2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяЭкология и защита окружающей среды — Реализация права человека на благоприятную окружающую среду



Реализация права человека на благоприятную окружающую среду


Состояние глобального экологического кризиса явилось той исторической средой, в которой только и могла возникнуть идея формирования нового вида субъективных прав граждан. До середины ХХ века право на благоприятную окружающую среду осуществлялось естественным образом и без каких-либо усилий со стороны государства и самих граждан. Право дышать чистым воздухом, потреблять чистую питьевую воду и продукты, пребывать в благоприятном природном окружении длительное время существовало в статусе так называемых естественных прав человека. Воздействие людей на природу было слабым, природные источники казались неограниченными. Уровень развития науки и техники еще не позволял реализовывать крупномасштабные проекты преобразования природы, где действовали ее собственные законы.

В последние десятилетия ситуация резко изменилась. Антропогенное воздействие на природную среду приобрело такие масштабы, которые уже подрывают естественную основу существования самого человека. Жизнеобеспечительные функции природных объектов и экосистем оказались нарушенными, что не замедлило сказаться на отношении человека к их качественному состоянию. Пришло понимание социальной ценности благоприятной окружающей среды.

Осознание обществом необходимости юридического регулирования отношений, возникающих в сфере реализации естественного права человека на жизнь в благоприятной окружающей среде, привело к созданию ряда законодательных норм, закрепивших экологические права граждан России, их гарантии и способы защиты.

В настоящее время экологические права регулируются не только экологическим, но и другими отраслями законодательства. Экологические права граждан многократно продублированы и развиты в текущем законодательстве, например, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», в ст. 3 которого наипервейшими принципами охраны окружающей среды провозглашены соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека [1]; в п. 1 ст. 11 говорится, что каждому гражданину предоставляется право на благоприятную окружающую среду, п. 1 ст. 13 гласит, что органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления и должностные лица оказывают содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

Право на благоприятную окружающую среду, стоящее в центре системы экологических прав, предметно и содержательно связано с правом на благоприятную среду обитания [2] и правом на благоприятную среду жизнедеятельности [3], в связи с чем в юридической защите общественных экологических интересов широко применяются нормы санитарного и градостроительного законодательства.

Как видно из вышеперечисленного, право на благоприятную окружающую среду по федеральному законодательству России принадлежит гражданам РФ, а по Конституции РФ – каждому индивиду. Возникает вопрос о соотношении права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду. Надо сказать, что данный вопрос достаточно сложен и не разработан в науке. Права человека и гражданина – категории близкие, но не совпадающие. Они имеют философский, политический, нравственный и правовой смысл. Многие ученые рассматривали и рассматривают данный вопрос. Одним из мнений является утверждение, что «права человека – общесоциальная категория. Они складываются объективно в результате развития и совершенствования общественного производства и политической системы общества в виде социальных возможностей пользоваться различными экономическими, политическими и духовными силами и существуют еще до государственного признания. Права гражданина – это такие права человека, которые находятся под охраной и защитой государства. Права гражданина – форма опосредования прав человека, которые признаны государством и поставлены под его защиту» [4].

Проводимое в современной российской науке разграничение прав на права человека и права гражданина соответствует устоявшимся в большинстве развитых стран мира подходам к этой проблеме. Право человека и право гражданина на благоприятную окружающую среду различаются своими объектом и субъектом. Если объектом права человека является благоприятное состояние биосферы Земли в целом, которое определяет здоровье всего населения планеты, то объектом права гражданина является определенное качественное состояние биосферы только Российской Федерации как одной из частей международного сообщества. Следовательно, иным будет и субъект данного права. Субъектом права человека являются все люди планеты, независимо от национальности, расы, гражданства, места нахождения и т.д., в то время как субъектом права гражданина будут являться только граждане России и лица, которые находятся на ее территории: иностранные граждане, апатриды и лица без гражданства. В экологической ситуации, в какой оказался весь мир, данное право дается не только гражданину, а человеку вообще, т. к. в реализации права на благоприятную окружающую среду заинтересовано как все общество и государство, так и все международное сообщество в целом. Реализацию этого права законодатель не связывает с какими-то конкретными обстоятельствами – возрастным цензом, национальностью и т.д., а только с нахождением на территории РФ. Наконец, закрепление данного права в Конституции РФ и в отраслевом законодательстве говорит о наличии формирующегося экологического законодательства, направленного на защиту права на благоприятную окружающую среду.

Основой деятельности граждан по реализации собственного права на благоприятную окружающую среду является право на получение достоверной информации о ее состоянии [5]. По Указу Президента РФ от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» право на информацию является одним из фундаментальных прав человека [6]. Примечательно, что данный Указ был принят до Конституции РФ 1993 г. и Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации», но он не противоречит им, поэтому и продолжает действовать.

