2012-01-15 15:05:08
ГлавнаяМировая экономика — Влияние общей аграрной политики ЕС на развитие сельского хозяйства Германии и Дании



Влияние общей аграрной политики ЕС на развитие сельского хозяйства Германии и Дании


Очевидно, что фермерские хозяйства ФРГ, в целом, больше выиграли, чем потеряли от единого аграрного рынка ЕС из-за огромного прироста экспорта сельскохозяйственной продукции. По стоимостному объему экспорта сельхозпродукции (43 млрд. марок в 1999 г.) Германия занимает четвертое место, следуя за США, Нидерландами и Францией. Главными статьями немецкого сельскохозяйственного экспорта являются мясные изделия, сахар, кофе и какао (различной стадии обработки), молочные продукты, причем доля обработанных продуктов в экспорте ФРГ превышает 80 %, Германия является также крупнейшим в мире импортером продуктов питания. В 1960-1979 гг. импорт аграрной продукции вырос с 11,2 млрд. нем. марок до 39 млрд. нем. марок, а в 1999 г. составил 69 млрд. немецких марок. Из этого количества около 45% приходится на третьи страны, а 55% - на партнеров по интеграционной группировке. Немецкий импорт сельхозпродукции лишь на 60 % состоит из прошедших обработку продуктов питания, а на 40 % из сырья.

Удельный вес продуктов питания и сельскохозяйственного сырья во внешней торговле Германии не слишком велик (5 % импорта и 3,6 % экспорта), но эта отрасль экономики имеет большое значение для отдельных земель Германии, в числе которых Бавария, Маютенбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония, Саксония-Ангальт. Тесную продовольственную взаимозависимость стран ЕС и приоритетность продукции ЕС на внутренних рынках характеризуют такие цифры: в 1996 г. на страны ЕС приходилось 67,8 % немецкого сельскохозяйственного экспорта и 65 % импорта.

Зависимость датской пищевой промышленности от внешней торговли выглядит аналогичным образом - две трети всей производимой продукции идет на экспорт, а на долю ЕС приходится свыше половины всего экспорта аграрной продукции. Валютный доход этой отрасли составляет около 50 млрд. крон. Доля сельскохозяйственной продукции в экспорте Дании упала с 54% в 1960 г. до 20% в 1999 г., но при этом Дания остается крупным экспортером продуктов питания. Например, Дания является самым крупным экспортером свинины в мире, это самая важная статья доходов датского сельскохозяйственного экспорта, поэтому конъюнктура внешних рынков свинины чрезвычайно важна для датских фермеров. Так, резкое падение в 1998 г. цен на свинину привело к существенному снижению доходов в сельскохозяйственном секторе Дании, а значит, к необходимости дополнительной финансовой помощи со стороны государства и ЕС.

В 1999 г. 22,6 % выращенных в Дании зерновых направлялось на экспорт, а доля экспорта в производстве таких видов продукции как масло, сыр, мясо, превышает 80 %.

Более 60% датского сельскохозяйственного экспорта направляется в страны ЕС. В сельском хозяйстве занято 3,56% рабочей силы (1996 г. - 4,05%), но социальное значение этого сектора значительно больше. Это объясняет непропорциональность политической и социально-экономической роли, которую играет аграрный сектор по сравнению с его долей в экономике страны.

Колебания цен на продукцию сельского хозяйства, с одной стороны, влияют на расходы потребителей, а с другой, - на доходы производителей. Одной из целей ОАП было «обеспечение потребителей продукцией по умеренным ценам», и с помощью ОАП удалось стабилизировать рынок и нивелировать колебания цен, имеющие негативное воздействие на производителей. Колебания цен на европейском рынке были меньше колебаний мирового и даже американского рынка. В 1970-х годах номинальный рост цен на сельскохозяйственную продукцию был меньше, чем уровень инфляции, что обусловило снижение реальных цен. Это подтверждают данные таблицы 5, которая показывает дефлятор ВВП для сельскохозяйственного производства по отношению к дефлятору ВВП для валового производства в экономике за вычетом государственного потребления, подсчитанный как средний за указанный период.


