2012-01-15 14:31:05
ГлавнаяМировая экономика — Развитие европейской интеграционной политики Германии и Дании: цели и принципы



Развитие европейской интеграционной политики Германии и Дании: цели и принципы


Источники и причины европейской экономической интеграции многогранны и обусловлены не только экономическими, но и политическими, социальными, историческими факторами.

После Второй мировой войны в Европе сложилась сложная экономическая ситуация, которая вызывала социальную напряженность и некоторую неопределенность относительно дальнейшего пути развития стран Западной Европы. Предложенная в 1947 г. Программа восстановления Европы, как официально назывался «план Маршалла», была направлена на стабилизацию социально-экономической ситуации в Западной Европе; нормализацию экономических связей капиталистического мира; укрепление влияния США в Западной Европе.

Когда помощь по Плану Маршалла была завершена, западные государства пришли к выводу, что наработанный потенциал Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) целесообразно и в дальнейшем использовать для совместного поиска решения общих проблем стран-участниц на благо их экономического процветания.

После экспансии американских товаров потребительского и производственного назначения на рынки западноевропейских стран вследствие реализации плана Маршалла Германия, Франция и другие страны Европы оказались в весьма зависимом от внешней торговли с США положении. Решение относительно дальнейшего пути развития Западной Европы и снижения указанной зависимости лежало в развитии национальной промышленности и взаимной торговли европейских стран. Помимо этого, создав посредством ЕОУС единую отрасль, ядро которой составляет индустриальная Рурская область Германии, европейцы рассчитывали раз и навсегда «связать» недавнего агрессора сотрудничеством.

Исследуя причины становления и развития интеграционного процесса в Европе нельзя не отметить влияние политического фактора. При этом можно утверждать, что лишь совокупность экономических и политических выгод интеграции обеспечила динамичное поступательное развитие данной интеграционной группировки.

На сегодняшний день в Европе Германия - самая большая страна по численности населения и имеет самый большой валовой национальный продукт. Она - самый значительный торговый партнер почти всех соседей и самый крупный плательщик взносов в ЕС. Германия имеет хорошие позиции благодаря своему географическому положению, своей финансовой и торговой мощи, историческим связям, в том числе с Центральной и Восточной Европой. Взаимозависимость настолько велика, что любая политика, направленная на автономию и усиление национальных властей в течение короткого времени может нанести значительный экономический ущерб. С другой стороны, в рамках транснационализации международных экономических отношений субъектами большей части международных обменных процессов и регулирующих их соглашений являются в основном не правительства, а транснациональные компании. Контроль за ними со стороны национальных правительств почти невозможен, а государственные цели во многих областях политики могут быть достигнуты лишь через сотрудничество между странами.

Внешнюю политику ФРГ в отношении европейской интеграции можно условно разделить на четыре этапа. На протяжении всей полувековой истории европейской интеграции Германия являлась ее сторонником, но при этом, условия и задачи внешней политики ФРГ существенно менялись, находясь в тесной зависимости от сложного переплетения экономических и политических факторов.

1. До 1951 г. В послевоенный период Германия развивала тесные отношения с США, стремилась активно участвовать в создании и работе многих международных организаций - Совет Европы, ОЕЭС (в последствии - ОЭСР), ЕОУС, ГАТТ. Основными движущими мотивами внешней политики в этот период выступали задачи восстановления разрушенной экономики, включения страны в политическую и экономическую жизнь Европы, признания за ней равноправного члена мирового и западноевропейского сообщества.

2. 1951-1958 гг. эти годы характеризуются сильными интеграционными тенденциями благодаря плодотворному диалогу Германии и Франции. В этот период усиливается роль европейских государств, в том числе, как торговых и экономических партнеров Германии, и происходит становление трех европейских сообществ - ЕОУС, ЕЭС и Евроатом.

3. 1958-1969 гг. - жесткая позиция нового президента Франции Ш. де Голля по ряду вопросов развития европейских сообществ и сдержанное отношение к углублению интеграционных процессов осложнило понимание между крупнейшими членами ЕЭС и затормозило многие новые инициативы, включая расширение ЕЭС. Несмотря на сопротивление Франции Германия активно отстаивает принятие Великобритании в члены ЕЭС и дальнейшее углубление сотрудничества в различных областях экономики. В эти годы интеграция идет в основном в экономической сфере, и усилия Германии направлены на устранение различных барьеров при формировании таможенного союза для содействия росту национального экспорта.

4. Период 1969-1982 гг. отмечен ростом интеграционной активности, поддержкой со стороны ФРГ расширения ЕЭС за счет вступления Великобритании, Дании и Ирландии, попытками развития сотрудничества в новых экономических и неэкономических областях. Германия и Франция продолжают оставаться «мотором» интеграции, создавая механизмы координации политики в экономической, финансовой и валютной сферах. Создание в 1972 г. «валютной змеи» стало возможным во многом благодаря инициативе Германии и активному участию Бундесбанка.

