2012-01-15 14:23:12
ГлавнаяМировая экономика — Процесс принятия решений в современной государственной европейской политике Германии и Дании



Процесс принятия решений в современной государственной европейской политике Германии и Дании


Оценивая расстановку сил в представлении интересов ФРГ на европейском уровне и слияние различных заинтересованных групп на формирование позиции немецкого правительства, можно предположить, что немецкое лобби будет представлено в Брюсселе еще более многообразно и, вследствие этого, несогласованно.

Вступление Дании в ЕС в 1973 г. привело к изменению датской политической системы - увеличилось число партий, а членство в каждой из них соответственно снизилось. Поэтому формирование правительства большинства стало затруднительным. Одним из результатов формирования коалиционных правительств и правительств парламентского меньшинства стало проведение референдумов как способ преодоления оппозиции парламентского большинства.

В начале 1970-х гг. была введена система постоянных комитетов по различным вопросам при парламенте. Главным последствием этого изменения стало снижение власти правительства и ее управленческих и координирующих возможностей. В большинстве вопросов, связанных с ЕС, министерства являются основным звеном для различных заинтересованных социальных групп, однако все больше инициатив в отношении ЕС исходит от муниципалитетов и местных властей с целью получения информации или финансовой помощи местным организациям.

В Дании большое распространение имеет антиевропейское движение. Общественное мнение, в целом, достаточно скептически относится к Европейскому Союзу. На протяжении всего периода членства Дании в ЕС общественность была негативно настроена в отношении дальнейшего развития интеграции, в частности в отношении вопросов экономического и, особенно, политического союза.

Рынок труда Дании - один из самых организованных в мире. Политическая культура основана на повсеместном участии общественных объединений в государственной политике, или через формализованные процедуры слушаний, или через постоянные лоббистские контакты. За исключением сельского хозяйства, во многих отраслях сложилась практика, при которой несколько объединений являются порой единственными ответственными институтами за проведение той или иной политики. Иногда государственная политика проводится посредством частных институтов, специально учрежденных в этих целях.

Небольшой размер датской экономики дает преимущество датским предприятиям, которое выражается в более короткой «обратной связи» власти с деловыми кругами. Небольшое количество заинтересованных компаний облегчает процесс согласования позиции Дании в международных организациях, и в некоторых случаях официальная позиция Дании отражает интересы одной единственной фирмы, являющейся единственным производителем данного товара в Дании.

Основное отличие всех лоббистских групп Дании в том, что они ведут довольно ограниченную деятельность в Брюсселе, которая впрочем в последнее время активизируется. К тому же основной опорой в этом являются официальные датские представители при ЕС.

Возрастающий с 1986 г. интерес местных муниципалитетов к европейской политике концентрируется, в основном, на промышленной и региональной политике ЕС, или, вернее сказать, на промышленных, технологических и региональных фондах ЕС.

Активная европейская политика затруднена внутренними политическими противоречиями, которые приводят к более жесткой позиции Дании в отношении углубления интеграции.

Дания пытается реализовать свои интересы, в основном, на уровне Совета Министров ЕС. Вместе с тем принимаются шаги к активизации участия заинтересованных групп на стадии разработки законопроекта.

Министерства и ведомства Дании напрямую инициируют и участвуют в построении коалиций в политическом процессе ЕС, что, тем не менее, ни в коей мере не приводит к переносу национальных конфликтов на уровень Союза.

Сельское хозяйство - сфера, в которой представлены старейшие и наиболее влиятельные датские организации - Датский сельскохозяйственный совет, Датская молочная федерация, Ассоциация датских скотобоен. Представители двух последних организаций действуют путем влияния на управляющие комитеты Европейской Комиссии и получения доли ресурсов программ ЕС. Тот факт, что, за исключением немногих крупных компаний пищевой отрасли, таких как Даниско, большая часть датского агропромышленного сектора представлена малым и средним бизнесом, объясняет, почему основное взаимодействие с национальными и наднациональными органами власти происходит через ассоциации, а не на прямую.

В то же время промышленные компании по своим размерам значительно больше, что обуславливает особенности их взаимоотношений с государством. Интересное исследование было проведено среди датских промышленных компаний в отношении инструментов и целей влияния компаний на европейском уровне. Внешние связи датских компаний использовались для разнообразных целей от поиска информации до решения сложных проблем в других странах-членах, как, например, преодоление нетарифных барьеров. Особых успехов на этом поприще добились такие крупные компании, как Лего, эффективно использовавшая возможности участия в рабочей комиссии по установлению стандартов производства игрушек, а также Danfoss, Scanvaegt, Датский сталепрокатный завод.

