2012-01-15 14:23:12
ГлавнаяМировая экономика — Процесс принятия решений в современной государственной европейской политике Германии и Дании



Процесс принятия решений в современной государственной европейской политике Германии и Дании


Комитет по ЕС обсуждает все предложения, рассматриваемые Советом Министров ЕС. Особо сложные вопросы могут быть переданы на рассмотрение Правительственному комитету по ЕС, являющемуся последней ступенью в этой системе. Члены этого комитета - министры из соответствующих министерств - принимают решения по всем важнейшим вопросам европейского сотрудничества и интеграции, в частности по спорным вопросам.

Для датской системы характерен строгий и тщательный контроль со стороны парламента в вопросах европейской политики. Перед встречами Совета Министров ЕС правительство обязано представить в Парламентском комитете по ЕС предполагаемую позицию по будущим переговорам, которая должна быть поддержана большинством голосов. Иногда во время переговоров в Брюсселе складывается ситуация, когда представителю Дании приходится возвращаться, чтобы получить от Комитета одобрение уступок в официальной позиции страны.

Система принятия решений Германии и Дании направлена на защиту интересов национального бизнеса и работников, представленных, соответственно, предпринимательскими ассоциациями и профсоюзами, - основными субъектами лоббизма. Под лоббизмом здесь понимается широко распространенная и часто формализованная система взаимоотношений власти и общества, являющаяся механизмом «обратной связи» для соблюдения интересов различных социальных и экономических групп. Различия форм лоббизма Германии и Дании обусловлены лишь размером экономики и ролью в ней профсоюзов и других общественных организаций.

По сравнению с традиционной структурой управления процесс координации датской политики по ЕС можно охарактеризовать как высоко централизованный, но в то же время гибкий. Датские министры и госслужащие разделяют мнение, что соблюдение датских интересов во многом обеспечивается благодаря описанной системе. Таким образом, Дания «получает больше, чем дает». Совместная работа, вовлекающая множество людей, приводит к тому, что на третьей стадии принятия решения уже сформулированные предложения лишь адаптируются и несущественно изменяются. Все заинтересованные структуры, будь то профсоюзы или предприниматели, объединяются и собирают силы, чтобы представить свою точку зрения.

Рассматривая процесс принятия решений в самом ЕС, Дания считает его недемократичным. Главным источником всех предложений является Комиссия (КЕС), а стало быть Дания никак не участвует в этой первой фазе принятия решений. Это мнение отразилось во многих инициативах датского правительства относительно системы управления в ЕС и особенно подчеркивалось в ходе обсуждения Маастрихтского и Амстердамского Договора.

В противовес децентрализованной исполнительной власти предпринимательские союзы и профсоюзы Германии представляют собой высоко организованные структуры, не имеющие конкурентов и выступающие от имени всей отрасли или группы отраслей.

Немецкая федерация профсоюзов (Deutsche Gewerkschaftsbund, DGB) включает семнадцать отраслевых профсоюзов, самые мощные из которых представляют металлургическую и химическую промышленность, сферу общественных услуг и транспорт. Всего Федерация охватывает около 35% работающих. Отдельные профсоюзы имеют государственные чиновники и служащие - «белые воротнички».

Аналогичным образом организовано представительство другой стороны. К наиболее влиятельным организациям относятся Федеральное объединение немецких ассоциаций работодателей (Bundesvereinigung der Deutschen Arbeitgeberverbande, BdA), включающая 45 ассоциаций, Федеральная ассоциация немецкой промышленности (BDI), включающая 34 ассоциации и Федеральная ассоциация немецкой оптовой и внешней торговли (BDGA), включающая 52 ассоциации.

В отличие от своих коллег в других странах, немецкие предпринимательские ассоциации имеют высокую степень единства в отношении общих интересов.

Основная «идеология» лоббизма в Германии на уровне национального правительства - «информировать, чтобы влиять». Приоритетным является взаимодействие с административными органами на уровне разработчиков законодательных инициатив, и немецкие ассоциации пытаются перенести эту практику на европейский уровень.

В целом все участники процесса находят консенсус по основным экономическим и социальным вопросам, и считают рациональной систему принятия решений, основанную на «экспертных знаниях».

Что касается основ европейской политики, то до настоящего момента консультации немецкого правительства носили здесь больше рекламный характер. Демонстрируемый консенсус зачастую является чисто поверхностным. Так, например, в конце 1980-х гг. немецкие профсоюзы выражали озабоченность неадекватными мерами, принимаемые КЕС и Советом Министров ЕС для придания внутреннем рынку «социального измерения». Они считали, что растущая конкуренция и свободное движение капитала и рабочей силы ставит под угрозу существование немецкой социальной системы. Однако основные пункты предложений Федерации немецких профсоюзов не были учены при формировании позиции немецкого правительства при обсуждении «социальной хартии» ЕС в Маастрихте.

Развитие системы представления интересов деловых кругов прошло несколько стадий, развиваясь параллельно с увеличением полномочий и влияния органов ЕС. Если в 1950-60-х годах западногерманские предпринимательские ассоциация действовали, в основном, через национальные органы власти, участвуя при этом в формировании федераций, представляющих интересы европейских деловых кругов, то в 1970-80-х гг. последним стало уделяться больше внимания, как способу донесения своей позиции до Комиссии.

С началом реализации мероприятий по созданию единого рынка в Брюсселе открылись представительства многих ассоциаций, желающих «держать руку на пульсе» последних изменений и процессов, происходящих в ЕС. Также поступили и ряд ведущих немецких компаний. Создание единого рынка также послужило толчком для предоставления Немецкой федерацией промышленников и Немецкой торговой палатой новых услуг своим членам - теперь они служат каналом передачи информации относительно ограничительной практики, которая имеет место на рынках других стран- членов ЕС в Европейскую Комиссию, поддерживая, таким образом, роль Комиссии по мониторингу соблюдения европейского права. Членство в таких ассоциациях позволяет малому и среднему бизнесу преодолеть конкурентный недостаток, так как вне ассоциаций они не имели бы возможностей прямого контакта с органами Сообщества.

