2012-01-15 15:13:18
ГлавнаяМировая экономика — Формирование единого бюджета ЕС и его использование для проведения региональной и социальной политики ЕС в Германии и Дании



Формирование единого бюджета ЕС и его использование для проведения региональной и социальной политики ЕС в Германии и Дании


Многие экономисты прогнозируют усиление дивергенции в результате экономической интеграции. Так, П. Кругман утверждает, что более развитые регионы, в которых уже имеется развитая промышленность, привлекают компании из менее развитых, т.к. в первых сосредоточены квалифицированные трудовые ресурсы, нужная научно-техническая (и научно- исследовательская) база и необходимый круг поставщиков. То есть производство не перемещается в регионы с более дешевой рабочей силой, а концентрируется в развитых регионах и потом экспортируется. При этом для наукоемкой продукции расходы на транспортировку составляют незначительную долю конечной цены товара.

Официальная позиция КЕС заключается в том, что между странами- членами ЕС наблюдается конвергенция, и разрыв в уровне ВВП на душу населения между странами ЕС сокращается. Так, в 1960 году душевой доход трех беднейших стран из состава сегодняшнего Союза - Греции, Испании и Португалии - составлял, соответственно 42, 36 и 30 процентов от среднего по пятнадцати странам, входящим ныне в ЕС. В 2000 г. эти цифры повысились уже до 50, 64 и 47 процентов, соответственно. Одновременно, хотя и меньшими темпами сокращается отрыв самых богатых стран ЕС: ВВП на одного жителя Люксембурга составлял в 1960 г. 186 % от ЕС-15, Швеции - 180 и Франции - 127, а в 2000 г. к трем богатейшим странам ЕС относились Люксембург (181%), Дания (136) и Швеция (116). Таким образом, можно отметить определенное сближение в уровне душевого дохода стран ЕС, однако очевидно, что оно происходит очень медленными темпами, которые свидетельствует о недостаточной на сегодняшний день эффективности мер региональной политики ЕС, по крайней мере, в деле выравнивания уровня экономического развития отдельных стран группировки.

Страны ЕС характеризуются определенными различиями в уровне социальной защищенности, в системе социального обеспечения и в используемых инструментах социальной политики, но ее базовые принципы социально справедливого и стабильного общества разделяются всеми.

Одной из задач органов ЕС, главным образом, Европейской Комиссии, является создание единого экономического пространства на всей территории ЕС, подразумевающего единые нормы по многим аспектам экономической деятельности, включая социальные гарантии работникам. Базой для построения такого пространства является процесс гармонизации гражданско-правовых, налоговых систем. Все более актуален вопрос различий в нагрузке по социальным отчислениям, которые несут работодатели в разных странах ЕС.

В мировом масштабе этот вопрос был вынесен на обсуждение ВТО как «социальный демпинг», однако направлен он был на установление минимальных обязательств по социальному обеспечению работников в развивающихся странах, что должно уменьшить конкурентное давление на компании развитых стран из-за значительно более низких социальных расходов их конкурентов из развивающихся стран.

Однако в рамках самого ЕС достигнуть видимых успехов на пути гармонизации социальной сферы не удалось. Страны с более высоким уровнем социальной защиты (и, соответственно, социальных расходов), к которым относятся Дания и Германия, не хотят его снижать, справедливо рассматривая это одним из важных достижений национальной социально-экономической системы.

С другой стороны, такие страны, как Португалия, Греция, Испания, характеризуются относительно более низкими расходами на социальную сферу, и не готовы повышать соответствующие требования к работодателям в целях сохранения конкурентоспособности своих предприятий.

В результате на сегодняшний день гармонизация в этой сфере ограничена рядом общих положений, а основные нормативные акты в этом направлении еще предстоит принять.

Между экономистами, политиками продолжаются споры относительно необходимых и достаточных мер по регулированию рынка труда. Если одни рассматривают высокие социальные расходы работодателей как фактор снижения конкурентоспособности, то другие показывают отсутствие корреляции между ними.

Германия продвигает через Совет Министров ЕС и Европейскую Комиссию установление более высоких требований к социальной защите и регулированию рынка труда. Однако это расходится с позицией, например, Великобритании, где вмешательство государства в экономику традиционно ниже. Журнал «Экономист» (Economist) отмечает, что Бельгия и Франция менее озабочены экономическими реформами и больше - построением «социальной Европы», в которой важное место занимают права рабочих и широкая система соцобеспечения. Несмотря на то, что самая низкая безработица наблюдается в странах, активно использующих временных рабочих, таких как Нидерланды и Великобритания, профсоюзы при поддержке Европейской Комиссии пытаются ввести обязательное социальное страхование временно привлекаемых работников, что сделает экономически неэффективным их использование.

Значительные трансферты ресурсов мы оцениваем, с одной стороны, как недостаток, приводящий к неоптимальному приложению ресурсов и иногда экономически необоснованному перераспределению дохода (в пользу «богатых» стран, таких как Дания). С другой стороны, эти нетто-трансферты содействовали удержанию и завоеванию экспортных рынков для немецких производителей и должны рассматриваться в совокупности с последствиями участия Германии в таможенном союзе. С политической точки зрения, важность платежей Германии в бюджет ЕС выражается в их содействии стабилизации экономической, социальной и, следовательно, политической ситуации в ряде стран-членов ЕС.

Так, поддержка Германией ОАП содействовала интересам Франции, Нидерландов и Дании в отношении экспорта сельскохозяйственной продукции, работа Социального фонда поддерживала, прежде всего, Италию, а Регионального - также Великобританию и Ирландию.

Можно с уверенностью говорить о необходимости продолжать и активизировать региональную и социальную политику ЕС, однако важно пересмотреть инструментарий и направить усилия на то, чтобы менее развитые страны из числа его членов смогли сделать рывок в экономическом развитии.


Иевлев Алексей Владимирович



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Подходы к анализу выгод и недостатков участия страны в региональной экономической интеграции
Модель Манделла-Флеминга для страны с крупной экономикой
Принципы территориального развития компании, выходящей на мировые рынки
Необходимость и целесообразность участия России в деятельности Всемирной торговой организации
Модель Манделла-Флеминга для малой экономики в условиях наличия ограничений на перелив капитала через национальные границы
Вернуться к списку публикаций