2011-08-05 09:00:46
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Приоритеты, механизмы и пути реализации эффективной налоговой политики



Приоритеты, механизмы и пути реализации эффективной налоговой политики


Ставка нового социального налога (CH) должна составить 7% (с распределением по социальным фондам, соответственно: 4,5%; 1,3%; 0,1%; 1,1%), что примерно соответствует ставке прежнего социального налога в размере 21,6% к расходам на оплату труда. Исчисленные к выручке суммы CH, как и сейчас, должны относиться на издержки производства и обращения. В конечном счете, новый CH - это не налог на доходы физических лиц. Тогда почему его обязательно нужно жестко привязывать к оплате труда? Думается, что вряд ли можно дать достаточно обоснованный ответ на этот вопрос. Страховые же взносы на обязательное пенсионное страхование, включая их накопительную часть, действительно, должны быть жестко привязаны к оплате труда и взиматься отдельно с направлением на соответствующие пенсионные страховые и накопительные лицевые счета в пропорциях, установленных действующим законодательством. При установлении ставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 14% к сумме оплаты труда работников, общий уровень налоговых начислений на заработную плату составит 27% (14% + 13% налог на доходы физических лиц). Названные страховые взносы в ближайшее время должны относиться на издержки предприятий, хотя в перспективе (по принятии закона о достойной минимальной оплате труда работодателями своим работникам) ставка 14% может быть разделена на две части, одна из которых будет непосредственно уплачиваться из заработной платы работника (при условии учета этой ставки в минимальном размере оплаты труда).

Предложенные выше меры позволят, во-первых, без утяжеления порядка исчисления и уплаты социального налога системой регрессивных ставок устранить жесткую зависимость налога от размеров фактически выплаченной заработной платы (кроме страховой и накопительной части, в которой работники сами заинтересованы), а следовательно, создать условия для налогоплательщиков в отказе от использования ими незаконных схем оплаты труда, во-вторых, выравнить режимы налогообложения средств на оплату труда и прибыли, что будет препятствовать субъективному переливу одного вида дохода в другой.

Одновременно, следует восстановить прогрессивную шкалу подоходного налога: 17%, 21% и 26%, а также повысить до оптимального размера ставку налога на прибыль - 26-27%. При этом, определяя оптимальные значения налога на прибыль, мы опирались на расчеты, проведенные ранее некоторыми другими экономистами, например, Барулиным С.В., Бекетовой О.Н. и отдельными представителями законодательной власти. Все вышесказанное позволит, с одной стороны, восстановить социальную справедливость подоходного налогообложения и, с другой стороны, сравнять уровни предельных ставок взаимосвязанных налогов с доходов физических и юридических лиц (организаций).

Итак, для перехода к стимулирующей бюджетно-налоговой политике реформирования в России необходимо параллельное решение двух, казалось бы взаимоисключающих задач: с одной стороны, увеличения налоговых доходов, поступающих в бюджет; с другой стороны, снижения налоговой нагрузки до уровня, создающего заинтересованность в росте инвестиций и производства. Однако на практике, как уже отмечалось, превалировал фискальный подход, ведущий к подавлению производства, а не к его стимулированию, хотя уже не один год ведутся острые дискуссии о возможности одновременного достижения названных двух целей. И для этого есть все основания. В экономике функционируют три сектора (сферы): легальный, легальный льготный и теневой, два последних из которых частично или полностью свободны от налогового бремени. Например, нелегальный вывоз капитала за границу в 1999 г. составил по оценке Минфина РФ 15-16 млрд. долларов США. То есть, существует потенциальная возможность увеличения в 1,5-2 раза налоговых поступлений в бюджет при одновременном сокращении в тех же размерах налогового давления на российских товаропроизводителей.

В то же время, необходимо создать условия для того, что на деле реализовать эту возможность. Во-первых, требуется политическая воля в последовательном проведении стимулирующей бюджетно-налоговой политики, способная сломать негативные налоговые стереотипы. Во-вторых, необходима последовательная реформа всей налоговой системы, а не вырывание отдельных налоговых инструментов из общего налогового контекста, что наблюдается на протяжении последнего десятилетия. В-третьих, требуется коренная переориентация системы налогового льготирования на стимулирование инвестиционной производственной деятельности.

Даже после существенных изменений, внесенных принятыми уже на данный момент главами второй части Налогового кодекса РФ, действующая налоговая система продолжает оказывать угнетающее воздействие на развитие производственной сферы российской экономики. Такое состояние, когда у законопослушных налогоплательщиков, полностью уплачивающих все налоги, не остается достаточно финансовых ресурсов для инвестирования затрат на развитие производства и обновление изношенных основных фондов, принято характеризовать как неблагоприятный налоговый режим, толкающий предприятия к сокрытию объектов налогообложения, уклонению от налогов и ухода в теневой сектор экономики. Не платить или не полностью платить налоги стало «правилом хорошего тона».

