2012-01-15 15:05:08
ГлавнаяМировая экономика — Влияние общей аграрной политики ЕС на развитие сельского хозяйства Германии и Дании



Влияние общей аграрной политики ЕС на развитие сельского хозяйства Германии и Дании


В 1996 г. из приблизительно полумиллиона фермерских хозяйств Германии около 90% находились в старых землях. Средний размер немецких хозяйств меньше, чем во Франции и Великобритании, и хотя в ФРГ наблюдается тенденция к укрупнению их размеров, это остается фактором, снижающим эффективность немецкого сельского хозяйства по сравнению с европейскими конкурентами.

Аналогичные тенденции прослеживается и в Дании, где число хозяйств сокращается, их средний размер растет, а количество занятых снижается как в абсолютном, так и в относительном исчислении. В конце 1990-х годов в первичном сельском хозяйстве Дании было занято около 4 % всех трудовых ресурсов страны, при этом в отдельных регионах западной части страны доля занятых в аграрном секторе достигает 7-10 % трудовых ресурсов.

Однако нельзя забывать, что в этих странах существует также индустрия обработки сельскохозяйственных товаров. Так, в Германии в этом секторе заняты свыше 900 тыс. человек, каждое восьмое рабочее место прямо или косвенно зависит от сельского хозяйства. Датское сельское хозяйство обеспечивает работой около 7 % трудового населения, включая перерабатывающую промышленность (скотобойни, молочные заводы), а с учетом сопутствующих услуг, таких как поставки, перевозки, - около 9%.

Основным достижением ОАП можно считать заметное увеличение объема сельскохозяйственного производства и обеспечение стабильного высокого уровня предложения сельхозпродукции. Так, в Германии производство продуктов питания за 30 лет удвоилось. Производительность труда выросла за этот период в 5,5 раз при общем росте производительности труда в экономике 3,5 раза, хотя в целом она ниже, чем в производстве.

Физический объем сельскохозяйственного производства Дании находится сейчас на самом высоком уровне за всю историю - с 1970 г. он вырос на 45 %, хотя объем продаж и добавленная стоимость снижается (см. табл. 3).


Таблица 3

Динамика отдельных показателей сельского хозяйства Дании в 1997 и 1999 гг., млн. датских крон


 

1997

1999

Объем продаж

58 396

50 972

Добавленная стоимость

23 545

17 800

Субсидии на продукцию

4 675

4 302

Субсидии на производство

1 013

1 368


В 1960-е годы перед большинством государств Европы стояла проблема самообеспечения продовольствием, поэтому были необходимы государственные гарантии для развития сельскохозяйственного производства. В результате политики поддержки сельского хозяйства и во многом благодаря Общей аграрной политике Европейского Экономического Сообщества уже в 1970-е гг. порог самообеспечения был пройден, и по отдельным видам сельхозпродукции наблюдается перепроизводство.

Немецкие потребители действительно обеспечены весьма разнообразным ассортиментом высококачественных продуктов питания, самообеспеченность ФРГ продовольствием постоянно растет и, например, по злакам в 1996 г. превысила 100%. По совокупности продуктов питания уровень самообеспеченности Германии составляет 93 %.

В результате, такая цель ОАП, как обеспечение устойчивого предложения можно считать достигнутыми.

Отчасти это относится и к росту производительности труда - еще одной цели ОАП. Необходимо отметить, что она в европейском аграрном секторе действительно выросла, однако и здесь налицо значительные колебания: 75 % производителей обеспечивали лишь 25 % производства. При значительном уменьшении количества занятых в сельском хозяйстве производительность труда в 1960-70-е гт. росла ежегодно примерно в 2 раза быстрее, чем в промышленности. В целом по ЕС 8,2 % занятых в сельском хозяйстве обеспечивают 4,5 % ВВП. Добавленная стоимость на одного работника ФРГ увеличилась в 1960-1978 гг. с 5 962 до 16 822 немецких марок (однако тот же показатель в материальном производстве вырос с 17 366 до 37 519 немецких марок). Рост производительности труда в немецком сельском хозяйстве можно также проиллюстрировать такими цифрами: урожайность пшеницы с га земли выросла по сравнению с 1950 г. более чем в два раза, аналогично увеличилась удойность коров. Теперь один крестьянин кормит 124 человека, в то время как в 1950 г. он мог прокормить лишь 10 человек.

Добавленная стоимость, созданная в 1998/99 гг. в сельском хозяйстве (за вычетом затрат на технику и проч.) равнялась 32,477 млрд. немецких марок (уменьшение по сравнению с предыдущим годом на 4,2 %). За минусом налогов и прямых субсидий это составило всего лишь 20,9 млрд. марок (чистая добавленная стоимость), т.е. сумма налогов и субсидий равнялась более чем 10 млрд. марок. В расчете на одного работника это соответствует 32 922 маркам в 1998/99 гг. и 34 463 маркам в 1997/98 гг. Таким образом, очевидно снижение добавленной стоимости, производимой этим сектором.

В то же время в Дании реализация ОАП обеспечила значительный экономический подъем, который стал возможен во многом благодаря резкому скачку инвестиций в сельское хозяйство, наблюдавшемуся в период после вступления Дании в ЕС в 1973 г., что привело к стабилизации доли сельского хозяйства в ВВП. Однако это позволило отложить структурные изменения в сельскохозяйственном секторе, что в долгосрочном плане нельзя признать выгодным для Дании с экономической точки зрения, учитывая возможности использования факторов производства в промышленности и сфере услуг с большей рентабельностью.

