2012-01-15 14:31:05
ГлавнаяМировая экономика — Развитие европейской интеграционной политики Германии и Дании: цели и принципы



Развитие европейской интеграционной политики Германии и Дании: цели и принципы


Для структуры принятия решений о датском рынке труда главным является то, что решения должны быть результатом соглашения между партнерами по рынку труда. В соответствии с просьбой Дании в Маастрихтские соглашения было введено положение, что решения ЕС о рынке труда могут осуществляться через коллективные соглашения, де-факто допуская этим освобождение Дании от регулирования рынка труда законодательно. Если бы компетенция принятия решений о рынке труда перешла от партнеров по рынку труда к правительству, это угрожало бы самим основам сильного профсоюзного движения в Дании.

Электорат в целом и влиятельные группы интересов сдвинулись в сторону более позитивного отношения к европейской интеграции, что, в свою очередь, позволило влиятельным политикам проводить более позитивную политику в ЕС. Экономическая идеология благоприятствовала свободной рыночной экономике и, таким образом, также политике, проводимой ЕС с начала 1980-х годов.

Бизнес-сообщество стало более позитивно относиться к ЕС, так как реформы, продвигаемые ЕС в ряде областей, пошли на пользу интересам бизнеса, а перемены, принесенные созданием единого рынка, стали политически популярны, поскольку привели к заметному повышению уровня жизни, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Ряд профессиональных ассоциаций выпустили доклады по специальной тематике ЕС. Общим в этих докладах была поддержка предложенных ЕС политических инициатив. Одним из примеров является позитивное отношение, с которым Ассоциация датских банкиров отнеслась к введению единой валюты.

Необходимость адаптироваться к единому рынку часто использовалась для оправдания изменений в стратегии компаний во второй половине 1980-х годов. Одним из примеров являются слияния датских банков в 1989 г., в результате чего финансовый сектор Дании стал наиболее концентрированным в Европе, которые оправдывались необходимостью реструктуризации перед лицом жесткой конкуренции со стороны зарубежных банков.

Так называемое «государство всеобщего благосостояния» стало объектом все усиливающихся нападок в ходе экономических дискуссий уже в начале 1970-х годов, и уменьшение высоких предельных ставок подоходного налога все в большей степени становилось вопросом экономической политики. Бизнес- сообщество может видеть в ЕС и, в особенности, в конкуренции, создаваемой единым рынком, инструмент, который оказывает давление на влиятельных датских политиков, от которых зависит принятие решений, в сторону осуществления реформ для уменьшения регуляционного бремени, лежащего на датских предприятиях, и вынуждает этих политиков повышать конкурентоспособность датского бизнеса путем снижения трудовых затрат, то есть путем снижения налогового бремени.

Перемены в финансовом регулировании привели к общему снижению стандартов регулирования: требования в отношении кредитоспособности, заложенные в законодательстве ЕС, более мягки, чем требования к кредитоспособности в прежнем датском законодательстве. Перемены в требованиях к кредитоспособности, произошедшие благодаря законодательству ЕС, были политически своевременны, так как датские финансовые учреждения терпели весьма значительные потери. Если бы требования ЕС не привели к уменьшению капитала, необходимого для финансовых учреждений, правительство должно было бы для поддержки финансового сектора, как и в других странах Скандинавии, осуществить инъекции капитала и вынудить слияния и поглощения в значительной части датского финансового сектора. Таким образом, введение правил ЕС дало ему возможность избежать некоторых трудных политических решений.

Не было сделано попыток со стороны следующих друг за другом датских правительств для блокирования изменений или освобождения Дании от предлагаемых положений законодательства ЕС, которые могли быть вредными для специфических датских интересов.

Влиятельные датские политики постоянно упирали на существенные последствия, которые проистекают из членства в ЕС, а перспективы двухуровневой Европы, в которой Дании будет предоставлен статус второго класса, во многих случаях оценивали как весьма рискованные.

Принятие социальной хартии в 1989 г. продемонстрировало, что ЕС может быть использован не только для продвижения интересов бизнес-сообщества, но также и для социальной защиты. Предыдущие опасения правящих кругов о том, что единый рынок снизит социальные стандарты, оказались неоправданными.

Официальная позиция гласит, что развитие ЕС в основном соответствует интересам Дании. Старые приоритеты, такие, как расширение, близки к тому, чтобы стать реальностью. Другие и новые приоритеты, такие, как создание государства всеобщего благосостояния, обеспечение безопасности граждан, неуклонное развитие и демократическая легитимизация ЕС, в настоящее время согласованы как высшая приоритетность.

Отказ от сотрудничества может создать впечатление о Дании как о стране, которая не стремится участвовать в работе ЕС. Это оказывает воздействие на общее положение Дании и может уменьшить датское влияние на общее развитие ЕС.

Это подчеркивает, как важно, чтобы Дания использовала существующие возможности и активно продвигала датские интересы и точки зрения в тех областях, в которых не имеют место отказы от сотрудничества, и где влияние Дании поэтому больше.

Дания имеет существенные интересы и пока сохраняет влияние в следующих областях:

- общая сельскохозяйственная политика (ОАП) и ее реформа;

- реформы в общей политике по рыболовству;

- вопросы, касающиеся Северной Европы.

В то же время Дания теряет влияние по другим вопросам, касающимся ее интересов, и в этих областях (напр., валютная интеграция) Дания сталкивается с реальными и ощутимыми проблемами.