Стереотип налогового подавления сосуществует с другим стереотипом налоговой политики - чрезмерной загруженности системы налогообложения экономически необоснованными налоговыми льготами и преференциями. Налоговые льготы и государственные приоритеты существуют как бы сами по себе. Широкое распространение получила практика предоставления индивидуальных и групповых льгот, что создает основу для коррупции, порождает цепочку налоговых послаблений путем использования льготных прав одного налогоплательщика другими налогоплательщиками и т.п. Например, это - лоббистские льготы отраслевого характера, налоговые освобождения предприятий, якобы использующих труд инвалидов, засорение порядка взимания личных налогов многочисленными льготами, связанными с определенным социальным статусом налогоплательщиков и т.д. В то же время, получение инвестиционных льгот сопряжено с целым рядом необоснованных ограничений, например по инвестиционному налоговому кредиту, полным отсутствием каких бы то ни было налоговых льгот по инвестиционной лизинговой деятельности и т.п.

Далека от совершенства действующая система и порядок применения налоговых санкций. Российское правительство постоянно ужесточает их, но задолженность по налоговым платежам не становится от этого меньше. Штрафы все более превращаются из контрольно-регулирующего инструмента в важный, стабильный источник государственных доходов. Это ненормальное явление, которое заставляет задуматься и пересмотреть контрольно-регулирующую политику.

Таким образом, проводимая налоговая политика не отражает рыночной мотивации российской экономики, не создает стимулов налогоплательщикам для того, чтобы вкладывать финансовые ресурсы в развитие производства, в снижение издержек и наращивание легальных объемов продаж, а наоборот, стимулирует сокрытие объектов налогообложения, перевод капиталов за границу, установление особых отношений между налогоплательщиками, налоговыми органами и органами власти, не предусмотренных налоговым законодательством и т.п.

Порой, результативность деятельности менеджера по улучшению работы предприятия не идет ни в какое сравнение с результативностью уклонения от налогов, сокрытия доходов от налогообложения или получения налоговых льгот на «законных» основаниях.

Негативная в целом оценка результатов проведения политики в области налогообложения и функционирования действующей налоговой системы России обязывает определить основные приоритеты эффективной налоговой политики, отражающей стратегические направления налогового реформирования:

1. Проведение реструктуризации и переориентация целевой направленности российской системы налогообложения. Необходимо изменить структуру налоговой системы с целью уловить теневые финансовые потоки, построить налогообложение таким образом, чтобы заинтересовать предприятия и предпринимателей в увеличении легальных объемов производства, экспорта и продаж, в легализации и росте показанных в отчетах доходов (прибыли, оплаты труда, предпринимательского и валового доходов). В налоговой системе необходимо изменить соотношение между косвенными налогами на бизнес и прямыми подоходными налогами в сторону увеличения доли последних с тем, чтобы они составляли не менее 50% всех налоговых доходов. В составе же косвенных налогов на бизнес следует сместить акцент на поимущественные налоги и налоги за пользование природными ресурсами, включая штрафные налоги за нарушение норм природопользования.

2. Обеспечение роста налоговых поступлений в бюджеты и внебюджетные фонды всех уровней исключительно за счет наращивания объемов производства, продаж и доходов, легализации российского бизнеса, а не в результате увеличения налоговых ставок и введения дополнительных (к установленному перечню) налогов. При этом целесообразно расширение специальных налоговых режимов на отрасли добывающей промышленности в связи с их спецификой, предполагающих замену большинства налогов и сборов единым (совокупным) налоговым платежом, при сохранении в качестве самостоятельных экспортных пошлин, рентного налога на сверхприбыль, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и социального налога.

3. Стратегическое направление налоговой политики - снижение налогового бремени на товаропроизводящую сферу до оптимального для России уровня на основе оптимизации ставок и упорядочения базы обложения основных налогов, определяющих структуру доходов бюджета. При этом не следует ориентироваться на общепринятый налоговый предел (35-40%) и те рыночно развитые страны, где доля налогов в ВВП составляет 45-50% (Дания, Швеция, Бельгия, Франция). У них совершенно иная социально-экономическая ситуация, не имеющая ничего общего со стагфляционным состоянием российской экономики. Поэтому, учитывая острую необходимость в обеспечении экономического роста и стимулировании инвестиций в России, необходимо поэтапно довести налоговое бремя до оптимальных 28% к чистой добавленной стоимости без учета «теневой» экономики (в значениях предельных границ налоговых изъятий 25-31%).

