2011-08-09 09:00:21
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Налоговые санкции, механизмы реализации и пути развития контрольно-регулятивной налоговой политики



Налоговые санкции, механизмы реализации и пути развития контрольно-регулятивной налоговой политики


В узком смысле, налоговые санкции представляют собой совокупность штрафных санкций за налоговые правонарушения и пени за нарушение сроков уплаты налогов согласно Налоговому и Административному кодексам РФ. При этом платежи в форме штрафов и пени не засчитываются как исполнение налогового обязательства и не являются собственно налоговыми платежами. Именно по этой причине погоня за штрафами не может считаться нормальным явлением, а их рост лишь указывает на низкую результативность контрольно-регулятивной налоговой политики.

Налоговых правонарушений, за которые налоговые органы могут применить согласно законодательству штрафные санкции, достаточно много (они подробно изложены в статьях 116-135 первой части Налогового кодекса РФ и сведены в схему в таблицу 1), поэтому удобнее будет сгруппировать их по следующим основным видам:

- сокращение (занижение) дохода (прибыли) и иного объекта налогообложения;

- неправильное удержание налога лицом - источником выплат;

- отсутствие или ведение учета объекта налогообложения и финансовой отчетности с нарушением установленного порядка;

- несвоевременная или неполная уплата налогов;

- непредставление или несвоевременное представление налоговым органам документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов в бюджет;

- невыполнение налогоплательщиками требований должностных лиц налоговых органов;

- невнесение исправлений в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) и иного объекта обложения, выявленных налоговыми органами;

- невыполнение требований налоговых органов по устранению выявленных нарушений налогового законодательства.


Таблица 1

Штрафные санкции, применяемые за налоговые правонарушения в соответствии с Налоговым кодексом РФ


№ п/п

Виды налоговых правонарушений

Ответственность

1.

Ст. 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

1) 5 тыс. руб.

2) 10 тыс. руб. при сроке более 90 дней

2.

Ст. 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

1) 10% от доходов, полученных от этой
деятельности, но не менее 20 тыс. руб.

2) 20% от доходов, полученных от этой
деятельности без постановки на учет
более 90 дней

3.

Ст. 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке

5 тыс. руб.

4.

Ст. 119. Непредставление налоговой декларации

1) 5% от суммы налога по декларации за
каждый месяц, в т.ч. неполный, но не
более 30% от суммы и не менее 100 руб.

2) 30% от суммы налога, подлежащей
уплате, и 10% за каждый месяц, начиная
со 181 дня

5.

Ст. 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

1) 5 тыс. руб.

2) 15 тыс. руб. - если они совершены в
течение более одного налогового
периода

3) 10% от суммы неуплаченного налога,
но не менее 15 тыс. руб. - при
занижении налоговой базы

6.

Ст. 122. Неуплата или неполная уплата суммы налога

1) 20% от неуплаченных сумм налога

2) 40% от неуплаченных сумм налога -
если эти деяния совершены умышленно

7.

Ст. 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

20% от суммы, подлежащей перечислению

8.

Ст. 124. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение

5 тыс. руб.

9.

Ст. 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

10 тыс. руб.

10.

Ст. 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

1) 50 руб. за каждый непредставленный документ

2) 5 тыс. руб. при отказе организации

3) 500 руб. при отказе физического лица

11.

Ст. 128. Ответственность свидетеля

1) 1 тыс. руб.

2) 3 тыс. руб. - отказ от дачи показаний, дачи заведомо ложных показаний

12.

Ст. 129.1. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

1) 500 руб. - при отказе от проведения налоговой проверки

2) 1 тыс. руб. - дача ложного заключения или перевода

13.

Ст. 129. Неправомерное несообщение сведения налоговому органу

1) 1 тыс. руб.

2) 5 тыс. руб. за деяния, совершенные повторно в течение календарного года

14.

Ст. 132. Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику

1) 10 тыс. руб.

2) 20 тыс. руб. - за несообщение банком сведений об открытии или закрытии счета

15.

Ст. 133. Нарушение банком срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора

Пеня – 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки

16.

Ст. 134. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам

20% от перечисленной суммы, но не более суммы задолженности

17.

