2012-01-15 14:31:05
ГлавнаяМировая экономика — Развитие европейской интеграционной политики Германии и Дании: цели и принципы



Развитие европейской интеграционной политики Германии и Дании: цели и принципы


Приоритеты европейской политики Германии проявились при введении единой валюты, в котором эта страна сыграла решающую роль, ведь валютный союз без немецкого участия фактически был бы невозможен. Причины этого - объем немецкого народного хозяйства, доминирующее положение немецкой марки в Европейской валютной системе (ЕВС). Учитывая высокую символическую ценность, которую немцы связывали с немецкой маркой, во внешней политике Германии демонстративно подчеркивалась ее заинтересованность в европейской валютной политике. Так как большая часть населения Германии решительно отвергла введение евро, то правительство ФРГ особенно настойчиво настаивало на необходимости строгого соблюдения всеми участниками валютного союза критериев конвергенции, заложенных в Маастрихтском договоре. ФРГ была также главным инициатором Пакта о стабильности и развитии, который должен гарантировать хозяйственную и финансово-политическую дисциплину стран-участников и стабильность евро в валютном союзе.

Германия выступала согласно своим интересам в роли защитника кандидатов из Центральной и Восточной Европы на вступление в ЕС. Уже при расширении ЕС в 1995 г. речь шла о «центральной роли» и «создании необходимого момента» для того, чтобы сдвинуть «баланс Европы ... политически вновь в центр Европы» и такое центральное положение использовать «с большой выгодой». Поэтому неудивительно, что Германия и в переговорах о продвижения на Восток хочет создать необходимую динамику, хотя углубление ЕС идет нелегко. Согласно договорам, заключенным в Маастрихте и Амстердаме, ФРГ приняло обязательство по дальнейшему углублению межгосударственного и наднационального сотрудничества.

Германия заинтересована в стабилизации политических, экономических и социальных структур в странах, расположенных в непосредственной близости от ее границ. Однако такая позиция усложняет снижение размеров взносов Германии в бюджет ЕС. Трудность состоит в том, что ожидаемый странами- партнерами объем взноса ФРГ в дело финансирования расширения ЕС на Восток невозможен без поддержки европейского интеграционного проекта немецким населением. Дискуссии в Германии о нетто-платежах в ЕС и о стабильности евро показывают, что и в Германии готовность населения к дальнейшей передаче национального суверенитета и к принятию дополнительной финансовой нагрузки в рамках ЕС не может быть принята как само собой разумеющаяся.

Экономическая значимость ФРГ, сформировавшаяся в ЕС в 1970-80-х годах, объясняется огромным влиянием германского экспорта на рыночные процессы в ЕС. В настоящее время немецкий экспорт в восточноевропейские государства занял главенствующую позицию с огромным отрывом от других западных промышленных держав, и ФРГ стала для восточноевропейских государств важнейшим торговым партнером. Структурная гегемония была бы еще, более выраженной, если все «институциональные звенья, которыми располагали немцы благодаря своему членству в ЕС на Западе», существовали бы и на Востоке.

Примечательно, что немецкий экспорт на Восток показывает поступательную динамику. Прямые немецкие инвестиции в Восточной Европе составляли в 1995 г. уже 3 млрд. нем. марок и соответствовали размеру инвестиций в США. Торговля с Центральной и Восточной Европой составляла около 7 % общего объема немецкой торговли, почти такую же долю, как и торговля с США (7,8 %). Итак, Германия занимает в Центральной и Восточной Европе стратегические позиции на рынке.

Хотя скепсис по вопросу об углублении европейской интеграции, предубеждения против размера немецкого финансового взноса или критика решений Европейской Комиссии по нормализации немецкой политики существуют, европейская интеграция, как и прежде, является важным пунктом для ориентации и стабильности немецкой внешней политики. Европейская интеграция занимает особое место в Германии, что было подчеркнуто дополнительно в 1992 г. принятием новой редакции ст. 23 Конституции Германии. Здесь дано определение государственной цели: участвовать в «развитии Европейского Союза ... для создания единой Европы». Наряду с конституционно-правовым уточнением компетенций федерации и земель - участие в разработке правовых актов Европейского Союза - были одновременно закреплены структурные принципы Европейского Союза. Это соблюдение «демократических, государственно-правовых, социальных и федеративных принципов и принципа субсидиарности» и «защита основных прав граждан». Немецкое правительство продемонстрировало решимость соответствовать требованиям европейских партнеров в 1990-х годах по дальнейшему проведению и интенсификации европейской интеграции.

Чтобы объединенная Германия продолжала интегрироваться в ЕС, необходимы были предпосылки для согласия европейских соседей. Европейская интеграция должна углубляться и развиваться, чтобы, как подчеркивал канцлер ФРГ Г. Коль, после объединения Германии завершить европейское объединение и этим окончательно и необратимо привязать Германию к Европе. Многократно цитирующееся изречение Томаса Манна «Мы хотим европейскую Германию, а не немецкую Европу» повторяется в свете будущей немецкой роли в Европе.

После введения евро Германия интегрируется в европейские институты сильнее, чем прежде. Фактически всегда существует немецкое влияние на образ европейской политики, так как Германия, как и каждое другое государство, пытается проводить свои собственные рецепты политики на европейском уровне. «Немецкая Европа» в смысле немецкого превосходства невозможна: во-первых, взаимозависимость и уже достигнутая степень интеграции делает невозможным автономную политику, во-вторых, баланс сил в международной политике препятствует гегемонии единственного государства в европейской государственной системе.

