2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяЭкология и защита окружающей среды — Реализация права человека на благоприятную окружающую среду



Реализация права человека на благоприятную окружающую среду


Говоря о правомочиях в системе экологических прав граждан, отметим, что становится очевидно, что важнейшим из них является право на возмещение экологического ущерба, причиненного здоровью. Ущерб, причиненный экологическим правонарушением, может рассматриваться в двух аспектах: с одной стороны, как ущерб, нанесенный в результате преступного посягательства окружающей среде, что проявилось в уничтожении лесных массивов, животного мира, ухудшении качества вод и т.д., а с другой стороны, как ущерб, нанесенный неблагоприятной окружающей средой жизни, здоровью и имуществу граждан. Таким образом, можно говорить об ущербе первичного и вторичного происхождения. Ущерб, причиненный здоровью и материальным ценностям, носит производный характер, поскольку происходит от первичного вреда, причиненного природной среде, а проявляется в экономических, материальных и генетических потерях. При этом может быть нанесен и ущерб имуществу, т.е. ущемление имущественных интересов собственника имущества по поводу его использования.

Ущерб, причиненный экологическим правонарушением, образуется двумя составляющими: экономическим ущербом, вытекающим из экономической оценки природных ресурсов, и экологическим ущербом, т.е. результатом посягательства на интересы человека в чистой и благоприятной для жизни окружающей среде.

Таково самое общее понятие экологического ущерба, о котором говорит ст. 42 Конституции РФ [1]. В ст. 53 Конституции РФ закреплено право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц [2]. К сожалению, редакция ст. 42 Конституции далека от совершенства. Во-первых, провозглашается право на возмещение ущерба, причиненного лишь здоровью или имуществу гражданина [3], и ничего не сказано о праве на возмещение морального вреда. Таким образом, данная статья сузила круг своего действия до конкретных видов вреда. Во-вторых, говорится о праве на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, а значит, упускаются из вида те ситуации, в которых вред наносится в результате не правонарушения, а неизбежного и не зависящего от человека развития событий.

Фактически Конституция РФ гарантировала право на возмещение лишь части реально причиняемого населению экологического вреда. Однако текущее законодательство позволяет гражданам взыскивать, а государственным органам компенсировать и тот вред, который причиняется деятельностью, не обладающей по существующим канонам всеми признаками правонарушения (например, вред, причиняемый в результате крупных техногенных катастроф, связанный с проживанием на неблагополучных территориях или на территориях, где существует повышенный риск радиационного, химического загрязнения среды).

Рассмотрим конкретные правомочия граждан при реализации указанного права в соответствии со ст. 45 Конституции РФ. «Пользование благом может состоять не только в обладании теми или иными материальными ценностями (вещами, предметами), но и в самой свободе поведения, выборе поступков, что само по себе тоже есть благо, только нематериальное» [4], – так Н.И. Матузов понимает пользование благом в общем смысле, так следует понимать пользование человеком собственным правом. Таким образом, использование права на возмещение ущерба от экологического правонарушения – это наличие возможности при желании субъекта вступать в правоотношения по защите данного блага, самостоятельно определяя при этом вид и меру своего поведения, либо не вступать в правоотношения по возмещению ущерба.

Право требования совершения действий обязанными лицами означает правовую возможность заставить, понудить обязанное лицо не препятствовать и создать необходимые условия для осуществления права на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением. Таким образом, это реальная правовая возможность требовать определенных действий от лиц и организаций, обязанных содействовать реализации права на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением. Указанное правомочие означает, что органы суда и прокуратуры обязаны принять к рассмотрению иск (заявление) гражданина с требованием рассмотреть дело о возмещении ему указанного вида вреда. Отказ названных органов от совершения предусмотренных в законе действий ведет к наложению мер юридической ответственности на виновных должностных лиц. Данное правомочие означает также возможность обращения граждан в компетентные органы с требованиями пресечь вредную деятельность граждан и юридических лиц, наносящую ущерб окружающей среде и тем самым посягающую на право пользования благоприятным качеством окружающей среды.

