2012-01-15 15:13:18
ГлавнаяМировая экономика — Формирование единого бюджета ЕС и его использование для проведения региональной и социальной политики ЕС в Германии и Дании



Формирование единого бюджета ЕС и его использование для проведения региональной и социальной политики ЕС в Германии и Дании


Размер платежей государств-членов в бюджет ЕС и взносов на различные целевые программы, а также размер поступлений из этих источников, является одним из важных критериев соотнесения выгод и недостатков, получаемых страной. Для сравнительного анализа нагрузки, которую несут с собой взносы в бюджет ЕС для экономик стран-членов, целесообразно соотнести отчисления страны и ее долю в доходах бюджета ЕС с рядом других макроэкономических показателей.

Брутто-взносы в бюджет ЕС состоят из таможенных пошлин, сборов по импорту сельхозпродукции, НДС и взносов, рассчитываемых как процент от ВНП.


Таблица 1

Финансовые потоки между ФРГ и бюджетом ЕС в 1971-1999 гг.


Год

Брутто- переводы в бюджет ЕС

Переводы из бюджета ЕС

Нетто-переводы

Доля нетто- переводов в брутто- переводах

млрд. нем. марок

млрд. нем. марок

млрд. нем. марок

в процентах

1

2

3=1-2

4=3/1

1971

2,7

2,2

0,5

18,5

1973

5,4

3,5

1,9

35,2

1975

7,1

3,6

3,5

49,3

1980

11,5

6,7

4,8

41,7

1990

33,0

14,0

19,0

57,6

1995

41,0

14,9

26,1

63,7

1999

43,2

19,1

24,1

55,8


С самого начала ФРГ становится донором ЕС. На протяжении всей истории европейской интеграции, начиная с 1970 г., когда была введена первая система «собственных ресурсов», обратный поток финансовых средств до 1990-х гг. изменялся мало при росте взносов страны. В 1990-х гг. наблюдается резкое увеличение переводов из бюджета ЕС в Германию, что было вызвано объединением Западных и Восточных земель и осуществлением на территории бывшей ГДР региональной и социальной политики ЕС.

Брутто-переводы ФРГ в бюджет ЕС росли почти параллельно с растущим объемом самого бюджета. В 1980 г. отчисления в единый европейский бюджет превышали 5% бюджета ФРГ, а в конце 1990-х годов - уже 9%.

Дополнительно к этому финансировалась деятельность ЕС, не включаемая в единый бюджет группировки (ЕОУС, отдельные программы и фонды). Можно с уверенностью констатировать, что финансовая нагрузка на Германию возросла в абсолютном и относительном объеме.

Как видно из таблицы 1, в период с 1971 по 1980 гг. объем направленных в бюджет ЕС средств вырос в четыре раза, ас 1971 по 1998 гг. рост отчислений в бюджет ЕС в 2 раза превышал рост переводов из ЕС в ФРГ. В результате доля перераспределяемых через бюджет ЕС средств Германии выросла с 18,5 до 55,8% (в 1995 г. - 63,7%).

Прогнозируется уменьшение ежегодных платежей Германии в пользу ЕС с 2002 г. на 500 млн. евро, а с 2004 г. - на 700 млн. евро. В связи с ограничением расходов на ОАП и увеличением притока средств из структурных фондов нетто-платежи Германии предположительно снизятся с 0,55 до 0,43% ВНП к 2006 году. Однако до 2003 года взносы Германии будут продолжать расти из-за уже существующих обязательств по проведению «политики сближения».

Правительство Германии оговорило возможность дальнейшего снижения своих отчислений в бюджет ЕС, хотя всеми признается тот факт, что, принимая во внимание размеры территории страны, численность населения и ее экономическую мощь, Германия должна обеспечивать значительную часть финансирования бюджета ЕС.

Что касается Дании, то до 1993 г. она получала из бюджета ЕС больше средств, чем отчисляла в его пользу, что не совсем логично, поскольку эта страна является одной из самых богатых среди членов ЕС. В то же время таблица 2 показывает, что чистые трансферты из бюджета ЕС снижались для Дании с 1970-х годов, и с 1993 г. позиция Дании изменилась от нетто- получателя к нетто-плателыцику. Уменьшение поступлений средств из бюджета ЕС связано, главным образом, с реформами Общей аграрной политики, проводимыми с начала 1980-х годов, в результате которых предоставление субсидий становится все более избирательным, а сами средства переориентируются с гарантирования цен и сбыта на структурные изменения в отрасли.


Таблица 2

Нетто-переводы Дании в бюджет ЕС, 1973-1999 гг.


Год



В текущих ценах, млрд. дат. крон

Доля в ВВП Дании, проценты

1973

+1,84

(+) 1,04

1975

+2,32

(+) 1,05

1980

+1,64

(+) 0,43

1985

+2,39

(+) 0,38

1990

+1,54

(+) 0,18

1995

-2,12

(-) 0,21

1999

-1,04

(-) 0,09


Однако размеры отчислений необходимо соотнести с участием других членов Сообщества в финансировании единого бюджета. Значительные различия в размерах экономик этих стран обуславливает необходимость использовать относительные показатели, как, например, ВВП на душу населения.

Колебания в доле отдельных стран связаны, прежде всего, с постепенным введением в 1970-х гг. новой системы финансирования, а также с различиями в экономическом развитии стран. Существенно снизилась доля Великобритании по сравнению с 1979 г., что явилось следствием перераспределения ее финансовой нагрузки между другими странами.

Данные таблицы 3 подтверждают, что Германия являлась и остается главным источником средств для формирования единого бюджета ЕС. Ее доля незначительно уменьшалась с каждым расширением Сообщества, но в меньшей степени, чем у второго по величине донора ЕС - Франции. Если в 1971 г. Германия обеспечивала доходную часть бюджета лишь на 3,6 процентных пункта больше, чем Франция, то к 2001 г. эта разница увеличилась до 8,0.


Таблица 3

Участие стран ЕС в финансировании бюджета ЕС, %


Страна

1971

1973

1975

1979

1997

1999

Бельгия

5,2

7,4

4,5

6,5

3,9

3,9

Германия

31,7

29,0

28,1

29,7

28,2

25,5

Италия

21,6

19,0

17,2

11,6

11,5

13,0

Люксембург

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

Нидерланды

10,2

9,4

8,9

9,2

6,4

6,2

Франция

28,1

24,8

23,0

18,9

17,5

17,0

Дания

х

1,1

1,7

2,5

2,0

2,0

Ирландия

х

0,3

0,4

0,8

0,9

1,3

Великобритания

х

8,8

13,6

20,6

11,9

13,4

Греция

х

х

х

х

1,6

1,6

Испания

х

х

х

х

7,1

7,6

Португалия

х

х

х

х

1,4

1,5

Австрия

х

х

х

х

2,8

2,5

Финляндия

х

х

х

х

1,4

1,5

Швеция

х

х

х

х

3,1

2,9

Итого:

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0




← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Перспективы будущей эволюции мировой валютной системы
Влияние глобализации на внешнеэкономические связи Германии
Европейская валютная интеграция
Подходы к анализу выгод и недостатков участия страны в региональной экономической интеграции
О глобализации и перспективах развития мирохозяйственных связей России
Вернуться к списку публикаций