Таблица 5

Относительный уровень цен на сельскохозяйственную продукцию Дании


 


Цена сельхозпродукции относительно цен валового производства в экономике Дании

1970-74

100,0

1975-79

92,9

1980-84

83,7

1985-89

67,1

1990-94

53,8


Индекс цен на сельскохозяйственную продукцию Дании составил в 1998 г. 76,1 (1990 г.=100), при этом за тот же период индекс цен на сырье для сельскохозяйственной продукции снизился лишь до 98,8. Если сравнить индекс потребительских цен с индексом цен только на продовольственные товары, то первый в 1999 г. равнялся 213,0 (1980 г.=100), а второй - 192,7. Таким образом, очевидно, что рост цен на продукцию сельского хозяйства ниже, чем на другие товары, включая те, которые являются сырьем для производства агарной продукции. Это приводит к снижению добавленной стоимости, производимой в сельском хозяйстве и к снижению доходов фермеров. Однако, учитывая интенсивность регулирования этого рынка со стороны ЕС, можно с уверенностью предположить, что в отсутствие Общей аграрной политики разрыв в ценах был бы значительно больше.

Показательно, что доля расходов на продукты питания в среднестатистическом бюджете потребителя постоянно снижается - например, в Германии она снизилась с 46 % в 1950 году до 15 % в 1998 году. В то же время, уровень цен на сельскохозяйственную продукцию в Европейском Союзе один из самых высоких в мире. Следовательно, задача обеспечения предложения потребителям по умеренным ценам выполнена лишь в некоторой степени, но в целом характеризуется положительными тенденциями.

Система компенсационных выплат, или «зеленые деньги», - система конвертирования единых цен в рамках ОАП в национальные валюты стран- членов Сообщества - привела из-за механизма корректировки цен при изменении валютных курсов к перекосам в конкурентоспособности, выгодным странам с низким уровнем инфляции. Фермеры в этих странах получали дополнительный доход, а интересы потребителей фактически ущемлялись. В странах с сильной валютой, к которым относится и Германия, механизм выравнивания колебаний валют постоянно приводил к дополнительному росту положительного сальдо торгового баланса и, следовательно, к неоптимальному распределению факторов производства.

Только Дания не применяет эту систему компенсационных выплат. При обесценении датской кроны всегда происходит соответствующее повышение национальных цен на сельхозпродукцию.

Достигнутое единство рынка нарушено из-за колебаний валютных курсов, но эта проблема снимается благодаря введению единой валюты в двенадцати из пятнадцати стран-членов ЕС.

В то же время потребители в Германии получили и выгоды: никогда прежде на рынке не было представлено такого широкого, качественного и доступного по цене ассортимента продуктов питания. ФРГ с традиционно высоким уровнем цен в рамках единого рынка, с одной стороны, на начальном этапе вынуждена была снизить цены, а с другой стороны, их рост сдерживался партнерами по ЕС. Это позволяет предположить, что в отсутствие ОАП разрыв между национальным и мировым уровнями цен был бы еще выше.

Проводимая политика без сомнения повысила доход аграрного сектора экономики, однако темпы роста дохода в этом секторе остаются ниже других секторов экономики, что, прежде всего, характерно для ФРГ. В целом разрыв между странами, между регионами внутри стран, между аграрным производством, ориентированным на внешний и ориентированным на внутренний рынок, увеличился.

В 1960-х годах организации, представляющие интересы датского крестьянства, требовали от правительства экономических компенсаций для достижения уровня благосостояния остальной части общества. В результате различные субсидии уже тогда достигали трети всех доходов фермеров, что представляло серьезную нагрузку для государственных расходов. Присоединение Дании к ЕЭС в 1973 году позволило в значительной степени решить эту проблему, и было крайне выгодно Дании.

В настоящий момент рост доходов в сельском хозяйстве Дании не отстает от роста доходов в других секторах экономики, а иногда выше, чем в среднем по всем отраслям.

Чистый доход на каждую семью в сельском хозяйстве ФРГ вырос с 5 583 немецких марок в 1960 г. до 24 780 немецких марок в 1979 г. Среднегодовой рост за этот период составлял 7,5%.

Расчеты Кильского института мировой экономии показывают, что в сельском хозяйстве Германии каждое рабочее место получает 4 500 марок субвенций в год, а «степень субвенционности» (добавленная стоимость к субвенциям) составляет 69 %.

