2012-01-15 14:31:05
ГлавнаяМировая экономика — Развитие европейской интеграционной политики Германии и Дании: цели и принципы



Развитие европейской интеграционной политики Германии и Дании: цели и принципы


Высшей точкой этого развития стала выработка в октябре 1990 г. совместной позиции партий парламента для переговоров на межправительственной конференции по институциональным реформам. Датский меморандум призывал к распространению влияния ЕС на новые сферы, такие как здравоохранение, образование и культура. Дания поддержала сотрудничество в новых областях экономики, в частности в социальной политике и в рамках Экономического и Валютного Союза. В некоторых вопросах, в частности в сфере образования, Дания выдвинула более смелые позиции, чем Германия - признанный лидер в стимулировании интеграции. Сам Маастрихтский Договор был принят датским парламентом при 130 голосах «за» и лишь 25 «против».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Дания, или, по крайней мере, ее политическая и деловая элита, в условиях позитивного воздействия интеграционных процессов на экономическое развитие страны, были готовы к расширению сфер компетенции ЕС как наднационального образования с целью распространения экономических выгод на ряд других сфер внешней и внутренней политики, а также для закрепления достигнутого выгодного положения.

Однако неожиданный результат общенационального референдума 18 мая 1993 г. заставил политиков вновь пересмотреть свои позиции: Маастрихтский Договор, хотя и с небольшим перевесом, был отвергнут большинством населения.

Политику Дании после Маастрихта можно охарактеризовать как более осторожную. Хотя политические лидеры и выразили позитивное отношение к созданию Экономического и Валютного Союза, правительство твердо следовало исключениям, записанным в Эдинбургском Соглашении от декабря 1992 года, предусматривающем право Дании не участвовать в ЭВС, а также в общей внешней политике и политике безопасности, в общей политике в области внутренних дел и юстиции.

В отличие от датской политики до 1986 г. прежний акцент на сотрудничество исключительно в экономической сфере сменился многократными заявлениями правительства о том, что основная задача ЕС - поддержание мира. Это было подчеркнуто премьер-министром Дании в октябре 1992 г. на выступлении в парламенте, где он использовал события в бывшей Югославии и валютный кризис для объяснения значимости интеграционных процессов в Европе.

Поиск обоснования политики, проводимой Данией в отношении европейской интеграции, наводит на мысль о влиянии лидеров интеграционной группировки, в частности, Германии, и крупного национального капитала, который традиционно выступает за усиление экономических связей и устранение барьеров для осуществления бизнеса. В любом случае в основе лежат экономические факторы. Правительство будет готово к интеграции, только если ее выгоды перевешивают -издержки. Усиление европейского экономического сотрудничества объясняется большей степенью экономической взаимозависимости. Желание передать часть полномочий на наднациональный уровень можно объяснить возможностью более эффективного решения социальных проблем. В этой связи следует отметить противоречие между политикой, основанной на национальном государстве, и возрастающей неспособностью национальных государств оказывать реальное влияние на экономические процессы вследствие высокой взаимозависимости социальных и экономических процессов, происходящих в государствах ЕС.

Ф. Оструп утверждает, что датская европейская политика после 1980-х годов характеризуется парадоксальной проевропейской позицией при снижении выгод, получаемых от интеграции. Однако такой подход представляется излишне упрощенным в силу двух причин.

Во-первых, как показал анализ, Дания получила значительные экономические выгоды для агарного сектора и экспорта продукции обрабатывающей промышленности, и их снижение не означает исчезновения этих выгод, а говорит лишь о наступлении другого периода в европейской экономической интеграции, главным образом, вследствие расширения ЕС и изменения расстановки сил в международных экономических отношениях.

Во-вторых, нельзя согласиться с Ф. Острупом, который ссылается, в основном, на относительное снижение важности сельского хозяйства и промышленности в датской экономике. Ведь ЕС распространяет свое влияние и на другие сферы, такие как сфера услуг, при сохраняющемся влиянии на торговлю товарами, в которой доля ЕС составляет более 20 процентов ВВП Дании. В конце концов, снижение получаемых от ЕС выгод, очевидное сейчас, выявилось не сразу, а через какое-то время, то есть в этом случае можно говорить лишь об инерционности в датской политике.

Основной целью влиятельных датских политиков было согласование запросов со стороны внешнего окружения (партнеров по ЕС) и запросов со стороны электората и влиятельных групп - носителей конкретных интересов. В данном разделе рассматриваются различные стратегии, которые были использованы в политике Дании в отношении ЕС во избежание подобного конфликта. Можно указать на две стратегии:

- избежание споров по относящимся к ЕС вопросам и акцент на позитивных аспектах европейского сотрудничества;

- привнесение в ЕС политических целей, которые были бы приемлемы для всех.

