2012-01-15 14:23:12
ГлавнаяМировая экономика — Процесс принятия решений в современной государственной европейской политике Германии и Дании



Процесс принятия решений в современной государственной европейской политике Германии и Дании


Важным звеном формирования и проведения интеграционной политики любой страны является сложившаяся в ней система принятия решений. Анализ таких систем Германии и Дании позволяет выявить сильные и слабые стороны их национальной политики и оценить факторы, влияющие на межгосударственное сотрудничество в рамках ЕС и его эффективность.

Проведенный нами анализ показывает, что Германия готова придерживаться собственной позиции в вопросах, затрагивающих в значительной степени национальный интерес, несмотря на противодействие других государств, что стало возможным благодаря роли Германии в Европе и в мире.

Немецкое влияние на принятие решений в ЕС ощутимо во всех отношениях. Это и фактическое право вето Германии в ЕС, которое может блокировать нежелательные решения. Так, например, немецкое правительство отклонило в 1997 г. на правительственной конференции в Амстердаме замену принципа единогласного одобрения принципом согласия большинства по вопросам юридической и внутренней политики ЕС. Германия готова препятствовать интеграционным шагам, если они не согласуются с немецкими интересами.

Германия - единственное федеративное государство среди членов ЕС. Шестнадцать земель имеют значительную власть и участвуют в законотворческом процессе через представителей земельных правительств в Бундесрате, который имеет право вето по всем законодательным актам, затрагивающим интересы земель, включая многие вопросы европейской интеграции.

Диалог между национальным и европейским парламентами, который зачастую является важным инструментом согласования позиций, налажен слабо. Лишь в 1983 г. для формализации межпарламентских отношений была создана Комиссия по европейским делам, состоявшая из равного числа членов Бундестага и Европейского парламента, которая позже была заменена субкомитетом при Парламентском комитете по международным делам. Помимо этого субкомитеты по ЕС существуют при Комитете по экономическим и правовым вопросам и Бюджетном комитете. Лишь в 1991 г. в преддверии Маастрихтского соглашения был создан Комитет по ЕС, который, в отличие от упомянутых выше, имеет право представлять проекты резолюций на пленарные заседания Бундестага.


Система принятия решений органами власти Германии в отношении ЕС

Рис. 1. Система принятия решений органами власти Германии в отношении ЕС.

Источник: составлено автором.


Структура исполнительной власти ФРГ представлена множеством субъектов, участвующих в выработке и реализации государственной европейской политики (см. рис. 1): Министерство иностранных дел, которое осуществляет общую координацию; Министерство экономики, которое имеет аналогичные функции по экономическим вопросам, а также координирует позиции земель для представления на европейском уровне единой позиции; специальный Комитет при правительстве, который призван согласовывать позиции министерств. Такое структурное многообразие и рассредоточение влияния приводит к тому, что, как выразился Б. Колер-Кох, «немецкий голос в Брюсселе звучит как полифония».

Земли Германии, традиционно поддерживая европейскую интеграцию, выражают озабоченность дальнейшим вторжением в их конституционные права, тем, что передача все большей власти по принятию решений в Брюссель усилит тенденцию к «унитарному федерализму». Они протестуют против передачи компетенции в областях, являющихся их конституциональной прерогативой, таких как образование, средства массовой информации. С 1986 г. участие федеральных земель в формировании государственной европейской политики законодательно закреплено, Бундесрат вправе представлять свое мнение по любому предложению Европейского Союза, затрагивающему интересы земель. Представители земель присутствуют также в официальных делегациях ФРГ и руководствуются позицией, принятой Бундесратом. Практически все земли имеют свои представительства в Брюсселе, которые не только служат их собственным интересам, особенно в отношении региональной политики, но и оказывают консультации малому и среднему бизнесу по вопросам использования фондов ЕС и вопросам европейского гражданского права.

В Германии существует двоякий подход к выработке европейской политики. В экономических и социальных вопросах преобладает влияние соответствующих министерств и их департаментов, позиция которых, основывается на профессиональном знании вопроса в свете консультаций с соответствующими заинтересованными группами. Когда же речь идет об основополагающих вопросах европейской интеграции решающее слово имеет канцлер ФРГ.

В отличие от Германии, внешняя политика Дании сильно централизована. Во главе ее находится Министерство иностранных дел. Основной принцип, положенный в основу этой системы, состоит в том, что, имея столь незначительное влияние (3 голоса из 76 в Совете Министров ЕС, 16 мест из 518 в Европейском парламенте), только стабильная и хорошо скоординированная политика может иметь успех.

В Дании существует трехуровневая система принятия административно­-политических решений в отношении ЕС (см. рис. 2). Нижний уровень состоит из 28 так называемых «специальных комитетов», каждый из которых отвечает за свою сферу - сельское хозяйство, защита окружающей среды, промышленность, трудовые отношения, единый рынок, гражданское право и т.д. Представление интересов отечественных производителей при формировании государственной европейской политики было институционализировано через их участие в специальных комитетах. На этом уровне происходит формальный доступ общественных и экономических групп к политическому процессу. Результатом консультаций специального комитета может стать мандат соответствующему министерству или ведомству, являющийся обязательным для представителей Дании в Брюсселе при проведении переговоров на уровне КЕС.


Система принятия решений органами власти Дании в отношении ЕС

Рис. 2. Система принятия решений органами власти Дании в отношении ЕС.

Источник: составлено автором.


На среднем уровне находится Комитет по ЕС, состоящий из глав министерств и высших государственных чиновников. Руководит комитетом МИД. Задача Комитета - координация позиций специальных комитетов и принятие решений в тех областях, где единая позиция выработана не была.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Мировая экономика и международные экономические отношения
Влияние глобализации на внешнеэкономические связи Германии
Тенденции экономики Германии в современных условиях
О глобализации и перспективах развития мирохозяйственных связей России
Валютный кризис как фактор усиления межгосударственного регулирования в мировой валютной системе
Вернуться к списку публикаций