Наличие у гражданина возможности совершения собственных положительных действий, направленных на защиту своего нарушенного субъективного права на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, означает возможность граждан обращаться к виновным должностным, юридическим и физическим лицам с требованием добровольного возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу. В случае отказа от совершения обязанными субъектами подобных действий гражданин вправе, собрав все необходимые доказательства вредного воздействия окружающей среды на свое здоровье и имущество, передать рассмотрение данного дела в судебные органы.

Право притязать на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, заключается в возможности прибегнуть в необходимых случаях к мерам государственного принуждения для защиты прав субъектов на пользование указанными благами. Одним из вариантов такого притязания является обращение граждан за защитой своих прав с исками в суды. При использовании данного средства государственного принуждения принцип возмещения ущерба окружающей среде реализуется через механизм компенсационной ответственности, включающий три вида: гражданскую, материальную и эколого-экономическую ответственность. Кроме того, иски предъявляются прокурором в интересах пострадавшего, органами Госкомэкологии и общественными экологическими объединениями. При отсутствии сведений об источнике причинения вреда здоровью иск предъявляется государству в лице его специально уполномоченных органов. В структуре последних предусмотрены специальные экологические внебюджетные фонды, которые позволяют от имени государства компенсировать причиненный вред. Некой гарантией получения компенсации за вред, нанесенный здоровью и/или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды ввиду аварий и катастроф техногенного и природного характера, выступает система экологического страхования. Если речь идет о здоровье граждан, то оно защищено обязательным и добровольным медицинским страхованием и выступает в качестве объекта обязательного и добровольного медицинского страхования. В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. [5] в Российской Федерации проводится добровольное и обязательное государственное экологическое страхование, которое регулируется Типовым положением о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации [6].

Как видно, в российском законодательстве создана начальная база для обеспечения реализации и защиты человеком собственного права на окружающую среду, но недостаточная проработанность законов все еще создает немалые трудности. В связи с этим необходимо предпринять следующее:

1. Дополнить ст. 1 – «Основные положения» – Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» понятием экологической информации.

2. Ратифицировать Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция).

3. Внести дополнение в ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» с целью введения еще одного основания для рассекречивания в особом порядке сведений, отнесенных к государственной тайне. Таким основанием может стать ситуация исключительной экологической опасности.

4. Принять в субъектах РФ нормативные акты, комплексно регулирующие общественное участие в ходе размещения экологически значимых объектов, осуществления градостроительных мероприятий, предоставления земельных участков для ведения хозяйственной деятельности с указанием способов участия применительно к конкретным стадиям принятия такого рода решений и их видам.

5. На собраниях, в средствах массовой информации разъяснять населению и представителям государственных служб необходимость подготовки к проведению общественной экспертизы.

6. Внести поправку в ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, добавив необходимые пункты об установлении ответственности за неучтенные в ней (статье) виды нарушений законодательства РФ об экологической экспертизе.



[1] Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). Ст. 42 // Российская газета. 1993. 25 декабря.

[2] Там же. Ст. 53.

[3] Под ущербом, нанесенным здоровью и имуществу граждан воздействием неблагоприятной окружающей природной среды, понимается такой ущерб, который привел к полной или частичной потере жизнеобеспечивающих, биологических функций организма. В данном случае компенсации подлежат материальные потери в связи с расстройством здоровья, смертью кормильца, полной или частичной потерей трудоспособности, моральными травмами, вызванными неблагоприятными изменениями окружающей природной среды. Такого рода иск может быть предъявлен гражданином, потерпевшим вред, а также в указанных законом случаях членами семьи пострадавшего.

[4] См.: Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 84.

[5] Cм.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

[6] См.: Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации (утверждено Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и Российской государственной страховой компанией 3 декабря, 20 ноября 1992 г., № 04-04/72-6132, 22) // Закон. 1993. № 3. С. 48.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Реализация права человека на благоприятную окружающую среду
Некоторые аспекты участия российского государства в обеспечении права человека на благоприятную окружающую среды
Вернуться к списку публикаций