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды может быть рассмотрено в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о праве на получение правдивой и не вводящей в заблуждение информации об объективном состоянии отдельных мест в России, где природные явления неблагоприятны для человека как по причине его собственной деятельности (загрязнение водоемов нефтью), так и в силу стихийных катаклизмов в самой природе (землетрясение, наводнение, сель и т.д.). В узком смысле данное право можно рассматривать как субъективное право конкретных лиц знать подробности о неблагоприятном состоянии природы на территории их проживания (например, для получения права на компенсации и льготы жителям мест, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы). В этом же смысле право на получение достоверной информации может принадлежать и лицам, родственники которых проживают в неблагоприятной окружающей среде, а также гражданам, направляемым туда на работу или в командировку.

Головным актом информационного законодательства России является Федеральный закон № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации», который дал следующее определение информации: «…сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их предоставления» [7].

С принятием Доктрины информационной безопасности Российской Федерации право на экологическую информацию надлежит рассматривать во взаимосвязи с ее подходами и положениями. Так, в Доктрине информационная безопасность Российской Федерации определяется как «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства» [8]. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Определение же экологической информации, качественное и полное, в российском законодательстве отсутствует. Одно из немногих существующих в этой области определений дано в Федеральном законе № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» от 19 июля 1998 г.: «Информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении – сведения (данные), полученные в результате мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения» [9]. Определение малофункционально, поскольку сделано лишь для целей данного Закона, и к тому же охватывает лишь часть объема экологической информации. То же относится к определению, данному Федеральным законом № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г.: «Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях» [10].

Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция) дала полное понятие экологической информации: «Экологическая информация означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:

а) состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами;

b) факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте “а” выше, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;

с) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте “b” выше» [11].

Данное понятие исходит из общих понятий, отражает специфику предмета – права и экологии. Но, к сожалению, Россия не ратифицировала Орхусскую Конвенцию, поэтому данное определение может иметь лишь теоретическое и ориентировочное значение.

Право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды означает возможность при помощи закрепленных в законодательстве способов получения заинтересованными субъектами объективной и неискаженной информации о состоянии окружающей среды, которой располагают как специально уполномоченные органы государства в области охраны окружающей среды, так и сами загрязнители. По мнению Р. К. Остина, «информация о загрязнении – это ключ к пробуждению сознания перед лицом опасности в условиях экологического кризиса. Она абсолютно необходима для эффективного мониторинга, регулирования, уменьшения и предотвращения загрязнения» [12].

Уровень достоверности информации зависит, в частности, от уровня развития экологической науки и техники в сфере мониторинга и контроля и имеет тенденцию к возрастанию. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные возможности соответствующих государственных органов. Право на пользование достоверной информацией о состоянии окружающей среды означает возможность для граждан получать при помощи средств массовой информации (телевидение, радио, на локальном, региональном и глобальном уровне газеты) достоверных и неискаженных сведений. В случае неудовлетворительного качества такой информации или отсутствия ее необходимого количества (отсутствие сведений о количестве вредных выбросов по определенному объекту и т.д.) граждане вправе прибегнуть к активным действиям по защите своего субъективного права.

Механизм реализации права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды следующий:

1. Возникновение права на достоверную информацию и его существование. Данное право, по Конституции РФ, принадлежит каждому лицу, находящемуся на территории России независимо от возраста, национальности, расы, пола и т.д.

2. Направление гражданином запроса в соответствующий государственный орган (или загрязнителю) с просьбой предоставить экологически значимую информацию – начало реализации.

3. Получение необходимой информации – заключительная стадия реализации.

Для права же на благоприятную окружающую среду реализация означает определенное фактическое состояние субъекта, который непрерывно пользуется определенным качеством окружающей среды как благом во всем ее многообразии, причем это пользование прямо не связано с действием или бездействием и не носит имущественного характера.

Возможность получения информации о состоянии окружающей среды, наряду с конституционными нормами, опирается и на специальное экологическое законодательство: природноресурсовое и природоохранное. Так, право требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей среды и мерах ее охраны для граждан, общественных объединений, юридических лиц предусмотрено в ст. 11 и 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в ст. 18 Градостроительного кодекса РФ, в ст. 3 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», в ст. 67 Земельного кодекса РФ, в ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в ст. 6 Федерального закона «Об экологической экспертизе», в ст. 47 Лесного кодекса РФ, в ст. 92 Водного кодекса РФ, в ст. 10 Федерального закона «О животном мире», в ст. 14 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» и др.

Кроме того, право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды обеспечивается и другими конституционными нормами:

– ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина [13];

– поиск, получение, передача, производство и распространение информации любым законным способом [14];

– установление ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей [15].

Предоставление права на достоверную информацию о ее состоянии является важным моментом в конституционном закреплении права на благоприятную окружающую среду. Исключение составляют лишь сведения, содержащие государственную тайну [16]. В Законе РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» сказано, что сведения о состоянии экологии, здравоохранения, о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, а также об их последствиях не могут быть засекречены [17]. Определенное правовое регулирование получила и деятельность коммерческих структур по засекречиванию сведений, относящихся к коммерческой тайне. Согласно Постановлению Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять «сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях» [18]. Здесь же следует сказать, что Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» запрещает относить к информации с ограниченным доступом «документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, а также экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом» [19].