Ст. 135. Неисполнение банком решения о взыскании налога

1) пеня - «но от ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки

2) 30% не поступившей суммы в результате создания банком ситуации отсутствия денежных средств у плательщика

18.

Ст. 135.1. Непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка

1) 10 тыс.руб. при отсутствии признаков правонарушения

2) 20 тыс. руб. за непредставление сведений в установленный срок


Согласно Налоговому кодексу РФ, за соответствующие налоговые правонарушения налогоплательщик несет различные меры ответственности, которые в силу их множественности также можно сгруппировать следующим образом:

1) взыскание сумм налога за сокрытый, заниженный и не учтенный объект налогообложения;

2) штрафные санкции (в абсолютных суммах или процентах от налоговых сумм) за каждое из видов налоговых правонарушений;

3) наложение пени с налогоплательщиков в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ в случае нарушения сроков уплаты за каждый день просрочки платежа.

Штрафные санкции должны быть четко определены в налоговом законодательстве по составу, видам налоговых правонарушений и величине. Нечеткие формулировки в отношении отдельных налоговых правонарушений, спорность и неразработанность каких-либо положений позволяют налоговым органам достаточно вольно, в свою пользу и не всегда правильно, квалифицировать действия налогоплательщиков. Рассмотрим наиболее злободневные вопросы, касающиеся порядка применения штрафных санкций.

Во-первых, в действующем налоговом законодательстве отсутствует расшифровка понятий сокрытого или заниженного дохода (прибыли), не определено значение умышленного сокрытия, которое влечет за собой повышенную налоговую ответственность. В результате, под заниженной прибылью может подразумеваться фактически неполученная (недополученная) прибыль или упущенная выгода. Например, по-разному можно понимать такой вид правонарушений, как «грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» (ст. 120 Налогового кодекса РФ), за которое установлено 3 вида штрафных санкций). Размыто содержание статей 128 «Ответственность свидетеля» и 129 «Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки...». Не ясен статус и контингент таких свидетелей, экспертов, переводчиков и специалистов.

Во-вторых, не отрегулированным, с правовой точки зрения, является вопрос о том, сколько и каких взысканий можно применить одновременно по одному нарушению. За рубежом в основном используется метод зачета ответственности при наложении взыскания за взаимосвязанные, вытекающие одно из другого нарушения по принципу поглощения большей мерой меньшей. В России же при наложении мер ответственности исходят из принципа их раздельного применения и сложения одновременно нескольких санкций. Например, если нарушение правил учета объекта налогообложения (ст. 120 HK РФ) повлекло за собой неполную уплату налогов (ст. 122 HK РФ), то налоговый орган вправе взыскать штрафы за оба нарушения одновременно, сложив суммы наложенных штрафов для одних налогоплательщиков, а может и взыскать только один штраф за одно правонарушение для других налогоплательщиков. То есть, метод сложения штрафных санкций создает почву для неоднозначного подхода должностного лица к разным налогоплательщикам в зависимости от личных симпатий, то есть, создает условия для допущения различного рода нарушений со стороны налоговых органов, в том числе в корыстных целях. Метод поглощения большей мерой ответственности меньшей исключает возможность волюнтаристского подхода должностных лиц налоговых органов к налогоплательщикам. Таким образом, принцип сложения штрафных санкций - это прямое ущемление прав налогоплательщиков. Он является несправедливым ни с правовой, ни с экономической точек зрения, учитывая и без того достаточную жесткость действующих налоговых санкций, а также высокое налоговое бремя и сложное финансовое положение основной массы налогоплательщиков. К тому же, как отмечалось ранее, нет достаточно жесткой связи между количеством, размерами налоговых санкций и количеством налоговых правонарушений, фактически совершаемых налогоплательщиками. Поэтому, видимо, настало время перейти от принципа сложения к принципу зачета большей штрафной санкцией меньшей.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Основные понятия налогообложения доходов физических лиц в РФ
Влияние системы налогообложения на эффективность функционирования малого предпринимательства
Стимулирование малого предпринимательства посредством создания особых налоговых условий. Анализ зарубежного опыта налогообложения малого предпринимательства
Исследование направлений по совершенствованию системы обложения единым налогом на вмененный доход
Особенности объекта обложения налогом на добавленную стоимость и налоговые льготы
Вернуться к списку публикаций