2011-08-09 09:00:21
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Налоговые санкции, механизмы реализации и пути развития контрольно-регулятивной налоговой политики



Налоговые санкции, механизмы реализации и пути развития контрольно-регулятивной налоговой политики


Важнейшим инструментом контрольно-регулятивной налоговой политики являются налоговые санкции. Однако и в экономической литературе, и в законодательных актах этому финансовому инструменту уделяется незаслуженно мало внимания как в теоретическом, так и в стратегическом плане.

Налоговые санкции внешне представляют собой противоположную налоговым льготам сторону единого процесса налогового регулирования и контроля. Налоговые санкции имеют свое происхождение не только от регулирующей, но и в большей степени от контрольной функции налогов и направлены на обеспечение более высокой результативности выполнения налогами фискальной функции. Это финансовый результат (с обратным значением) налогового регулирования и контроля со стороны налоговых органов, имеющий целью создание условий для наиболее полного сбора налогов в установленные сроки и стимулирования предприятий в рациональном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. То есть, чем меньше в стране, регионе и т.д. наложено санкций на налогоплательщиков за налоговые правонарушения, тем выше регулятивно-контрольный эффект проводимой государством политики, а не наоборот, как, к сожалению, приходится слышать при оценке работы российских налоговых органов.

Единство большей части налоговых льгот и налоговых санкций заключается в общей их целевой направленности на увеличение массы налоговых поступлений, но различными способами. Налоговые льготы рассчитаны на обеспечение прироста налоговых поступлений в будущем путем временного уменьшения налогов для отдельных групп плательщиков в настоящем. Налоговые санкции, наоборот, рассчитаны на обеспечение полноты сбора и увеличение доходных поступлений в бюджет в настоящем времени по факту совершения плательщиками налоговых правонарушений путем взыскания неуплаченных налогов, штрафов, пени и т.д., а также морально-психологического воздействия на плательщиков фактом существования штрафных платежей с целью предотвращения в будущем (впредь) налоговых правонарушений или негативных действий (бездействий) природоохранного и экологического характера. Однако, чисто внешне, налоговые льготы выглядят как способы уменьшения налоговых платежей в бюджет, а налоговые санкции - их увеличения. Поэтому обе стороны процессов налогового регулирования и контроля по-своему связаны с понятиями уклонения от налогов, обхода налогов и налогового планирования на предприятиях.

Уклонение от налогов обычно связано с незаконными действиями (бездействиями) плательщиков: несвоевременной уплатой налогов, сокрытием доходов, незаконным использованием налоговых льгот, непредставлением в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, и т.д. То есть, под уклонением от налогов понимается уменьшение налоговых обязательств, как правило, незаконными способами.

Обход налогов - это действия (бездействия) юридических и физических лиц по уменьшению налоговых обязательств, при которых они выводят себя из категории плательщиков того или иного налога по следующим причинам: его деятельность по закону не подлежит налогообложению; полученные доходы и другие объекты по закону не облагаются налогами; нежелание регистрироваться в налоговых органах и т.д. То есть, способы обхода налогов можно разделить на две группы: законные и незаконные. Законный обход может быть связан с использованием установленных налоговых льгот и режимов, с неточным, двусмысленным и неконкретным изложением отдельных положений законов о налогах, их несогласованностью между собой и с другими неналоговыми законами и нормативными актами Министерства по налогам и сборам РФ. К примеру, действующий с 1996 г. Федеральный закон «Об образовании» (от 13.01.90 г. № 12-ФЗ), предполагающий освобождение учебных заведений от уплаты налогов с небюджетных доходов, противоречил 25 главе Налогового кодекса, в которой для образовательных учреждений не предусмотрено никаких льгот по налогу на прибыль (доход). Соответственно, решение налогоплательщика и налогового органа будет неоднозначно, но законно с обеих позиций. Незаконный обход налогов предполагает использование запрещенных способов уменьшения налоговых платежей или их неуплату вовсе, например, уклонение от регистрации в налоговом органе, уплата подоходных налогов с юридических и физических лиц за счет средств субъектов, не являющихся их плательщиками, уклонение от подачи налоговой декларации и от ведения учета и т.п.

