной политики. В числе немногих она продолжала участвовать в системе «валютной змеи», существовавшей до введения Европейской валютной системы (1979 г.), хотя многие страны покинули ее в 1973-77 гг., главным образом, в результате нефтяного кризиса.

История участия Дании в валютной интеграции Европы показывает, что позиция Дании по отношению к инициативам стран-партнеров по ЕС всегда представляла собой сложное взаимодействие экономических и внутриполитических факторов. Будучи зависимой от внешней торговли страной, Дания объективно нуждается в стабильных валютных курсах по валютам основных торговых партнеров. Видимо это стало фактором, заставившим Данию, как и Германию, остаться в системе «валютной змеи» после 1973 г.

В 1979-82 гг. правительство Дании, представлявшее партию социал-демократов, проводило активную политику по отношению к обменному курсу, направленную на повышение конкурентоспособности датской промышленности через последовательные девальвации в рамках Европейской Валютной Системы (ЕВС). Однако этой политике пришел конец в феврале 1982 г., когда желание Дании девальвировать свою валюту на 7% по отношению к валютам остальных членов ЕВС было отклонено на встрече министров финансов стран ЕС. Тогда Дании разрешили девальвировать крону лишь на 3%.

Консервативно-либеральное правительство во главе с Полем Шлютером, пришедшее к власти в сентябре 1982 г., заявило об изменении валютной политики. Оно объявило о «политике твердой валюты», которая первоначально выразилась в поддержании фиксированного валютного курса по отношению к странам, чьи валюты составляли европейскую валютную единицу - ЭКЮ, но потом сменилась поддержанием фиксированного валютного курса по отношению к немецкой марке.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Основные особенности глобализации
Модель Манделла-Флеминга для страны с крупной экономикой
Направления совершенствования деятельности ЭКОСОС в целях устойчивого развития
Процесс принятия решений в современной государственной европейской политике Германии и Дании
Тенденции экономики Германии в современных условиях
Вернуться к списку публикаций