Правительство Дании отклоняет идею Соединенных Штатов Европы, заменяющих национальные государства, утверждая, что это нереалистическая перспектива, и нет серьезных политических сил в Европе, которые являются сторонниками такого развития.

Также соответствует интересам Дании ее расположение в центре Европы. Это дает хорошие возможности для продвижения датских приоритетов и для оказания влияния в других сферах датских интересов. Поэтому правительство Дании намерено следовать активному подходу в тех областях, где Дания и датчане имеют специфические интересы. Будущее Дании находится в Европе и в ЕС, поэтому только естественно, что Дания должна принять на себя свою долю ответственности.

Планируемое расширение ЕС на Восток усугубляет потребность в новой общей сельскохозяйственной политике. Правительство Дании нацелено на амбициозные реформы. Процесс реформирования не должен создавать трудности для соблюдения графика расширения.

Правительство Дании хочет, чтобы в ЕС присутствовали прогрессивные силы, которые обеспечивали бы учет и других соображений, помимо финансовых и экономических. Чисто рыночные факторы должны сдерживаться, так как есть необходимость в непрерывном социальном, экономическом и экологическом развитии Дании, Европы и в глобальном масштабе.

Глобальная экономическая, политическая и культурная интернационализация в период после Второй мировой войны, особенно параллельно с экономической интеграцией Европы оказало серьезное влияние на датскую внешнюю политику и участие Дании в международном сотрудничестве.

Датская внешняя политика нацелена на то, чтобы обеспечить безопасность страны путем установления максимально высокого уровня экономического благосостояния и продвижения датских стандартов в сфере экономического и социально-политического сотрудничества. Межгосударственные отношения Дании можно рассматривать в четырех плоскостях: «глобальный» круг характеризуется взаимодействием в рамках организаций ООН, глобальной экономической интеграцией; «атлантический» круг тесно зависит от отношений с США в области политики безопасности; европейский круг определяется развитием в рамках ЕС; последним кругом являются тесные связи со странами Северной Европы (Северный Совет) и Прибалтийскими государствами.

Во время «холодной войны» предпринимались попытки сохранить баланс в датской внешней политике между отношениями с США через НАТО, членством в ЕС и активным участием в деятельности ООН и международном сотрудничестве с развивающимися странами. Таким образом, четырьмя краеугольными камнями датской внешней политики являлись НАТО, ЕС, ООН, Северный Совет. Однако эта политика баланса была заменена ориентацией на Европейский Союз, хотя Дания во все более возрастающей степени становится активным малым государством, реализующим собственные инициативы, иногда вне рамок ЕС.

ЕС является самым важным элементом внешней политики Дании. Окончание «холодной войны» и объединение Германии усилили эту тенденцию. Одновременно Германия стала центральным партнером Дании во внешней политике. Непосредственная угроза безопасности территории-Дании исчезла, и в то же время географическое положение Дании вблизи Прибалтийских государств и Польши, с одной стороны, и скандинавских и других западноевропейских стран, с другой стороны, дало толчок активной политике Дании, направленной на расширение ЕС за счет Прибалтийских государств.

Северная Европа была и остается важным идеологическим партнером Дании по сотрудничеству в рамках Северного Совета и с новым Балтийским Советом. Широкая общность культурных традиций, Северный паспортный союз и свобода передвижения рабочий силы внутри него создали тесные связи между Данией и другими странами Северной Европы. Одна из основных задач датской внешней политики - соединить это сообщество с ее европейской политикой. После вступления Швеции и Финляндии в ЕС Дания более не является единственной страной Северной Европы, входящей в ЕС; в то же время Норвегия, Исландия, Гренландия и Фарерские острова остаются вне ЕС. Сегодняшнее сотрудничество стран Северной Европы четко сосредоточено на вступлении Прибалтийских стран в ЕС.

Особенности интеграционной политики Германии и Дании обусловлены, как общими для их групп стран признаками, так и специфическими факторами, характерными только для конкретной страны.

Дания придает большое значение сохранению национального суверенитета и открыто протестует против шагов, ведущих к ущемлению датских экономических интересов. В рамках интеграционной группировки, развитой столь многогранно как ЕС, возможности осуществления независимой экономической политики ограничены, однако можно утверждать, что экономическая безопасность страны не страдает, так как Европейский Союз предусматривает процедуры согласования и координации экономической политики и развивается в сторону еще большей кооперации в этой сфере.

Основные различия между Данией и Германией очевидны: Германия является создателем первых институтов европейской интеграции, а Дания предпочла менее связующий торговый режим в рамках ЕАСТ и лишь спустя 16 лет присоединилась к ЕС. Германия играет ведущую роль в такой важной области экономической интеграции, как единая валюта в то время, как Дания осталась вне этой стадии.

Европейский Союз демонстрирует гибкость в вопросе национального суверенитета, предоставив Дании существенные исключения из Договоров в силу осторожной позиции Дании по вопросу проведения единой валютной, оборонной, внешней и внутренней политики.


Иевлев Алексей Владимирович



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Направления совершенствования деятельности ЭКОСОС в целях устойчивого развития
Формирование единого бюджета ЕС и его использование для проведения региональной и социальной политики ЕС в Германии и Дании
Влияние глобализации на внешнеэкономические связи Германии
Свободные экономические зоны - международный опыт
Проблема выбора приоритета государственной экономической политики в отношении валютного курса
Вернуться к списку публикаций