2011-08-03 09:00:55
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Фискальная, регулирующая и контрольно-регулятивная роль налогов и российской налоговой системы



Фискальная, регулирующая и контрольно-регулятивная роль налогов и российской налоговой системы


Влияние налогов на воспроизводственный процесс происходит в двух аспектах: во-первых, воздействие на производство и потребление, на спрос и предложение, во-вторых, регулирование доходов внутри бюджетной системы. Первый аспект основан на изменении видового состава и структуры налоговой системы, элементов налогообложения и налоговых льгот, а второй аспект реализуется через систему межбюджетных отношений и бюджетного регулирования, основанную на распределении налоговых доходов (на постоянной основе) между уровнями бюджетной системы, на установлении нормативов отчислений на долговременной или временной основе от регулирующих налогов вышестоящего бюджета, а также на территориальном выравнивании через трансферты, субвенции, субсидии и другие формы финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

В схеме на Рис. 1 представлены лишь основные направления реализации фискальной роли налогов и налогового вмешательства государства в рыночную экономику и социальную сферу. Эффективность налогового регулирования может быть обеспечена только при наличии четкой макроэкономической стратегии в рамках общей системы государственного регулирования экономики, разработанной в соответствии с долгосрочной программой социально-экономического развития страны. Все экономические, финансовые и налоговые методы государственного регулирования должны быть тесно взаимосвязаны, что является необходимым условием достаточной результативности каждого из них в отдельности.

Оценку фискальной и регулирующей роли можно проводить в целом по совокупности налогов и в разрезе отдельно взятых налоговых форм, групп и видов в соответствии с принятой классификацией налогов. Сравнительный анализ налогового бремени, состава и структуры налоговых систем в России и за рубежом позволил сделать ряд выводов, по которым можно судить о результативности налогов (табл. 1.).


Таблица 1

Удельный вес налоговых поступлений в различных странах



Доля налогов и обязательных платежей в ВВП

Доля налогов без обязательных платежей в ВВП

Германия

42,9

23,1

Бельгия

46,4

31,1

Дания

52,8

49,7

Франция

46,3

24,9

Италия

42,9

27,4

Нидерланды

44,8

26,6

Австрия

45,5

29,9

Швеция

54,2

38,1

Великобритания

33,9

27,7

Испания

35,5

21,7

Канада

36,3

21,7

США

21,8

22,7

Япония

28,6

18,2

Россия:

 

 

- отчет за 1997 г.

31,8

23,1

- в условиях Налогового кодекса

30,7

22,9


Несмотря на то, что на протяжении 90-х годов налоговое бремя в России было одно из самых высоких среди развитых стран, заявлять о позитивной роли налогов в нашей стране не дают следующие основания:

- острая нехватка средств бюджета для полного покрытия даже защищенных статей расходов (хотя их круг все более и более сужался), искусственный профицит бюджета (за счет урезания социальных расходов);

- очень низкая собираемость налогов (ежегодно недоимки колебались в пределах около 30% к сумме первоначальных плановых назначений), в отдельные годы задолженность по налогам составляла 25% по отношению к фактическим налоговым поступлениям (даже в 2002 г. - 22,4%), что говорит об излишней фискальности налоговой системы (таблица 2);


Таблица 2

Динамика показателей экономического роста, налогов на производство и импорт и задолженности на налоговым платежам в России за период с 1994 по 2001 гг.


(в текущих ценах; трлн. руб.)

 

Годы

Темпы роста за период с 1995 по 2001 гг. (%)

Показатели

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

1. В В П

610,7

1585,0

2200,0

2585,0

2741,0

4757

7063

9097

573,9

2. В H Д

605,4

1569,3

2172,1

2553,9

2713,6

4698

6921,8

8915

568,1

3. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств

345,4

941,4

1056,1

1265,5

1498,7

2497,6

3324,5

5155

547,6

4. Оплата труда наемных работников

301

695,8

1032,5

1207,7

1292

1947

2822

4069

584,6

5. Доходы консолидированного бюджета

172,4

437,0

558,5

711,6

686,8

1213,6

2079

2674

611,9

6. Инвестиции в основной капитал

108,8

267,0

375,9

408,8

407,1

670,4

1165,2

1599

598,8

7. Поступления налогов на производство и импорт

45,0

62,0

108,7

143,4

176,1

270,5

393,6

296

477,4

8. Задолженность по налоговым платежам, всего: - сумма

15,1

56,8

128,2

181,8

259,2

378,2

463,7

521,9

918,8

- по отношению к доходам бюджета (%)

8,8

13,0

22,9

25,5

37,7

31,2

22,3

19,5

X



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Особенности становления малого предпринимательства в России
Комплексная оценка налоговой политики Российской Федерации
Налоговые санкции, механизмы реализации и пути развития контрольно-регулятивной налоговой политики
Налогообложение как фактор развития рыночной экономики
Эволюция форм налогообложения в исследованиях финансовой науки
Вернуться к списку публикаций