Уклонение от налогов вместе с незаконным обходом налогов составляют основную часть налоговых правонарушений, за допущение которых на налогоплательщиков (потенциальных или фактических) накладываются наиболее существенные штрафные санкции.

В отличие от названных незаконных действий (бездействий), налоговое планирование юридических и физических лиц направлено на законные действия налогоплательщиков, то есть на законный обход налогов и использование всех установленных налоговых льгот или применение специальных приемов уменьшения налоговых обязательств плательщиками законными способами без оснований для наложения штрафных санкций. Целью налогового планирования является законная минимизация налогового бремени плательщиком. К сожалению, несмотря на принципиальность проблемы, в Налоговом кодексе РФ отсутствует четкое определение понятия уклонения от налога и вообще не зафиксированы понятия «обход налога» и «налоговое планирование», как важнейшее право налогоплательщика, а также пределы, в рамках которых налоговое планирование переходит в налоговые правонарушения.

Обход налогов более сложное и противоречивое понятие по сравнению с уклонением от них. Поэтому для того, чтобы четко представлять себе экономические границы между налоговыми правонарушениями и налоговым планированием предприятий, остановимся на факторах, определяющих возможность обхода налогов:

- объект налогообложения (освобождение от налогов отдельных его видов);

- субъект налога (полное или частично освобождение от некоторых налогов отдельных категорий налогоплательщиков);

- метод налогообложения, способ исчисления и уплаты налога (например, прогрессивное обложение доходов до достижения их определенного уровня при сложной прогрессии выгоднее пропорционального);

- методы учета объекта налогообложения (например, учет материально-производственных запасов методом ФИФО позволяет показать в финансовой отчетности меньшую сумму прибыли для налогообложения, чем при методах ЛИФО и по средневзвешенной себестоимости);

- источники получения доходов по видам деятельности (например, доходы от ценных бумаг, от долевого участия в других предприятиях и т.д. облагаются по более низким ставкам по сравнению с другими видами доходов);

- места вложения доходов и капиталов («налоговые убежища, оазисы, гавани», оффшорные зоны и т.д., где действуют режимы льготного налогового обложения или благоприятствования);

- режим налогообложения одного и того же объекта в разных странах и их регионах (разные ставки налога, разные налоговые льготы и т.д.), а также наличие или отсутствие международных договоров между странами для избежания двойного налогообложения.

Любые другие способы, пути и методы уменьшения налогов плательщиками, выходящие за рамки законного использования перечисленных особенностей налогообложения (налогового планирования), представляют собой, как правило, налоговые правонарушения, за допущение которых на плательщика накладываются соответствующие штрафные санкции.

В научной литературе обычно не дается определения понятия налоговых санкций как элемента налогообложения и как инструмента контрольно-регулятивной политики государства. В этой связи, налоговые санкции предлагается рассматривать с широкой и узкой точек зрения.

В широком понимании, налоговые санкции представляют собой совокупность налоговых взысканий и административных санкций (возврат неуплаченных или заниженных сумм налогов, штрафы, пени) за налоговые правонарушения, а также штрафных налогов (ставок) за нарушения норм природопользования, устанавливаемых в законодательном порядке с целью обеспечения полноты сбора налогов, регулирования и контроля за налоговыми и связанными с ними действиями (бездействиями) налогоплательщиков.

Таким образом, можно выделить две большие группы налоговых санкций, различающихся между собой типами правонарушений, за которые они устанавливаются (см. Рис. 1):

1) налоговые взыскания и административные санкции;

2) штрафные налоги (ставки).

Классификация налоговых санкций

Рис. 1. Классификация налоговых санкций



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Эволюция форм налогообложения в исследованиях финансовой науки
Направления совершенствования налоговой политики РФ
О налогообложении ценных бумаг - проблемы и перспективы
Направления повышения эффективности косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России
Налоговая политика в системе налоговых отношений и категорий управления налоговым процессом
Вернуться к списку публикаций