2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяЭкология и защита окружающей среды — Реализация права человека на благоприятную окружающую среду



Реализация права человека на благоприятную окружающую среду


Процессуальная сторона не зависит от числа лиц, обратившихся за защитой своего интереса. Формально по делам, имеющим масштабное экологическое значение (на уровне города, региона и всей страны) в процесс могут вступать единицы или десятки истцов, заявляющих о нарушении своих прав, или от их имени (по доверенности) – общественные объединения. Так было в широко известных процессах по обжалованию актов Правительства РФ об изъятии земель, занимаемых лесами первой группы, Указов Президента РФ о строительстве высокоскоростной магистрали и др. Но более соответствовало бы и значимости такого рода дел, и процессуальной логике наделение общественных объединений правами действовать в защиту интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 42 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, в случаях, предусмотренных законом, организации вправе обратиться в суд с иском о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц по их просьбе или о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц [1]. Закон РФ «О защите прав потребителей» предоставил общественным объединениям потребителей право предъявления исков в защиту интересов неопределенного круга лиц [2]. Этим достигаются существенные процессуальные облегчения, в том числе появляется возможность действовать без специального поручения (доверенности) защищаемых лиц. Однако Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не пошел по такому пути. В настоящее время в зеленом движении апробируется стратегия действий в защиту экологических прав широкого круга лиц путем использования положений ст. 980 – 981 Гражданского кодекса РФ о действиях в чужом непротивоправном интересе [3]. Так, инициативные организации обратились в суд с требованием прекратить разработки проектов нефтедобычи на сахалинском шельфе в районе обитания популяции охотско-корейского серого кита, о чем публично уведомляют общественность как о действиях, предпринимаемых ими в защиту экологических интересов граждан Российской Федерации, и собирают от всех желающих присоединиться к акции письменные одобрения. Нормы Гражданского кодекса РФ, предназначенные для регулирования частноправовых отношений, приспосабливаются к защите общественного (публичного) интереса в связи с отсутствием прямой юридической возможности общественных объединений вступать в судебный процесс в защиту неопределенного круга лиц.

– Запрашивать информацию об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. Такая формулировка дает еще больше оснований обращаться непосредственно к хозяйствующим субъектам.

– Подавать в органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, в органы местного самоуправления и суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.

Это очень важный инструмент защиты общественных экологических интересов. Благодаря этой норме, в спорах, возникающих по основаниям статьи 80 («Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды») [4], общественные объединения могут выступать истцами, несмотря на то, что в самой ст. 80 нет никакого перечня потенциальных истцов. Важно помнить, что ограничение и приостановление хозяйственной деятельности может осуществляться и в административном, и в судебном порядке, а прекращение – только судом.

Кроме названных, общественные и иные некоммерческие объединения наделены рядом других полномочий:

– разрабатывать, пропагандировать и реализовывать программы в области охраны окружающей среды;

– привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

– за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

– участвовать в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

– организовывать и проводить слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

– рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы.

Возникновение и расширение самодеятельного общественного движения, его стремление к полноправному участию в политической, экономической, социальной жизни общества в настоящее время является свидетельством динамики общества. Активно работают несколько десятков общественных объединений и некоммерческих организаций различной ориентации, в том числе и экологические. Экологические общественные объединения создаются для защиты общих интересов и достижения уставных целей на основе совместной деятельности объединившихся граждан: ученых, специалистов, государственных и общественных деятелей в области экологии и других сферах деятельности, непосредственно связанных с жизнедеятельностью человека.

В частности, общественные экологические объединения преследуют выполнение в основном трех задач:

– участие в создании условий реализации прав и свобод гражданами;

– участие в охране прав граждан от противоправных посягательств путем совершения таких активных действий, как подача исков в суд, осуществление общественного экологического контроля и т.д.;

– участие в правовоспитании населения.

Одновременно все это является формами защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Главными целями экологических объединений, как правило, являются следующие:

– содействие сохранению и восстановлению природной среды, земель, лесов, ландшафтов, рек, озер и морей, рациональному использованию природных ресурсов;

– содействие созданию благоприятной экологической обстановки и среды обитания человека на территории России и зарубежных государств;

– формирование и объединение разнообразных добровольных действий граждан по охране живой природы;

– организация и проведение общественной экологической экспертизы и общественного экологического мониторинга;

– экологическое образование населения;

– сохранение традиционного природопользования и т.п.