Наиболее интенсивным датский лоббизм является на уровне Комиссии Европейских Сообществ. За последние три года 23 % ассоциаций датских промышленников участвовали в рабочих группах и комитетах.

По вопросам ЕС двусторонние отношения развиваются на основе постоянных контактов с аналогичными организациям из других стран, 52 % ассоциаций промышленников являются членами одной и более европейских ассоциаций. Датские ассоциации промышленников, представленные в Брюсселе, занимаются, главным образом, сбором и передачей информации, поддержанием отношений с европейскими ассоциациями и организациями других стран на постоянной основе. Таким образом, основная работа ассоциаций на европейском уровне состоит в информационной функции, а не в прямом влиянии.

В то же время датские профсоюзы до сих пор вели себя довольно пассивно в части развития европейских отношений. Датская конфедерация профсоюзов не имеет представительства в Брюсселе, но является членом Европейской ассоциации профсоюзов.

Рассмотрим антитабачные инициативы и, на этом примере, различия в стиле лоббизма датской и немецкой табачной промышленности. В мае 1991 г. Комиссия внесла предложение по запрещению большинства видов табачной рекламы. Однако это предложение не было поддержано Советом Министров ЕС, когда Дания, Германия, Нидерланды и Великобритания сформировали блокирующее меньшинство. Датский стиль лоббизма в это ситуации показал себя как менее агрессивный и более уверенный, чем немецкий. Относительно небольшая табачная промышленность Дании имеет на внутреннем рынке практически монопольное положение, в то время как на немецком рынке конкурируют крупные международные компании. В 1980-90 гг. датская промышленность пошла на ряд уступок в части защиты здоровья потребителей. В противоположность этому немецкая табачная промышленность всегда была и остается противником ограничений. Особенно большой критике в этой части подвергается позиция ЕС.

Датский негосударственный лоббизм имеет, несмотря на различия между компаниями, отраслями и ассоциациями, ряд общих черт:

- большая часть контактов происходит через ассоциации;

- наибольшее внимание уделяется сбору информации о Сообществе в целом и по многим специальным вопросам;

- лоббизм через европейские ассоциации просматривается как важная, но далеко не самая главная составляющая датского лоббизма;

- параллельно росту активности и институтов ЕС наблюдается рост контактов и интересов национальных ассоциаций по вопросам европейской политики;

- он отражает датскую политическую культуру, которая характеризуется умеренностью и стремлением к компромиссу.

Главной силой государственного лоббизма в Дании в отличие от частного является высокая степень согласия и дисциплины на уровне министерств. Это позволяет проводить сбалансированную политику и вести переговоры с позиций сильной внутренней поддержки. Без такого подхода политическая позиция Дании в Европе была бы слаба, учитывая малое количество политических и экономических ресурсов для приобретения влияния во внешней политике.

Главным достоинством организации негосударственных интересов являются тесные развитые отношения между крупными объединениями представителей промышленности, сельского хозяйства, и сектора услуг, представляющих основные экономические интересы, с одной стороны, и государственной властью, с другой.

Главный недостаток датских лоббистов в том, что они не готовы к практике агрессивного и профессионального лоббирования интересов, существующего в Брюсселе. Виной тому - широко распространенный в обществе скептицизм в отношении ЕС и относительная неосведомленность о том, что происходит в европейских институтах власти.

Ассоциации предпринимателей (за исключением сельскохозяйственных) до сих пор не тратили достаточно времени и сил на обеспечение достойного представления своих интересов напрямую в Брюсселе, предпочитая полагаться на национальную администрацию, официальных датских представителей и европейские ассоциации.

В будущем очевидна необходимость более активной, агрессивной и профессиональной деятельности датских ассоциаций и профсоюзов на европейском уровне. Причем основным звеном приложения усилий должен стать этап первоначального согласования, что, однако, довольно затруднительно, принимая во внимание, относительно малый размер и возможности датских компаний. Это обуславливает тенденцию к более активному использованию каналов влияния национальных, а в перспективе и европейских ассоциаций и профсоюзов.


Иевлев Алексей Владимирович



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


О перспективах развития единой европейской валюты на российском рынке
Теории и концепции внешней торговли и размещения прямых иностранных инвестиций
Влияние эволюции интеграции рынков и европейской валютной системы на экономику Германии и Дании
Проблемы интенсификации германских внешнеэкономических отношений со странами Центрально-Восточной Европы и Россией
Процесс принятия решений в современной государственной европейской политике Германии и Дании
Вернуться к списку публикаций