Много споров вызывает такая цель ОАП, как обеспечение достойного уровня жизни для занятых в сельском хозяйстве, в особенности через повышение их индивидуальных доходов. Очевидно, что во многом это достигается за счет субсидий. Проблема перепроизводства и неэффективного расходования средств на гарантированные платежи требует продолжения реформы ОАП, которая началась в 1980-х годах и продолжается в настоящее время. В частности были введены квоты на производство молока и сахара, за превышение которых страны выплачивают штрафы. Реформа ОАП от 1992 г., подкрепленная решениями Европейского Совета в рамках «Повестки 2000», предусматривает различные меры по дальнейшему ограничению объемов производства и отходу от поддержания рыночных цен в пользу более адресной поддержки фермерских хозяйств.

Несмотря на проведение Общей аграрной политики, некоторые важные полномочия оставлены странам-членам. Тут ЕС устанавливает рамки, но содержанием их наполняют национальные государства. Это касается, прежде всего, экологической и - в ограниченной степени - структурной политики в сельском хозяйстве, а также социальной защиты фермеров.

Правительство Германии активно воздействует на развитие современного национального сельского хозяйства, финансовая помощь новым землям на эти цели только за период с 1990 по 1995 гг. составила 17,4 млрд. марок. Структурные реформы, которые, хотя и по-разному, проводятся в обеих частях Германии, сопровождается созданием новых рабочих мест вне сельского хозяйства, помощью в переквалификации, выплатами социальных компенсаций.

Политика поддержки сельского хозяйства базируется на законе Федеративной Республики Германия «О сельском хозяйстве» от 1955 г., главной идеей которого является повышение социального положения и доходов в сельском хозяйстве. Статья 91-а Основного закона ФРГ также относит улучшение аграрной структуры к задачам, имеющим значение для всей национальной общности. До сих пор вопрос развития сельского хозяйства остается в центре внимания в Германии, несмотря на очень небольшую долю этого сектора в ВВП страны. Так, система социального страхования для крестьян и их семей была создана и расширена только в последние десятилетия.

Государство поддерживает сельскую систему социального обеспечения, так как крестьянин самостоятельно не в состоянии выдержать бремя страховых взносов. В 1998 г. система финансировалась на 40 % за счет средств фермеров и на 60 % за счет средств федерации.

Особые средства выделяются на развитие предприятий в регионах с неблагоприятными природно-климатическим условиями, в которых сельское хозяйство является важным экономическим и социальным фактором.

Что касается Восточных земель, то по утверждению официальных источников, процесс реструктуризации и подготовки сельского хозяйства в Восточных землях к условиям ЕС был завершен к 2000 г.

В Дании государство также активно влияет на развитие сельского хозяйства. Например, традиционно поддерживая конкуренцию, датские законы запрещали объединение фермерских хозяйств, чтобы сохранить как можно больше самостоятельных хозяйств. Лишь в конце 1960-х гг. в условиях возрастающей конкуренции со стороны европейских и американских производителей было разрешено объединение. С другой стороны, пристальное внимание к экологическим проблемам заставило власти предъявлять более серьезные требования к ведению фермерских хозяйств, размер которых превышает 10 га, - каждый год они должны представлять на одобрение Министерства сельского хозяйства план севооборота и использования удобрений. Это свидетельствует о высокой степени регулирования сельского хозяйства Дании не только со стороны органов ЕС, но и со стороны национальных властей.

Для рассмотрения эффекта Общей аграрной политики на национальную политику в этой сфере Б.Май оценивает, насколько платежи из бюджета ЕС заменили расходы федерального бюджета (см. табл. 4). Он исходит из гипотетического предположения о том, что при отсутствии Общей аграрной политики ЕС Германия регулировала бы эту сферу самостоятельно, и доля расходов на сельское хозяйство в федеральном бюджете сохранилась бы на уровне 1958-70 гг.

В относительном объеме расходы на сельское хозяйство в бюджете ФРГ сократились, однако значительная часть этого сокращения была замещена выплатами ЕС. В целом этот процесс можно рассматривать как обеспечивший значительную экономию средств бюджету ФРГ, передавшей значительную часть полномочий, а с ними и расходов на наднациональный уровень. Вместе с тем этот факт можно рассматривать и с точки зрения общего благосостояния государства. При таком подходе можно сделать вывод о том, что доход национального аграрного сектора в виде прямых дотаций и субсидий уменьшился относительно роста государственного бюджета.


Таблица 4

Федеральный бюджет ФРГ. Фактические и гипотетические расходы на сельское хозяйство в 1970-80 гг.


Год

Федеральный бюджет ФРГ

Фактические расходы на с/х в бюджете ФРГ

Гипотетические расходы на сельское хозяйство (8,5% бюджета)

Выплаты в рамках ОАП

 

млрд. нем. марок

млрд. нем. марок

%

млрд. нем. марок

млрд. нем. марок

1970

90,9

7,7

8,5%

-

-

1972

109,0

4,5

4,1%

9,3 .

1,9

1974

136,4

5,4

3,9%

11,6

2,2

1976

164,0

5,5

3,3%

13,9

2,7

1978

188,7

6,2

3,3%

16,0

4,0

1980

214,5

6,6

3,1%

18,2

7,3


Благодаря национальной и (в гораздо большей степени) наднациональной политике в сфере сельского хозяйства были обеспечены возможности для активного развития внешней торговли стран ЕС продукцией сельского хозяйства.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Модель Манделла-Флеминга для страны с крупной экономикой
Институциональная основа, принципы и функции ВТО
Проблема выбора приоритета государственной экономической политики в отношении валютного курса
Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов
Процесс принятия решений в современной государственной европейской политике Германии и Дании
Вернуться к списку публикаций