2011-08-10 09:00:29
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Таможенное регулирование как особый элемент налоговой политики



Таможенное регулирование как особый элемент налоговой политики


Одной из приоритетных задач развития экономики России на сегодняшний день является наращивание экспортного потенциала за счет повышения конкурентоспособности отечественной продукции. В настоящее время в товарной структуре российского экспорта до сих пор сохраняется сырьевая направленность с преобладанием энергоносителей. Для изменения сложившейся ситуации государству необходимо особое внимание уделить внешнеторговой политике, которая осуществляется посредством таможенно-тарифного и нетарифного регулирования экспортно-импортных операций.

Основой таможенно-тарифного регулирования являются таможенные пошлины, представляющие собой косвенный налог на экспортные (импортные) товары, включаемый в продажную цену товаров и влияющий на их конкурентоспособность на рынке. Иными словами, таможенные пошлины выступают в качестве основного ценового регулятора импортных (экспортных) операций. Их ставки дифференцированно увеличивают цены на ввозимые (вывозимые) товары в зависимости от целей и ориентиров экономической и торговой политики государства.

В отличие от других налогов, ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ, являются едиными независимо от категорий лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, непосредственно предусмотренных Федеральным законом «О таможенном тарифе». Отдельные товары, в зависимости от их вида, происхождения, заявленного таможенного режима и т.д., освобождаются от уплаты таможенной пошлины. Однако, если конкретный товар в соответствии с нормами таможенно-тарифного законодательства подлежит обложению таможенной пошлиной, то он может быть перемещен через таможенную границу только после уплаты причитающихся таможенных платежей.

Цель таможенно-тарифного регулирования может использоваться в качестве критерия классификации таможенных пошлин. По этому признаку таможенные пошлины условно могут быть разделены на протекционистские и фискальные. Фискальные пошлины имеют основной целью увеличение финансовых поступлений в бюджет. Протекционистские пошлины защищают определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных товаров, а также используются в ходе торговых переговоров как средство давления на конкурентов, вынуждающее их пойти на определенные уступки.

В зависимости от объекта обложения таможенные пошлины могут быть разделены на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные (провозные). Важнейшую роль в таможенно-тарифном регулировании играют импортные пошлины. Транзитные пошлины в настоящее время практически повсеместно не применяются. Исторически они использовались в фискальных, а также политических целях (как средство давления на соседние государства).

Экспортные пошлины, взимаемые с товаров при их вывозе за границу, используются в современной мировой торговой практике крайне редко. Экспортные пошлины могут применяться в фискальных целях, для выравнивания низких внутренних цен и более высоких цен на внешнем рынке с целью сохранения национальных ресурсов (в этом случае с помощью экспортной пошлины может быть сокращен до определенного предела вывоз того или иного товара). Экспортные пошлины чаще всего применяют развивающиеся страны, которые обладают монополией в области производства или сбыта какого-либо товара.

В России вывозная пошлина играет первостепенную роль в реализации фискальной функции таможенно-тарифного регулирования. На ее долю приходится свыше 50% от всех налогов, взимаемых таможенными органами. Для сравнения: на ввозную пошлину приходится около 25% таможенных платежей, на НДС - 15%, а на акцизы - около 2%. Наглядным примером использования Правительством РФ данного инструмента для защиты национальных интересов служит увеличение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты во время мирового повышения цен на них.

Другим критерием классификации таможенных пошлин является способ их введения. Автономные пошлины устанавливаются государством безотносительно к каким-либо торговым обязательствам перед другим государством. С активизацией в последние десятилетия многосторонней торговой дипломатии таможенные пошлины, как правило, являются результатом соответствующих международных соглашений. Такие пошлины называются договорными или конвенционными. В настоящее время большинство государств предоставили друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации, поэтому действие каждой таможенно-тарифной уступки автоматически распространяется на торговлю со всеми странами, пользующимися режимом наибольшего благоприятствования (РНБ). Таким образом, ставки автономных пошлин могут применяться, когда они ниже договорных или когда отсутствует договорная пошлина.

В настоящее время в отечественной тарифной системе применяются три вида ставок ввозных пошлин. Это, прежде всего, адвалорные ставки тарифа, которые устанавливаются в процентах к таможенной стоимости ввозимых товаров. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что, во-первых, на их основе обеспечивается постоянный уровень тарифной защиты внутреннего рынка - независимо от колебаний мировых цен на импортируемые товары. Во-вторых, они обеспечивают максимальную «прозрачность» применяемых тарифных инструментов защиты внутреннего рынка. Слабые же стороны адвалорных ставок пошлин заключается в том, что они предполагают таможенную оценку стоимости товара. Учитывая, что цены на импортируемые товары постоянно изменяются под влиянием многочисленных факторов (большого разнообразия мировых цен, динамики курса национальной валюты, процентных ставок и др.), применение адвалорных пошлин зачастую связано с субъективностью ценовых оценок, а значит, и со злоупотреблениями при ввозе продукции на национальную таможенную территорию.