Для реализации названных выше стратегических направлений эффективной налоговой политики необходимо решить комплекс следующих первоочередных задач:

- упрощение порядка исчисления НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на доходы физических лиц, в частности, путем возврата к прежнему механизму взимания акцизов на нефтепродукты с нефтеперерабатывающих заводов, максимально возможного приближения данных налогового и бухгалтерского учета по налогу на прибыль, ограничения для налогообложения сумм материальной выгоды и сокращения подоходных социальных льгот;

- отмена налога с продаж, представляющего собой в сочетании с НДС, типичный пример двойного налогообложения в сфере розничной торговли;

- перенесение акцента в налоговой системе: во-первых, на налоги, которые легче контролировать, делают невыгодным занижение налогоплательщиками налоговой базы и сокрытие доходов от налогообложения (единые налоги в рамках специальных налоговых режимов, налоги за природные ресурсы); во-вторых, на налоги, исчисление налоговой базы по которым и сумм платежа возлагается на налоговые органы или под их непосредственным контролем (налоги на недвижимость и транспортные средства на базе рыночной стоимости, а также с крупной личной собственности, включая незавершенные объекты пропорционально их готовности); в-третьих, на акцизные налоги (особенно на энергетические ресурсы, за исключением природного газа) и патентные (лицензионные) сборы отдельных видов хозяйственной деятельности (торговой, кредитной, разведку месторождений и т.п.);

- отмена акциза на природный газ и введение рентного налога на сверхприбыль при добыче полезных ископаемых, установление системы дифференцированных экспортных (ввозных) пошлин на природный газ, учитывающих колебания мировых цен на данное сырье;

- установление оптимальных ставок основных налогов: НДС - 16%, налог на прибыль - 26-27%, единого налога на имущество (недвижимость и транспортные средства) - 0,9% (с учетом возможности установления льготных ставок - 0,5%, и штрафных ставок - 5% для определенных категорий налогоплательщиков и имущества, а также отмены или сокращения в 2 раза ставок транспортного налога), приведение в количественное равновесие ставок совокупных налоговых начислений на фонд оплаты труда (налога на доходы физических лиц и социального налога) с оптимальной ставкой налога на прибыль;

- переход на принципиально новый механизм исчисления и уплаты социального налога на базе выручки от реализации и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от расходов на оплату труда работников с целью стимулирования предприятий в легализации своих доходов;

- введение полной государственной монополии на производство и (или) реализацию крепких алкогольных напитков, как единственное действенное сейчас средство борьбы с «теневым» алкогольным бизнесом и существенного увеличения поступлений акцизов в бюджет;

- разработка эффективной системы инвестиционных льгот, отказ от отраслевых налоговых льгот и преференций, снятие ограничений с налоговых льгот инвестиционного характера, включая инвестиционный налоговый кредит, связанных с развитием производства, прикладной науки и техники, установление налоговых льгот по лизингу в производственной и научно-технической сфере; установление необлагаемого минимума при обложении НДС, пересмотр социальных льгот;

- с целью увеличения поступлений по налогу на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование законодательно установить на федеральном и региональных уровнях достойный (реальный) размер минимальной оплаты труда наемных работников;

- изменение порядка применения (наложения) налоговых санкций и разработка действенных механизмов противодействия росту недоимок и задолженности по налогам;

- принятие мер по упорядочению таможенного регулирования, препятствующих утечке капитала за границу и ущемлению интересов отечественных предприятий.

4. Еще одним немаловажным стратегическим направлением бюджетно-налоговой политики является пересмотр позиции государства по отношению к доходам от государственных имущества и собственности. Чем больше будут неналоговые доходы, тем больше возможностей для снижения налогового бремени на товаропроизводителей. К примеру, в 1999 г. дивиденды были выплачены государству лишь тринадцатью процентами акционерных обществ, а бюджетные назначения выполнены ими только на 50%. Необходимо усилить государственный контроль и повысить участие в формировании доходов бюджета естественных монополий, Министерства путей сообщения и Центробанка РФ. При сокращении производства продукции они продолжают бесконтрольно расширять численность (в 1999 г. в газовой промышленности - на 67%, в электроэнергетике - на 55%), существенно превышать нормативы расходов на содержание аппарата управления, установленные для них. Поэтому, снизив непроизводительные расходы и обеспечив надлежащий контроль за использованием эмиссионного дохода ЦБ РФ, можно значительно пополнить доходы бюджета.

5. Учитывая то, что налоговая система должна стать инструментом стимулирования экономического роста, обеспечения социальной справедливости и взаимодействия между различными государственными образованиями внутри страны, необходимо провести преобразование Министерства по налогам и сборам в Министерство налоговой стратегии и налоговой политики.

6. Совершенствование инфраструктуры процесса сбора налогов путем полной автоматизации налогового процесса, внедрения современной компьютерной техники и информационных технологий для контроля за собираемостью налогов, создания единой универсальной базы данных всех налогоплательщиков России.


Макрушин Александр Владимирович



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Влияние системы налогообложения на эффективность функционирования малого предпринимательства
Акциз
Совершенствование налогового администрирования как одно из направлений повышения эффективности налоговой политики
Льготы по налогу на добавленную стоимость и социальная политика
Особенности объекта обложения налогом на добавленную стоимость и налоговые льготы
Вернуться к списку публикаций