В последнее десятилетие заметно выросла активность российской общественности в решении экологических проблем. В 1993 г. в России действовало уже более 800 неправительственных экологических организаций [5]. Это такие организации, как Всероссийское общество охраны природы, Фонд социально-экономической помощи Зеленого Креста и Зеленого Полумесяца, Экологический Фонд России, Российская партия зеленых, Ассоциация «Росэко-пресс», некоммерческое партнерство «Экологическое Объединение “Тенгри”» и другие. Очень часто российские экологические объединения и некоммерческие организации сотрудничают с российскими и зарубежными некоммерческими организациями. Например, НП «ЭО “Тенгри”» сотрудничает с Международным Социальным Экологическим Союзом, AIDEnvironment (The netherlands), Университетом города Ulm (Germany). Целью совместного сотрудничества и деятельности этих организаций, как уже было сказано, является достижение надлежащего качества окружающей среды.

Наряду с деятельностью общественных экологических объединений мощным стимулом к соблюдению законодательства и установлению в обществе режима экологической законности является гражданская активность населения. Несмотря на постоянные экономические трудности, все же сохраняется тенденция к экологизации общественного сознания. Происходит также определенное правоосознание – понимание населением ценности своих конституционных прав на экологически безопасные условия жизни. Об этом свидетельствуют различные акции протеста, митинги, собрания, демонстрации, шествия и пикетирования, привлечение внимания к опасным проектам и многочисленные выступления в средствах массовой информации, появление судебных прецедентов в сфере защиты экологических прав. Акцент на самостоятельные действия здесь не случаен, ведь власть зачастую фактически самоустраняется от решения злободневных экологических проблем по причинам как субъективного, так и объективного (недостаточное финансирование, работа в условиях перманентных структурных реорганизаций и др.) характера. На этом фоне общественное мнение способно повернуть решение вопросов в правильном направлении, да и просто помочь государству. Опыт показал его несомненную полезность: при активности граждан и неправительственных организаций были предотвращены либо скорректированы многие экологически необоснованные и даже ущербные проекты. Так, в широко известном деле об обжаловании постановления Главы администрации Владимирской области от 12 февраля 1996 г. № 77 «О региональном центре технического захоронения промышленных и твердых бытовых отходов» фигурирует информация о проведенных сходах жителей Собинского района, протоколы которых (сходов) свидетельствуют о том, что население района категорически против строительства такого объекта. Владимирский областной суд в своем решении от 29 августа 1996 г. в мотивировочной части, в числе прочих нарушений, с которыми было принято данное постановление, указал на то, что не было учтено отрицательное мнение населения района. Таким образом, мнение жителей, выраженное на сходах, совокупно с другими обстоятельствами было положено в основу решения суда о признании акта администрации недействительным [6].

С методологических позиций значение общественного участия состоит в том, что оно способствует продвижению к правовому государству. По степени реальности общественного участия можно судить о демократичности государства, а наличие развитых публичных институтов, влиятельного негосударственного сектора есть важнейшая составляющая гражданского общества. Ориентированная на сохранение благоприятной окружающей среды часть населения получила широкие возможности для выражения и распространения своих взглядов именно в условиях демократизации общественной жизни, становления правового государства и гражданского общества.

Особенностью правового регулирования общественного участия является его рассредоточенность по нескольким отраслям законодательства. Помимо собственно экологического права, процедуры общественного участия закрепляются рядом нормативных актов, действующих в области градостроительства, местного самоуправления, земельных отношений. На практике решения, которые принято называть эколого-значимыми, могут обсуждаться общественностью по нескольким основаниям одновременно, и в таком случае вероятно наложение согласительных процедур. В дублировании заложена возможность получения противоречивых результатов мониторинга общественного мнения по фактически одному и тому же вопросу, не говоря уже о затягивании сроков принятия решений и возрастании общих затрат.

