2012-01-15 15:13:18
ГлавнаяМировая экономика — Формирование единого бюджета ЕС и его использование для проведения региональной и социальной политики ЕС в Германии и Дании



Формирование единого бюджета ЕС и его использование для проведения региональной и социальной политики ЕС в Германии и Дании


Изначальное распределение средств Регионального Фонда представлено в таблице 4.


Таблица 4

Распределение средств Регионального Фонда в 1978-1980 гг.


Страна

Доля в процентах

Бельгия

1,39

Дания

1,20

Германия

6,00

Франция

16,86

Ирландия

6,46

Италия

39,39

Люксембург

0,09

Нидерланды

1,58

Великобритания

27,03

Всего:

100,00


Крупные страны ЕС, включая Германию, имеют больше рычагов для принятия в Совете Министров ЕС нормативных документов, отражающих национальные приоритеты и видение социальной и региональной политики, за счет большего количества голосов при принятии решений. Вместе с тем, это не означает, что малые страны, и в частности, Дания оказываются в ущемленном положении, так как, во-первых, основные направления общей политики в вопросах социального обеспечения и социальных компонент налогообложения должны быть одобрены единогласно, а, во-вторых, их позиция может совпадать с позицией той или иной крупной страны.

Социальная политика остается в значительной мере делом национальных государств. С принятием Социальной Хартии на Европейском саммите в Страсбурге 9 декабря 1989 г. и последующим включением ее в Договор о создании Европейского Союза, государства ЕС лишь обозначают будущее развитие единой социальной политики.

В настоящий момент эта сфера единой политики ЕС не гармонизирована и характеризуется существенными отличиями, однако в вопросе распределения средств Европейского Социального Фонда Европейская комиссия использует стандартизированные подходы к определению потребностей.

Основная цель региональной и социальной политики заключается в стабилизации экономической ситуации в стране или другом экономическом пространстве, как в географическом, так и в социальном разрезе. Идея социальной рыночной экономики подразумевает выравнивание уровня жизни и экономических возможностей, которое достигается в результате осуществления «политики сближения», как основа для долгосрочного экономического роста, а главное, благосостояния государства, или группы государств, в зависимости от уровня проведения политики и ее объекта.

Конечно, в первую очередь, в такой политике заинтересованы страны с более низким уровнем жизни или с большим количеством проблемных в экономическом плане регионов. Однако нельзя забывать, что в условиях растущей интернационализации мировой экономики взаимозависимость экономического развития стран достигла небывалого уровня, и стабильные и экономически успешные страны действительно заинтересованы в позитивном развитии экономик торгово-экономических партнеров, особенно в географически близком регионе.

Не последнюю роль играет и вопрос международной безопасности, который в условиях глобализации и «приближения» «горячих точек» планеты к центрам мировой экономики, оказывает возрастающее влияние на экономику развитых стран, в том числе непосредственно не затронутых военными и иными подобными конфликтами.

В отношении расширения ЕС на Восток некоторые экономисты и политики (см., напр., Х. Томанн) предлагают рассматривать неизбежное увеличение расходов на проведение региональной и социальной политики в новых странах-членах как некую плату за стабильность в этих государствах, а значит, и в европейском регионе в целом.

Деятельность Социального фонда служит важной цели построения в рамках Европейского Союза «социального союза», что обуславливает поддержку со стороны ФРГ расширения функций и возможностей европейской социальной политики. Достигаемая благодаря единой политике стабильность социальной и, как следствие, политической ситуации в странах-членах ЕС служит достижению общих целей Сообщества и является важной составной частью развития интеграционного процесса в регионе, что всегда составляло один из приоритетов внешней политики Германии.

Чтобы оценить выгоды, получаемые Германией от единой региональной политики, следует учитывать, что она заинтересована, даже не будучи крупным получателем средств, участвовать в деятельности Регионального фонда для того, чтобы влиять на определение региональной политики ЕС, и, являясь крупнейшим нетто-плательщиком, получать дополнительный вес внутри Сообщества.

Экономические последствия региональной политики проявляются для Германии в том, что страны-получатели помощи через Региональный фонд за счет получаемых средств увеличивают свой импорт из Германии, прежде всего инвестиционных товаров, что позволяет немецким экспортером прочнее закрепиться на их рынках, а Германии - создать дополнительные рабочие места.

С развитием стран и регионов возрастает объем ввозимых в Германию товаров из этих регионов, относительная дешевизна которых ведет к потере части рабочих мест в стране. Однако цель региональной политики и состоит в том, чтобы, во-первых, способствовать лучшему использованию факторов производства, что подразумевает для Германии «экспорт рабочих мест», прежде всего в наименее капиталоемких производствах, а во-вторых, выравнивать доходы между регионами Сообщества и способствовать экономической стабилизации путем уменьшения существующей разницы в экономической мощности и производительности труда различных регионов.