Всего финансовая помощь, полученная немецкими хозяйствами в 1998 г., составила 29,4 млрд. немецких марок, из которых 14,2 (то есть менее половины) поступило из бюджета ЕС. Средний размер дотаций на одного работающего - 57 тыс. немецких марок - превышает самостоятельно заработанный доход, то есть дотации составляют более половины в доходах фермеров.

К середине 1970-х годов доходы крестьян в Западной Германии сблизились с общим уровнем дохода, но потом стагнировали при продолжающемся росте в других отраслях. Причиной тому явились выявившиеся недостатки ОАП, в частности, большие излишки, приведшие к снижению цен. В сравнении с другими европейскими странами немецкие фермеры имеют лишь средний уровень доходов. Одна из причин такого положения - небольшие размеры хозяйств, обуславливающие более низкую эффективность. В 1998 году доход на одно сельскохозяйственное предприятие Германии составил 53 475 немецких марки (1997/98 - 57 668 нем. марок), то есть происходит явное снижение доходов по сравнению с другими аналогичными группам работающих в других отраслях.

Значение сельского хозяйства как источника существования также снижается - свыше половины всех предприятий, на которые приходится 25 % сельскохозяйственных земель, получают более 50 % своего дохода не от сельского хозяйства.

Говоря о перспективах развития Общей аграрной политики и ее влиянии на экономику Германии и Дании, следует отметить, что главной темой на переговорах в рамках ГАТТ долгое время был спор между ЕС и США. После аграрной реформы ЕС, которая выполнила важные требования, в первую очередь, со стороны США, в ноябре 1992 года удалось подписать так называемое «блэрхаузовское» соглашение, в результате которого ЕС на переговорах в рамках ГАТТ удалось впервые закрепить в договорном порядке самостоятельную европейскую аграрную политику. Официальные источники правительства ФРГ характеризуют это таким образом: «Новый договор ГАТТ создает надежные рамки для развития сельского хозяйства и после 2000 года... Подписание договора ГАТТ, которого настоятельно добивалось правительство ФРГ, имеет большое значение для развития экономики и сельского хозяйства Германии».

Как утверждает правительство ФРГ со ссылкой на ОЭСР, аграрная поддержка в Японии составляет 66 процентов от стоимости сельхозпродукции, в Канаде - 45, в США - 30, а в ЕС - 49 процентов. Таким образом, сельское хозяйство поддерживают все. В результате Уругвайского раунда в 1993 г. члены ГАТТ обязались уменьшить аграрные субсидии на 20 %, однако между ними продолжается спор относительно общей величины дотаций ввиду отсутствия единого подхода к их исчислению.

Официальная позиция датского министерства иностранных дел такова, что соглашения в рамках ГАТТ/ВТО 2000 года, цель которых - постепенно отказаться от поддержания мировых рыночных цен на сельхозпродукцию на определенном уровне, обеспечивают собой существенные преимущества для экспортоориентированного сельского хозяйства Дании.

В правительстве ФРГ считают, что «более сильная ориентация на рынок и экологию, являющаяся частью реформы Общей аграрной политики, открывает перед ЕС больший простор в переговорах в рамках ВТО и позволяет занимать наступательные позиции.

Подводя итог, можно констатировать, что проведение Общей аграрной политики оказало положительное влияние на развитие сельского хозяйства Германии и Дании, стабилизировало аграрный рынок, обеспечило повышение доходов фермеров этих стран, устойчивое предложение продуктов питания для потребителей и достижение самообеспечения по многим Е.идам продовольствия. ОАП является одним из самых важных аспектов участия Дании в европейской экономической интеграции и имеет для экономики этой страны существенно большее значение, чем для экономики Германии. Создание единого рынка сельскохозяйственной продукции позволило Дании значительно увеличить экспортный потенциал этой отрасли. Для Германии ОАП стало решением вопроса обеспечения социально-экономической стабильности в аграрных регионах страны, и Германия в большей степени, чем Дания, готова стимулировать реформы в этой сфере единой политики ЕС для снижения ее доли в расходах Европейского Союза.


Иевлев Алексей Владимирович



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Развитие европейской интеграционной политики Германии и Дании: цели и принципы
Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС
Проблема выбора приоритета государственной экономической политики в отношении валютного курса
Тенденции экономики Германии в современных условиях
Процесс принятия решений в современной государственной европейской политике Германии и Дании
Вернуться к списку публикаций