Таким образом, граждане могут требовать от государственных и коммерческих предприятий предоставления полных сведений о состоянии окружающей среды. Однако и здесь возникают проблемы. По причине отсутствия в российском законодательстве специального определения понятия экологической информации, формулировки о ее доступности (открытости) несколько уязвимы с точки зрения защиты прав граждан, поскольку они прямо не называют информацию о факторах воздействия.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» под государственной тайной понимаются «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» [20]. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, утвержден самим Законом РФ. В нем есть ряд категорий, в которых так или иначе могут содержаться сведения экологического свойства. Например, сведения:

– о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов;

– о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

– проектировании, строительстве и эксплуатации режимных и особо важных объектов, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

– проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

– об объемах стратегических видов полезных ископаемых и др.

Таким образом, в самом законодательстве заложена коллизия норм: информационные данные, которые имеют экологическое значение, отнесены к секретным. Отсюда складывается практика уголовного преследования граждан за сбор и публикацию информации о загрязнении окружающей среды военно-промышленным комплексом.

В одном из своих Постановлений Конституционный Суд РФ, касаясь затронутых здесь вопросов, высказал мнение, что Конституция РФ, гарантируя каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, в то же время предусматривает, что федеральным законом определяется перечень сведений, составляющих государственную тайну [21]. Такое решение вызвано необходимостью защиты суверенитета России, обеспечения ее обороны и безопасности и соотносится с предписаниями статьи [22] Конституции РФ, допускающей в указанных целях ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, а следовательно, и права на информацию. Следовательно, законодатель вправе устанавливать перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, регулировать отношения, связанные с их рассекречиванием и защитой, определять порядок допуска и доступа граждан к таким сведениям [23].

Одной из возможностей осуществления своего субъективного права на благоприятную окружающую среду является право на создание общественных экологических объединений, организаций. Это положение вытекает из Конституции РФ, которая провозглашает право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов [24]. Общественные и иные некоммерческие объединения, выполняющие экологические функции, имеют права в области охраны окружающей среды в соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Они пользуются всеми теми экологическими правами, которые закреплены за гражданами России, а также обладают следующими дополнительными правами [25]:

– Защищают права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды. Это право может быть использовано общественными объединениями при возбуждении искового производства, например, о прекращении деятельности, наносящей экологический вред населению, или производства по жалобе при оспаривании незаконных актов органов государственной власти, принятых с нарушением прав граждан.



[1] См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Ст. 3 // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

[2] См.: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Ст. 8 // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

[3] См.: Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. № 73-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г.). Ст. 7 // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2069.

[4] Цит. по: Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992. С. 118 – 120.

[5] Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). Ст. 42 // Российская газета. 1993. 25 декабря.

[6] См.: Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 10 января 1994 г. № 2. Ст. 74.

[7] Цит. по: Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Ст. 2 // СЗ РФ.1995. № 8. Ст. 609.

[9] Цит. по: Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе». Ст. 1 // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3609.

[10] Цит. по: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Ст. 6 // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

[11] См.: Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция). Одобрена Комитетом по экологической политике на его специальной сессии 16 – 18 марта 1998 года для принятия на Конференции министров «Окружающая среда для Европы» (Орхус, Дания, 23 – 25 июня 1998 г.).

[12] Цит. по: Остин Р.К. Информация о загрязнении окружающей среды: гласность и доступность. Право окружающей среды в СССР и Великобритании. М., 1988. С. 127.

[13] Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). Ст. 24. Ч. 2 // Российская газета. 1993. 25 декабря.

[14] Там же. Ст. 29. Ч. 4.

[15] Там же. Ст. 41. Ч. 3.

[16] Там же. Ст. 29. Ч. 4.

[17] См.: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (с изменениями от 6 октября 1997 г.). Ст. 7 // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 4673.

[18] См.: Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну». П. 1 // Собрание постановлений Правительства Российской Федерации. 1992. № 1 – 2. Ст. 7.

[19] См.: Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Ст. 10. П. 3 // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

[20] См.: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (с изменениями от 6 октября 1997 г.). Ст. 1 // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 4673.

[21] Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). Ст. 29. Ч. 4 // Российская газета. 1993. 25 декабря.

[22] Там же. Ст. 55. Ч. 3.

[23] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г. «По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона РФ “О государственной тайне” в связи с жалобами граждан...» // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1768.

[24] Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). Ст. 30. Ч. 1 // Российская газета. 1993. 25 декабря.

[25] См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Ст. 12 // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Некоторые аспекты участия российского государства в обеспечении права человека на благоприятную окружающую среды
Реализация права человека на благоприятную окружающую среду
Вернуться к списку публикаций