5. Избранный в 1982 г. канцлером Германии Г. Коль рассматривал европейскую интеграцию как важнейший элемент внешней политики ФРГ. В этот период Германия становится экономическим лидером Сообщества, стимулирует нахождение компромиссов по вопросам перераспределения бюджетной нагрузки, инициированного Великобританией, реформы Общей аграрной политики. Именно в эти годы при самой активной поддержке со стороны ФРГ была принята и реализована программа завершения формирования единого рынка, создания валютного союза. Самым важным для Германии итогом этого этапа стало то, что именно стратегия активного содействия европейской интеграции позволила добиться принятия со стороны европейских партнеров воссоединения Германии и ее вхождения в единую Европу.

6. Современный этап. Объединение Германии обеспечило ей место среди ведущих государств региона и мира. На сегодняшний день основными задачами интеграционной политики ФРГ являются дальнейшее углубление экономической интеграции, укрепление ЭВС, активизация сотрудничества в других областях, включая политическое сотрудничество между государствами, расширение ЕС на Восток. Эти мероприятия должны придать новые стимулы росту немецкой экономики и закрепить за ней статус экономического и политического лидера Европы.

В начале 1950-х гг. для Федеративной Республики Германии участие в интеграционной группировке являлось объективной необходимостью, и правящие круги ФРГ, осознавая важность этого шага, признавали также, что это несло с собой определенные ограничения. Бельгийский министр иностранных дел г-н Шпак 7 февраля 1959 г. заявлял, что европейская интеграция - «прежде всего ... правильный способ решения немецкой проблемы». «Европейская интеграция ставит Германию в рамки, которые ограничивают ее экспансию и создают общность интересов, которая защитит и застрахует нас от известных попыток и авантюр».

После объединения в 1990 г. Германия использовала испытанные внешнеполитические правила ФРГ: дальнейшее развитие и углубление европейской интеграции, развитие немецко-французского сотрудничества, сохранение тесных связей с США, интенсификация стабильной немецкой политики по отношению к Восточной Европе и странам Содружества Независимых Государств (СНГ), а также международная торговая экспансия и активное содействие немецким экономическим интересам. Немецкая политика следовала стратегии, которую использовала еще до 1990 г. - самоукрепление через интеграцию. Эта утонченная внешнеполитическая стратегия была сформулирована, прежде всего, с учетом постоянно существующей за границей озабоченностью по поводу господства объединенной Германии в Европе.

Важным вопросом для немецкой внешней политики, о котором говорилось выше, является финансовая нагрузка по поддержке социально-экономических изменений в Восточной Европе и по финансированию ЕС. Германия способна оживлять европейскую конъюнктуру через стимулирование собственного хозяйства. Однако растущая безработица и дефицит бюджета дают повод скорее к озабоченности: Германия ввиду множества внутри- и внешнеполитических причин может снизить свою активную поддержку интеграционному процессу. Также по этой причине кажется маловероятной новая немецкая политика гегемона, что подтверждает особенно введение евро, когда закончилось превосходство немецкой марки и исходящая отсюда зависимость европейских государств от немецкой валютной политики.

Поддержка интеграционного процесса обусловлена реальными экономическими выгодами Германии - создание общего рынка защитило немецких производителей и обеспечило им стабильный региональный рынок сбыта. Благодаря значительному экономическому росту Сообщества ФРГ повысила свой международный статус ведущей торговой нации.

Как и прежде, сильные позиции Германии в экономической области является критической проблемой в Европе, которая усилилась после окончания противостояния Запада и Востока. Лидирующая позиция Германии по валовому внутреннему продукту еще более окрепла в результате объединения. Правда, ВНП Германии на душу населения снизился в связи с ее воссоединением, так что в 1990 г. ФРГ по европейской шкале благополучия опустилась с третьего места на двенадцатое. Но если удастся провести реконструкцию Восточных земель, то Германия вновь здесь выдвинется на первые места.

Рассматривая будущее развитие международных связей в Европе одни прогнозируют слабость международных институтов, включая НАТО и ЕС, и увеличение межгосударственных конфликтов, другие доказывают, что международные институты в дальнейшем окажут стабилизирующее влияние, и тесное политическое и экономическое переплетение европейских государств будет препятствовать ренационализации внешней политики. Будет ли европейская политика создавать кооперативные или конфронтационные модели поведения зависит в значительной степени от действий крупных европейских национальных государств и их отношения к общеевропейскому интеграционному процессу. ФРГ играет при этом, благодаря своему политическому и экономическому весу, ключевую роль, и проевропейская позиция объединенной Германии имеет для будущего Европы решающее значение.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Модель Манделла-Флеминга для малой экономики в условиях наличия ограничений на перелив капитала через национальные границы
Концептуальные основы глобализации мирового хозяйства и институционализации международных экономических отношений
Признаки, функции и роль социальных институтов в современной экономической жизни
Мировая политика - проблемы и тенденции развития
Мировая экономика и международные экономические отношения
Вернуться к списку публикаций