Создание европейского валютного союза является актуальным шансом дифференцированного углубления интеграции. Хотя превосходство Немецкого Бундесбанка и немецкой марки было устранено с помощью создания валютного союза, но этот союз по своей структуре и содержанию использует немецкую модель независимого центрального банка и строгой стабильной политики. Германия связала себя с Европой в области валюты, но это объединение происходит в системе, которая создана по немецкому образцу.

Обратившись к Дании, можно выделить как ряд аналогичных направлений датской интеграционной политики, так и отличия.

На примере Дании можно проследить, как малая страна следует за более крупными в экономической сфере. Ф. Оструп проводит параллель между тем, что Великобритания являлась важнейшим импортером датских сельхозпродуктов, и тем, что датская внешнеэкономическая политика в годы после Второй мировой войны во многом следовала за политикой этой страны. Так, за девальвациями фунта стерлинга 1949 и 1967 годов произошла девальвация датской кроны. Дания последовала за Великобританией в 1959 году, когда была создана Европейская Ассоциация Свободной Торговли (ЕАСТ), а в 1961 и 1970 гг. вместе с Великобританией заявила о своем желании вступить в Европейское Экономическое Сообщество.

На наш взгляд, выбор направления политики находится под влиянием экономических интересов, но не определяется исключительно ими. ФРГ также являлась крупным торговым партнером Дании, и, тем не менее, Дания предпочла членство в ЕАСТ участию в создании таможенного союза, так как это более соответствовало общественному мнению и приоритетам внешней политики.

Однако довольно скоро более впечатляющие достижения в темпах роста ВВП и экспорта, которые демонстрировало ЕЭС в 1950-1970-х гг., заставили Данию, Великобританию и ряд других стран пересмотреть свою позицию и присоединиться к ЕЭС.

Малые страны в интеграционной политике стремятся сохранить и расширить рынки сбыта для национальных производителей, а большие страны придают большое значение своей роли также и в политических процессах региона.

Можно выделить три периода датской политики в отношении экономического сотрудничества:

(1) период 1972-86 гг., характеризовавшийся акцентом на чисто экономической природе европейского сотрудничества и в целом пассивной политики в отношении ЕС;

(2) период 1986-92 гг., в котором датская политика сменилась на поддержку дальнейшей экономической интеграции;

(3) период после референдума в Дании 2 марта 1992 г., наметившего более осторожную политику в отношении ЕС.

В обсуждениях, предшествовавших референдуму 1972 г. о присоединении к ЕС, основным аргументом в пользу датского членства были экономические выгоды, получаемые страной вследствие вступления в ЕЭС. Премьер-министр Дании в своей речи в датском парламенте подчеркивал, что среди новых членов ЕС (Дании, Великобритании и Ирландии) именно Дания выиграет в случае вступления больше других, а отрицательный результат референдума будет фактически означать резкое снижение уровня жизни. Из этого можно заключить, что присоединение к таможенному союзу было вызвано экономическими соображениями, что еще раз подтверждает наши выводы предшествующих разделов.

Агитационная кампания, проходившая перед референдумом, делала упор на то, что ЕЭС - это экономическое сотрудничество и останется таковым. Долгие годы Дания действительно прилагала усилия для удержания интеграционных процессов в рамках экономических отношений. Дания негативно относилась к изменениям в сотрудничестве, которые открывали новые области интеграции. Дания неоднократно выступала за сохранение основных принципов ЕС, понимаемых как Общая Аграрная Политика, общий рынок и совместное финансирование деятельности ЕС. То есть Дания выступала за сохранение именно тех областей и принципов общей политики, которые соответствовали ее экономическим интересам.

Европейская политика Дании склонялась к позиции Франции, которая рассматривалась как гарант сохранения национального государства. Датская политика характеризовалась высокой степенью прагматизма во многих областях общей политики. Так, несмотря на выгодность ОАП для Дании, правительство страны признавало необходимость реформирования и способствовало осуществлению таких реформ. С другой стороны, в области рыболовства Дания несколько лет сдерживала принятие единой политики из-за того, что, по мнению руководства страны, это ограничивало бы возможности развития данного сектора датской экономики, хотя как показывает анализ, в настоящее время Данию можно назвать одним из крупнейших выгодоприобретателей этой области общей политики ЕС.

Во время председательства в ЕС во второй половине 1982 года, Дания предпринимала усилия по укреплению общего рынка и дальнейшему развитию ЕС. Была представлена широкомасштабная схема роста экономической активности через стимулирующую фискальную и денежную политику, но эти планы не нашли поддержки в условиях главенства либеральной доктрины экономической политики государств.

Условия проведения датской европейской политики радикально изменились в 1984 г., когда Франция заняла более проевропейскую позицию. На встрече Европейского Совета в Милане в июне 1985 г. Дания вместе с Великобританией и Грецией не поддержала идею проведения межправительственной конференции по пересмотру Договора, а затем Единый Европейский Акт был отклонен значительным большинством датского парламента и мог быть ратифицирован только после общенационального референдума. На референдуме в пользу договора проголосовало значительное большинство.

В последующие годы в датской политике произошли существенные изменения. Партии, прежде активно выступавшие против дальнейшего расширения сферы компетенции ЕС, сменили свои позиции, в том числе в отношении неэкономических сфер сотрудничества. Примечательным стало решение Дании принять Социальную Хартию в 1989 г., более того, Дания приняла ряд изменений, не соответствовавших ее интересам, особенно в части гармонизации налогообложения.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Модель Манделла-Флеминга для малой экономики в условиях наличия ограничений на перелив капитала через национальные границы
О перспективах развития единой европейской валюты на российском рынке
ВТО как институт регулирования международных торговых отношений
Необходимость и целесообразность участия России в деятельности Всемирной торговой организации
Модель Манделла-Флеминга для страны с крупной экономикой
Вернуться к списку публикаций