Специфические пошлины исчисляются (в России - в евро) в установленном размере в привязке к натуральным объемам импортируемых товаров (литрам, килограммам, штукам и т.п.). Данные виды пошлины традиционно используются по отношению к стандартизированным товарам, они просты в применении и, как правило, не оставляют свободы для возможных злоупотреблений. Вместе с тем их защитная функция существенно зависит от колебаний цен на товары. В условиях роста импортных цен уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа снижается: напротив, в случае падения импортных (мировых) цен специфический тариф способствует усилению протекционистской защиты национальных производителей.

Наконец, комбинированные ставки тарифа - это сочетание адвалорных и специфических пошлин. Их главная особенность в отечественной тарифной системе - преимущественная нацеленность на фискальные функции, т.е. на максимизацию таможенных платежей зачастую безотносительно к изменению внешнеторговых (импортных) цен.

Существенно то, что именно специфические и комбинированные пошлины, как правило, формируют «пиковые» ставки тарифов и традиционно используются для целей наиболее сильной защиты внутренних рынков от экспансии импорта. Эти ставки активно применяются и промышленно развитыми странами (например, в США в рамках системы конвенционных ставок импортного тарифа количество специфических и комбинированных пошлин достигает 19:, а в странах ЕС - 14%). Тарифная система России довольно близка к аналогичным показателям индустриально развитых стран. Прежде всего, это относится к адвалорным ставкам тарифа, причем стоит заметить, что тарифные системы указанных стран постоянно совершенствуются в направлении сокращения количества специфических и комбинированных ставок. А вот особенностью отечественной тарифной системы является преобладание комбинированных ставок. В силу отмеченных выше причин фискального характера общее количество применяемых в российской тарифной системе комбинированных ставок значительно превышает число специфических ввозных пошлин (соответственно 13,4% и 1,6% их общего количества).

В контексте сказанного представляется возможным оценить последствия перехода к широкому использованию специфических пошлин в практике тарифного регулирования. Если трансформировать ныне действующие адвалорные пошлины (по группе сырья, материалов и товаров потребительского назначения) в специфические, то последними, относительно ныне действующей тарифной системы, будет охвачено не менее 65% всей товарной номенклатуры импорта. По своим экономическим последствиям это далеко не безобидный шаг: в нынешней макроэкономической обстановке он чреват рядом негативных результатов.

Прежде всего, нельзя не отметить, что трансформация адвалорных ставок в специфические, как свидетельствует отечественная практика тарифного регулирования, при прочих равных условиях, приводит к удорожанию относительно дешевых компонентов импортируемой (зарубежной) продукции. Далее, при девальвации национальной валюты традиционно проявляет себя закономерность: из-за сжатия внутреннего спроса, снижения покупательной способности населения и хозяйствующих субъектов происходит переключение спроса на относительно дешевую продукцию зарубежного производства. В этих условиях специфические пошлины «работают», как отмечалось выше, на усиление протекционистской защиты внутреннего рынка, т.е., по сути, приводят к относительному удорожанию импорта. Равнодействующая указанных процессов способна вызвать удорожание закупаемых по импорту сырья, материалов и комплектующих, используемых в производстве готовых отечественных изделий. А это, в свою очередь, будет закономерно инициировать рост издержек у производителей, усиление инфляционных настроений и, как результат, - еще более быстрое исчерпание возможностей импортозамещающего развития. Мировая практика тарифного регулирования внешней торговли движется в совершенно другом направлении. Так, для обеспечения транспарентности тарифных систем разных стран Всемирная торговая организация нацеливает своих членов на переход от специфических к адвалорным ставкам ввозных пошлин. Причем именно по этому вопросу на Россию в последние годы оказывали давление международные финансовые организации.

В общем, переход на специфические ставки импортного тарифа, способный нанести существенный вред отечественной тарифной системе, вряд ли найдет адекватное понимание со стороны международных финансовых организаций.

Главной целью таможенно-тарифной политики России в контексте новой макроэкономической обстановки, очевидно, должно стать использование импорта как фактора экономического роста, повышения конкурентоспособности и расширения экспортных возможностей обрабатывающего сектора национальной экономики. На данном этапе, с одной стороны, требуется поддержать начавшееся оживление деловой и инвестиционной активности для модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности. С другой стороны, важно, не препятствуя конкуренции, поставить на период реконструкции производства разумные протекционистские барьеры широкой экспансии зарубежной продукции.

Оборотной стороной нынешней макроэкономической обстановки и укрепления рубля является возможность быстрого исчерпания потенциала импортозамещения, расширения экспансии импорта и нового витка обострения конкуренции с иностранными производителями на внутреннем рынке. Все это способно свести на нет предпосылки для быстрого посткризисного восстановления национального производства и реконструкции устаревших мощностей.