Сотрудничество государства и граждан в решении экологических проблем – важная предпосылка реализации предоставленных законом субъективных прав каждого и условие их успешной защиты. Здесь необходимо подчеркнуть, что защита экологических прав – дело не только и не столько самого населения, сколько государства, его органов и должностных лиц. Страна находится на грани демографической катастрофы, и сохранение здоровья, обусловленного в значительной степени состоянием окружающей среды, давно уже перестало быть личным делом каждого, превратившись в социально значимую проблему. Общественное мнение, влияние и участие способны стать весомой гарантией социальной приемлемости и экономической обоснованности официальных решений, принимаемых в области природопользования и обеспечения экологической безопасности.

Право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирования зафиксировано в Конституции РФ [7]. Как явствует из вышесказанного, целью закрепления данного права является предоставление гражданам России возможности влиять своими действиями на органы государственной власти и местного самоуправления при решении жизненно важных вопросов. К сожалению, пока еще нередки случаи, когда местные власти, не прислушиваясь к мнению населения, таким образом нарушают закон. Так, например, 23 марта 2000 г. в г. Воткинске (Удмуртия) [8] состоялся митинг трех тысяч противников строительства установки, уничтожающей твердотопливные ракетные двигатели по технологии «Локхид-Мартин» [9]. Акция была проведена по инициативе воткинского Союза «За химическую безопасность» и разрешена администрацией города. Перед собравшимися выступили представители общественности, органов местной, региональной и федеральной власти и специалисты.

Поводом этого события стало принятое в начале 1998 г. Распоряжение Правительства РФ о размещении на базе ГПО «Воткинский завод» объекта по утилизации твердотопливных ракетных двигателей (РДДТ). Распоряжение было издано без учета общественного мнения и без проведения каких бы то ни было экспертиз. В результате была создана инициативная группа, которая предложила провести референдум. 94% пришедших на избирательные участки проголосовали против расположения объекта вблизи Воткинска. Но результаты референдума не были учтены экспертами, проводившими экспертизу. В итоге проект получил положительное заключение государственной и общественной экспертиз, а установку по утилизации ракет предполагается разместить в 2,5 км от сел под Воткинском, от водохранилища, реки Камы, в зеленой зоне Воткинска, в непосредственной близости от национального парка Нечкинский [10]. Данное решение властей является противозаконным и противоречащим положениям ст. 40 Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», который гласит, что «решение, принятое на референдуме Российской Федерации, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении… [11] действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации» [12]. Решение противоречит и идентичному положению ст. 61 п. 1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [13]. Подобная позиция властей и их противозаконное поведение могут быть обжалованы в суде РФ.

Еще одним проявлением непосредственной демократии являются собрания (сходы) граждан, т.е. форма прямого волеизъявления граждан, посредством которой население муниципальных образований осуществляет местное самоуправление. Согласно законодательству субъектов РФ, на собрание (сход) могут выноситься вопросы, непосредственно затрагивающие интересы населения, проживающего на соответствующей территории, отнесенные законодательством РФ и субъектов РФ к компетенции местного самоуправления. Однако при осуществлении своих прав в данной сфере общественность может столкнуться с разнобоем в правовом регулировании. К примеру, собрание (конференция) жителей города Твери вправе обсуждать вопросы использования земельных, лесных и водных ресурсов общего пользования, обсуждать вопросы благоустройства города. Решения, принятые собраниями в пределах их компетенции, подлежат обязательному рассмотрению органами городского самоуправления [14]. В то же время, согласно ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, обязательны для исполнения [15]. Закон Тверской области «О собраниях (сходах) граждан в Тверской области» конкретизирует: решение, принятое на собрании (сходе) граждан в пределах его компетенции, имеет обязательный характер для органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий и граждан [16]. С принятием данного закона субъекта Федерации Устав города должен быть приведен в соответствие с ним в этой части, однако этого сделано не было. В такой ситуации организация проведения собрания (схода) в целях общественного участия в принятии эколого-значимых решений может сопровождаться процедурой обращения в суд с заявлением о признании недействительным данного положения Устава муниципального образования, нарушающего законодательство и умаляющего права граждан на прямое волеизъявление.

