2012-01-15 15:05:08
ГлавнаяМировая экономика — Влияние общей аграрной политики ЕС на развитие сельского хозяйства Германии и Дании



Влияние общей аграрной политики ЕС на развитие сельского хозяйства Германии и Дании


Общая аграрная политика стран (ОАП) ЕЭС/ЕС проводится с 1962 года и представляет собой одну из самых развитых и важных областей единой политики. На цели осуществления ОАП выделяется большая часть бюджетных средств Союза, и от ее реализации зависят экономические субъекты многих стран ЕС.

Из таблицы 1 видно, что в настоящее время крупнейшим получателем гарантийных платежей Сельскохозяйственного фонда является Франция, на которую приходится 23,57 % от общего объема средств, выделяемых на эти цели. Ее доля существенно превышает доли других крупных реципиентов - Германии (14,57%), Испании (13,18%) и Италии (11,76%). В абсолютном исчислении Дания находится лишь на девятом месте, но, как отмечалось выше, эти средства составили 83 % всех полученных Данией переводов из бюджета ЕС, в то время как у Германии на гарантийные выплаты приходится немногим более половины получаемых средств.

В рамках структурной части Общей аграрной политики крупнейшими получателями являются Испания (29,25 % всех средств на эти цели) и Франция (16,37 %). Как и ранее, через структурную часть Сельскохозяйственного фонда, которая носит название «Управление», распределяются незначительные по сравнению с гарантированными платежами суммы, однако это направление приобретает все большую актуальность, и, возможно, в ближайшем будущем будет представлять более значительную часть расходов единого бюджета.

По совокупности полученных в рамках осуществления ОАП средств абсолютным лидером является Франция (более 10 млрд. евро), Германия (6,4 млрд. евро) стоит на третьем месте, лишь немного уступая Испании (6,5 млрд. евро), а совокупная выгода для Дании составила в 1999 г. 1,3 млрд. евро.

Проанализировав таблицу 1 и таблицу 2 можно сделать ряд выводов: с одной стороны, доля Германии и Дании в совокупном производстве аграрной продукции ЕС снизилась вследствие расширения Союза, с другой стороны, Германия и Дания, равно как и ряд других стран, получают гарантийные платежи в размере, превышающем их долю в совокупном аграрном производстве ЕС. Это относится ко всем крупным странам ЕС за исключением Италии.


Таблица 1

Платежи в рамках Общей аграрной политики по странам-получателям, 1999 г.


Страна

Гарантийные платежи

Структурная политика

млн. евро

%

%

млн. евро

%

%

1

2

3

4

5

6

Бельгия

1 004,0

2,52

54,82

52,5

1,21

2,87

Дания

1 258,3

3,16

82,96

46,9

1,08

3,09

Германия

5 793,3

14,57

58,80

572,6

13,18

5,81

Греция

2 573,3

6,47

51,38

408,6

9,40

8,16

Испания

5 243,0

13,18

40,54

1271,3

29,25

9,83

Франция

9 445,9

23,75

73,48

711,5

16,37

5,53

Ирландия

1 723,5

4,33

59,71

113,6

2,61

3,94

Италия

4 675,1

11,76

52,10

393,6

9,06

4,39

Люксембург

24,8

0,06

26,58

6,6

0,15

7,07

Нидерланды

1 301,5

3,27

74,76

10,5

0,24

0,60

Австрия

844,4

2,12

68,87

118,2

2,72

9,64

Португалия

653,9

1,64

16,65

431

9,92

10,97

Финляндия

560,0

1,41

61,20

58,4

1,34

6,38

Швеция

734,8

1,85

64,09

40,1

0,92

3,50

Великобритания

3 933,7

9,89

67,82

110,5

2,54

1,91

ЕС-15

39 769,9

100,00

56,25

4345,9

100,00

6,15


При анализе влияния ОАП на экономику исследуемых стран необходимо учитывать социальную значимость аграрного сектора. Так, для Германии на долю сельского хозяйства в 1999 г. приходилось 2,6% рабочей силы при доле сектора в ВВП 1,2%. Доля занятых в сельском хозяйстве Дании составила 3,6 % при доле этого сектора в ВВП - 2,8 %. Такая разница объясняется более низкой производительностью труда в сельском хозяйстве по сравнению с большинством других отраслей национального хозяйства. Ведь, например, в промышленном секторе экономики Дании занято 17,4% работающих, то есть меньше, чем его доля в создании ВВП - 20,0 %.


Таблица 2

Доля стран в производстве сельхозпродукции ЕС, в процентах


 

1979

1997

Франция

28,2

19,6

Италия

20,7

18,8

Великобритания

11,8

11,5

Германия

20,6

11,2

Испания

-

11,2

Нидерланды

8,4

6,4

Греция

-

5,5

Дания

4,7

2,9

Финляндия

-

2,6

Швеция

-

2,5

Португалия

-

2,4

Ирландия

2,4

2,1

Австрия

-

1,8

Бельгия

3,8

1,7

Люксембург

0,1

0,1

Всего

100,0

100,0


Что касается достижения целей, поставленных в Договоре, то очевидно некоторое противоречие между задачами повышения доходов фермеров и обеспечения умеренных цен для потребителей. В Германии и Дании эта проблема решается через политику как самих государств, так и ЕС, направленную на уменьшение численности данной социальной группы. За период с 1949 г. по 1999 г. число сельскохозяйственных предприятий ФРГ сократилось на полтора миллиона и составило 434 тыс. Если в 1950 году на фермерских хозяйствах постоянно работали 3,9 млн. человек, то в 1999 г. - 1,32 млн. чел. Соответственно снизилась их доля в работающем населении ФРГ с 25 % до менее 3 %. Следует отметить значительное падение числа занятых в аграрном секторе в Восточных землях после объединения Германии вследствие рационализации и закрытия предприятий, что привело к высокому уровню безработицы в этих регионах.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Подходы к решению проблем устойчивого мирового развития в деятельности ЭКОСОС
Глобалистика, глобализм и глобализация
Принципы территориального развития компании, выходящей на мировые рынки
Мировая экономика и международные экономические отношения
Формирование единого бюджета ЕС и его использование для проведения региональной и социальной политики ЕС в Германии и Дании
Вернуться к списку публикаций