Дискуссии относительно ЕС в Дании в высокой степени политизированы, и сильное антиевропейское движение с призывами о выходе Дании из ЕС играло существенную роль в датской европейской политике начиная с референдума 1972 г. Некоторые политические партии желали избежать дискуссий по европейским вопросам, поскольку в отношении Европы внутри партий имели место расхождения мнений.

Внутриполитические причины могли парадоксально привести к проведению более проевропейской политики - желание избежать дискуссий по европейским вопросам, возможно, побудило датское правительство быстрее принять предлагаемые ЕС инициативы, а не идти на конфронтацию, которая, в свою очередь, могла привести к внутренним дискуссиям в Дании.

Один из примеров преднамеренных попыток избежать дискуссий по европейской тематике может быть найден в датской политике в отношении либерализации капиталов в 1988 г., когда намерение правительства Дании ввести либерализацию капиталов в одностороннем порядке было выражено еще до принятия директивы ЕС, что позволило избежать впечатления, что устранение ограничений по капиталам имело место под давлением ЕС.

Главным пунктом политики Дании относительно ЕС является то, что Союз должен предпринять более интенсивные попытки увеличения занятости. В меморандуме правительства о политике Дании перед Маастрихтскими переговорами подчеркивалось, что высокая занятость должна являться приоритетом среди целей экономической политики ЕС, а в меморандуме правительства перед заключением Амстердамского договора предлагалось, чтобы в договор был включен специальный раздел по занятости, что и было сделано.

Начиная с 1986 г. охрана окружающей среды все в большей степени становилась другой важной задачей датской политики. Премьер-министр Дании П.Н. Расмуссен подчеркнул во вступительной речи в Фолькетинге в октябре 1993 г., что он убеждал другие страны - члены ЕС в том, что потребности внутреннего рынка не должны преобладать над потребностями охраны окружающей среды.

В качестве причины того, почему датская экономическая политика в отношении ЕС была позитивной, можно выдвинуть следующие. Во-первых, датское бизнес-сообщество усилило свою поддержку ЕС, считая ЕС инструментом сокращения расходов на поддержание государства всеобщего благосостояния. Во-вторых, инициативы ЕС относительно единого рынка и уменьшение нестабильности обменного курса получили большой идеологический резонанс. В-третьих, многие из мер по либерализации были политически популярны, так как вызывали повышение уровня жизни, по меньшей мере, в краткосрочной перспективе.

В современных условиях Европейский Союз определяется датскими официальными лицами как «ключевой элемент внешней политики Дании». На сегодняшний момент Германия является крупнейшим торговым партнером Дании, в том числе крупнейшим импортером датской сельскохозяйственной продукции. Это является дополнительным фактором, обуславливающим отношения Дании и Германии, которая, в рамках ЕС «стала основным внешнеполитическим партнером» Дании.

Ф. Оструп называет три причины, которые объясняют противоречие между скептическим отношением датчан к ЕС и проевропейской политикой Дании в 1980-90-х годах:

1. Датские политические деятели имели мало возможностей воздействия на решения, которые обсуждались в ЕС в общем плане, но могли уменьшить давление, исходящее из внешнего окружения, путем получения разного рода льгот;

2. Имели место изменения в настроениях электората в целом и, особенно, в кругах бизнес-элиты в сторону более позитивного отношения к европейской интеграции вследствие изменений в экономическом образе мышления и специальным преимуществам для бизнес-элиты;

3. Влиятельные политические деятели использовали особые средства нажима во взаимоотношениях с основными контрагентами чтобы проводить более позитивную политику по отношению к ЕС, чем у электората.

Есть некоторые свидетельства того, что датские политики могли воздействовать на принимаемые в ЕС решения. Например ввод статьи 100А в Единый европейский акт, которая оговаривает, что страна-член может поддерживать более высокий уровень защиты в отношении окружающей среды и условий труда, чем предусмотрено европейским законодательством.

Принятие Данией совместно обсуждаемых решений ЕС в ряде случаев стало возможным путем применения льгот. Одной из льгот является условие, заложенное в протоколе к Маастрихтским соглашениям, согласно которому иностранцам запрещено владеть загородными домами в Дании, введенное из-за опасения приобретения гражданами Германии больших земельных площадей в Дании. Другой льготой является условие, которое позволяет Дании оставаться вне европейского валютного союза. Кроме того, Дания получила освобождение датских строительных компаний от обязательного выполнения требования о кредитоспособности, заложенного в руководящих финансовых документах ЕС.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Европейская валютная интеграция
Межгосударственное регулирование как фактор эволюции мировой валютной системы
Некоторые аспекты сотрудничества России с МВФ
Глобалистика, глобализм и глобализация
Направления совершенствования деятельности ЭКОСОС в целях устойчивого развития
Вернуться к списку публикаций