Для немецких лоббистов значимость национальной администрации несколько уменьшилась с введением системы принятия решений большинством голосов. Однако, с одной стороны, Германия имеет все же большую долю в общем числе голосов, а с другой стороны, сотрудничество с национальной администрацией позволяет получить информацию о готовящихся документах на стадии их разработки и воздействовать на формирование позиции государственных экспертов по отношению к этим документам на ранней стадии.

Основной уровень лоббизма - Комиссия ЕС. Наиболее привлекательной представляется перспектива участия в совещательных комитетах, которые, однако открыты только для представителей европейских ассоциаций, что вынуждает национальные федерации вырабатывать согласованную позицию.

Совет Министров ЕС не привлекает особого внимания лоббистов, так как он подключается к процессу принятия решений на поздней стадии, и к тому же в этом органе представлены собственно национальные позиции.

Идеологический консенсус и техническая экспертиза являются стратегическими ресурсами для успешного продвижения своих интересов немецкими профсоюзами и предпринимательскими ассоциациями, главным образом, через необходимые КЕС консультации по специальным вопросам. Это основано на том, что все институты ЕС, и в первую очередь Комиссия, зависят от внешних источников информации, так как не обладают достаточным количеством собственных специалистов по многим узкоспециализированным вопросам и не имеют некоего межправительственного агентства, которое способно было бы предоставить необходимые Комиссии экспертные оценки.

В то же время европейские ассоциации также способны предоставлять информацию лишь в той мере, в какой они получают ее от национальных организаций-членов. Немецкие ассоциации предоставляют значительную часть информации по юридическим вопросам, административным процедурам, деловой культуре, общим экономическим условиями и механизмам функционирования различных секторов экономики. По сравнению со своими европейскими партнерами, ассоциации предпринимателей ФРГ обладают квалифицированными кадрами, распоряжаются большими бюджетами, системы взаимодействия и обмена информацией хорошо организованы. Они имеют собственные исследовательские институты, или работают в тесном сотрудничестве с академическими кругами.

Когда возникает необходимость более детальной проработки вопроса экономического управления или технического осуществления той или иной инициативы, немецкие ассоциации предпринимателей проявляют высокую эффективность в мобилизации имеющейся у их членов информации и знаний. Крупные компании, которые легко могли бы использовать свое превосходство в сфере последних разработок в различных технологических областях для продвижения своих интересов путем прямых контактов с органами ЕС, предпочитают делать это косвенно.

Небольшое число действующих сил, как, например крупные фирмы на олигополистических рынках, устоявшиеся контакты, определяющая роль материальных ресурсов, способность организовать сферы особых интересов и найти поддержку общественности, - все эти элементы вместе содействуют успешному сотрудничеству заинтересованных групп.

Характерной особенностью принятия решений на европейском уровне является то, что интересы производителей получают лучшее отражение в законодательном процессе, чем интересы потребителей или социальные интересы, так как они лучше организованы вокруг соответствующих производств и торговли. Промышленные структуры прямо затрагиваются нормативными актами ЕС, с одной стороны, а ЕС требуется специальные знания в различных областях для осуществления нормотворческого процесса, с другой стороны.

Одна из самых развитых групп лоббистов - это аграрная группа. Несмотря на их небольшое значение для экономики ФРГ в целом, они имеют значительное влияние на органы ЕС. Это отчасти объясняется тем, что не только их доход, но во многом и их выживание зависит от регулирования цен, субсидий и квотирования производства. Существуют прецеденты, когда министр сельского хозяйства смог найти в правительстве поддержку интересов аграриев в ущерб конкурирующим мнениям других сторон, выступавших, в частности, за бюджетную стабильность (Министерство финансов), или либерализацию торговли (Министерство экономики). На одном из заседаний Совета Министров сельского хозяйства ЕС министр Германии использовал право вето, чтобы не допустить невыгодное для немецких фермеров соглашение по пшенице, тогда как несколько ранее канцлер Г. Коль отстаивал голосование по этому вопросу большинством голосов, надеясь на его положительное решение.

Позиции профсоюзов на европейском уровне не так сильны. ЕС вообще не создают выгодную среду для развития европейских профсоюзов. При этом объединение европейских профсоюзов в единую организацию - успех, который в большой мере является заслугой Немецкой федерации профсоюзов благодаря ее финансовым и организационным возможностям.

В последние годы немецкие отраслевые профсоюзы увеличивают свои контакты с Комиссией. Они стимулируют двусторонние консультации по вопросам условий труда, повышения квалификации, переквалификации, борьбы с долгосрочной безработицей. Немецкие профсоюзы не имеют собственных представительств в Брюсселе, но зато имеют хорошо налаженные контакты с Генеральным Директоратом по социальным вопросам.

На сегодняшний момент немецкий лоббизм в Брюсселе все большое строится по отраслевому принципу. Ассоциация предпринимателей возлагает большие надежды на крупные фирмы, которые могут быть приглашены в Брюссель для участия в круглых столах, что позволит им лучше представлять интересы ассоциации на европейском уровне.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Процесс принятия решений в современной государственной европейской политике Германии и Дании
Межгосударственное регулирование как фактор эволюции мировой валютной системы
Необходимость и целесообразность участия России в деятельности Всемирной торговой организации
Основные особенности глобализации
Перспективы будущей эволюции мировой валютной системы
Вернуться к списку публикаций