Об обостряющейся конкуренции с зарубежными производителями на российском рынке свидетельствует ряд признаков. Прежде всего, - постепенное восстановление докризисных объемов импорта. Так, уже в январе-апреле 2001 г., несмотря на сокращение на 7,8% объемов импорта из стран «дальнего зарубежья» (в годовой оценке и долларовом эквиваленте) в силу снижения импортных цен, наблюдалось увеличение физических масштабов ввоза продукции зарубежного производства. Данные процессы закономерны: специалистами давно выявлено наличие тесной связи между темпами укрепления национальной валюты и динамикой импортной экспансии на внутренний рынок.

Еще более наглядную картину исчерпания возможностей импортозаме-щения и нового витка обострения конкуренции с зарубежными производителями на российском рынке дает исчисленный нами индекс «ценовой» конкурентоспособности отечественных товаров относительно импорта. По сути, он характеризует изменение «цены» всего импорта в масштабе внутренних цен, иными словами, - его относительное удешевление (удорожание) под влиянием курсовой политики и динамики импортных (контрактных) цен.

Все это свидетельствует о том, что осталось не столь уж много времени и возможностей для восстановления материальной платформы последующего устойчивого роста. Реализация шанса российской экономики на стабилизацию и повышение конкурентоспособности требует в нынешних противоречивых условиях не только осторожной макроэкономической и курсовой политики, но и господдержки ныне модернизируемых отечественных производств с помощью инструментов тарифного и нетарифного регулирования.

Правда, значительный разрыв между мировыми и внутренними ценами еще сохраняется в части отдельных изделий производственно-технического, главным образом инвестиционного, назначения, высокотехнологических потребительских товаров (автомобилей). В 1998-1999 гг., после девальвационного шока, произошло «вымывание» из зарубежных поставок сравнительно дорогих изделий и товаров, импорт снизился, и в силу относительной дороговизны, такие товары пока по-прежнему остаются малопривлекательными для российских потребителей. Однако и для указанных товаров резерв ценовой конкурентоспособности, похоже, быстро исчерпывается. Причин тому несколько: во-первых, это уже упоминавшееся довольно быстрое укрепление реального курса рубля, что напрямую обусловливает постдевальвационное выравнивание внутренних и мировых цен; во-вторых, сравнительное удешевление импортных поставок в связи со снижением контрактных цен (закономерный в условиях узкого внутреннего спроса процесс); в-третьих, восстановлению ценовой привлекательности импорта для отечественных потребителей во многом способствует быстрое приспособление его структуры к еще узкому внутреннему спросу посредством переориентации на ввоз более дешевых товаров зарубежного производства и временный отказ от импорта дорогих изделий.

Таким образом, приоритеты тарифной политики ближайших лет должны состоять в государственной поддержке отечественных производств, имеющих перспективы посткризисного восстановления и повышения конкурентоспособности путем стимулирования притока иностранного капитала в секторы, требующие современных по мировым стандартам и пока отсутствующих в России технологий, а также создания максимально благоприятного, с точки зрения развертывания конкурентных начал, тарифного режима для всех остальных сегментов внутреннего рынка. В противном случае, задача технической реконструкции обрабатывающей промышленности может быть поставлена под угрозу, а страна не сможет в полной мере реализовать благоприятные предпосылки для своего стабилизированного периода развития.

Необходимо разработать меры, пресекающие утечку капитала из России и исключающие дискриминацию отечественных предприятий в пользу зарубежья. Во-первых, целесообразно пересмотреть порядок возмещения НДС экспортерам. Учитывая необходимость возвращать НДС при вывозе товаров в страны СНГ, следует приравнять эти операции с операциями внутри РФ. Во-вторых, следует использовать такой существенный резерв, как обложение НДС импорта услуг, объем которого достигает 20 млрд. долл. США в год (это будет способствовать и устранению дискриминации отечественных производителей). Наконец, в-третьих, целесообразно предусмотреть обложение НДС вывоза за границу денежных средств и ценностей в любых формах (сверх установленных таможенным законодательством норм), а также возмещение этого налога его плательщикам при обратном ввозе денежных средств и ценностей пропорционально возвращенной в Россию стоимости.

Для импортеров основанием к возмещению налога может служить ввоз купленных товаров, а для экспортеров налог может быть заменен банковской гарантией репатриации экспортной выручки.


Макрушин Александр Владимирович







Интересное:


Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов бюджета
Оценка налоговой реформы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации
Налогоплательщики - социологический портрет и управление отношениями субъектов налогообложения
Налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость и их классификация
Развитие теоретических взглядов на проблему исчисления тяжести налогообложения
Вернуться к списку публикаций