Как свидетельствует опыт проведения сходов, их результаты по-разному воспринимаются властными органами: в одних случаях им придается юридическое значение, в других они лишь создают общественный резонанс на те или иные события. Например, сход жителей села и станции Муслюмово Челябинской области, проведенный в 1993 г., постановил признать оба населенных пункта зонами медицинских экспериментов над людьми, пострадавшими вследствие радиоактивного загрязнения территории сбросами и выбросами комбината «Маяк», потребовал прекращения строительства Южно-Уральской атомной станции и выразил протест администрации «Маяка». Жители потребовали компенсации и переселения, однако мнение схода осталось невостребованным [17].

Наиболее радикальной формой выражения общественного мнения в случае, когда письменные формы не дают желаемого результата, являются демонстрации. Так, например, в г. Химки Химкинское водохранилище и прилегающие земли были объявлены правительством заповедной зоной, но сейчас там развернулось масштабное строительство коттеджей, изменен природный ландшафт, вырублены кусты и деревья, засыпаны родники, обмелела река Химка. Главная угроза заключается в том, что окрестности земляной плотины аварийно потревожены, в результате чего развернулись массовые демонстрации протеста защитников экологии [18].

Для привлечения внимания властей и средств массовой информации (СМИ) чаще всего используется такая форма выражения общественного мнения и предъявления претензий и ультиматумов, как пикетирование. Так, с требованием рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон «Об охране окружающей природной среды», разрешающих ввоз из других государств на территорию России радиоактивных материалов на хранение, захоронение и переработку, а также о принятии Закона «О специальных экологических проблемах реабилитации радиационно-загрязненных регионов РФ, финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом», 15 декабря 2000 г. в г. Иркутске состоялось пикетирование Костромской областной Думы, организованное экологическим движением «Во имя жизни». В антиядерном пикете приняло участие около 100 человек и представители одиннадцати общественных организаций г. Костромы и области: Костромского областного «Союза женщин», Российского союза молодежи Костромской области, регионального отделения объединения «Яблоко», регионального отделения СПС, ЛДПР Костромской области, Костромского фонда милосердия инвалидов и пенсионеров и др. Со своим требованием эти организации обратились в законодательное собрание Костромской области. Депутаты во главе с Председателем областной Думы В.П. Ижицким не уделили внимания пикетчикам, несмотря на предварительные объявления о пикете и выступления сопредседателей экодвижения «Во имя жизни» по областному радио.



[1] Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. (с изменениями от 28 апреля, 30 ноября, 31 декабря 1995 г., 21 августа, 26 ноября 1996 г., 17 марта, 16 ноября 1997 г., 25 июня 1998 г., 4 января 1999 г., 7 августа 2000 г., 24, 25 июля 2002 г.). Ст. 42 // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407.

[2] См.: Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях». Ст. 45, 46 // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

[3] Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. Ч. 2. Ст. 980, 981 // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

[4] См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Ст. 80 // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

[5] См.: Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации в 1993 году». М., 1994. С. 198.

[6] См.: Васильева М.И. Общественное участие в принятии экологически значимых решений // http: // www.refia.ru. РЭФИА. 2002.

[7] Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). Ст. 31 // Российская газета. 1993. 25 декабря.

[8] Удмуртия занимает одно из первых мест среди регионов России по онкологическим заболеваниям и заболеваниям органов эндокринной системы.

[10] См.: Ко Дню химической безопасности 28 апреля. Жители Воткинска против экологически опасного российско-американского проекта // Экосводка. 2000. № 12 (137).

[11] См.: Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября 2002 г.) // СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3921.

[12] Там же.

[13] См.: Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями от 30 марта 1999 г., 10 июля 2001 г.) // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.

[14] См.: Устав города Твери. Ст. 30 // Региональное законодательство. http: // www.refia.ru.

[15] См.: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ст. 44 // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.

[16] См.: Закон Тверской области «О собраниях (сходах) граждан в Тверской области». Ст. 4 // Региональное законодательство. http: // www.refia.ru.

[17] См.: Васильева М.И. Указ. сочинение.

[18] См.: Макунин Ю. Цунами в Москве // Время. 2002. № 853.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Некоторые аспекты участия российского государства в обеспечении права человека на благоприятную окружающую среды
Реализация права человека на благоприятную окружающую среду
Вернуться к списку публикаций