Будучи самым экономически мощным государством Европейского Союза, Германия, в лице ее правительства, относит Европейскую политику к главнейшим приоритетам и постоянно заявляет о своей готовности способствовать интеграции всеми силами, ФРГ «считает одной из своих задач предоставление другим странам-членам средств, недостающих у них для проведения необходимой социально-экономической политики». Таким образом, наряду с экономическими эффектами, для ФРГ, как и для Сообщества в целом, важным результатом «политики сближения» является социальная и политическая стабилизация в странах-партнерах.

Дания рассматривается в рамках региональной политики ЕС как единый регион, поэтому относить отдельные ее части, например, к регионам с низким доходом на человека или высокой безработице нельзя, да и эти показатели у Дании гораздо лучше большинства других стран ЕС. Это же обуславливает важность для Дании лишь активной, а не пассивной, политики на рынке труда.

Вместе с тем Дания получает поддержку в ряде регионов, подпадающих под критерии Цели 2, Цели 3 и переходной помощи (бывшие Цели 2 и 5), т.е. в регионах, страдающих от структурных кризисов (упадок преобладающих на местном уровне отраслей промышленности) или нуждающихся в улучшении инфраструктуры. Так, в результате закрытия верфей и, соответственно, структурной безработицы потребовалась основательная работа по развитию других видов производства и сферы услуг и переподготовке работников этого региона.

Для решения проблем структурной безработицы в Европейском Союзе широко используются возможности современных средств связи и телекоммуникаций, которые позволяют предоставлять услуги удаленным в пространстве потребителям (электронная торговля, подготовка проектов, консалтинг). Дания - одна из передовых стран, использующих такие преимущества, - отличается высокой степенью информатизации и компьютеризации хозяйственной жизни. Так, в 1997 году с помощью Инициативы Interreg НА был начат проект IT-Bridge, имевший своей целью виртуально связать жителей Мальмо (Швеция) и Копенгагена, которых разделял пролив Орезунд. При общей стоимости проекта 210 тыс. евро 50% (105 тыс. евро) было профинансировано из средств ЕС. В результате реализации проекта, в котором приняли участие семь шведских и девять датских муниципалитетов, была создана база данных компаний этих соседних регионов, заложившая основу для стимулирования деловых контактов и деловой активности приграничных регионов.

Другой, более крупный проект NOVI был реализован в г. Ольборг в Северной Ютландии, где был создан Научный Парк, обеспечивший региону плавный переход от преобладающей роли тяжелой промышленности к развитию наукоемкого производства. Проект, который развивается до сих пор, на 40 % финансируется за счет средств Европейского Фонда Регионального Развития. Остальная часть средств поступает от Министерства исследований Дании и за счет займов, общая стоимость проекта оценивается в 31,8 млн. евро.

Как уже отмечалось выше, «политика сближения» приобрела для ФРГ особое значение после воссоединения Германии. Вопрос перераспределения средств Социального и Регионального Фондов обсуждался в ряду условий, на которых члены одобрили план объединения.

Единая политика ЕС не замещает, а дополняет политику национальных государств. В частности, Германия активно субсидирует угольную промышленность, на которую приходится самые большие субвенции: 1998 - 9,25 млрд. немецких марок, в 2000 - 8,5 млрд. немецких марок. Вместе с этим прослеживается тенденция к снижению прямой финансовой поддержки отдельным отраслям, во-первых, в связи с давлением со стороны европейских партнеров рассматривающих такие меры как препятствие конкуренции, а во-вторых, в связи с общей политикой немецкого правительства на снижение государственных расходов.

Если сравнить объемы средств, получаемых Германией и Данией, да и большинством других стран ЕС из структурных фондов с государственными расходами на те же цели, то окажется, что они составляют небольшую, порой незначительную долю.

В связи с объединением Восточной и Западной Германии резко возрос поток из структурных фондов ЕС, так как восточные земли являются получателями средств по ряду программ. Однако из 183 млрд. немецких марок, полученных Восточной Германией по государственным каналам, на долю ЕС приходится лишь 7 млрд., или 3,8%.

Не следует при этом недооценивать роль европейской политики, которая проявляется не только в трансфертах финансовых средств, но и в возможностях, которые открываются на всей территории ЕС. Для фирм, особенно мелких и средних, - это возможность сбыта на удаленных рынках за счет использования информационной и научно-технической поддержки европейских структур. Для работников, особенно молодых, - это уникальный шанс найти работу или получить образование по всей территории Союза в соответствии со своими устремлениями и возможностями.

Все это вместе повышает доход региона, улучшает кадровый потенциал, укрепляет его исходные позиции в конкурентной борьбе, позволяет максимально использовать имеющиеся конкурентные преимущества на рынке с населением более 300 млн. человек.

Однако чтобы оценить реальные изменения, приносимые региональной политикой ЕС, стоит задуматься, как интеграция товарных рынков и рынков факторов производства, т.е. создание единого экономического пространства, влияет на развитие отдельных регионов.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Тенденции экономики Германии в современных условиях
ВТО как институт регулирования международных торговых отношений
Классический вариант модели Манделла-Флеминга
Концептуальные основы глобализации мирового хозяйства и институционализации международных экономических отношений
Мировой экономический кризис как тест на готовность к переменам
Вернуться к списку публикаций